Выбираем сабвуфер правильно. Сабвуфер — блажь молодежи или незаменимая вещь в автомобиле

У этого технического средства существуют свои особые характеристики, которые скрупулёзно изучаются знатоками перед покупкой. «Басы» придают звучанию брутальности и дарят ощущение полной вовлечённости в атмосферу полёта, гармонии и единения с музыкальным произведением.

Впрочем, не все автолюбители сведущи в аудиотехнике, зато многие из них ценят отличное и качественное звучание любимых мелодий. Сталкиваясь с выбором аудиотехники для своих транспортных средств, у них возникает простой и закономерный вопрос - что же такое сабвуфер? На него, в первую очередь, и следует дать ответ.

Сабвуфером называют динамик, работающий на низкочастотных волнах и отвечающий за качественное воспроизведение самых нижних звуковых частот диапазона выбранного вами музыкального произведения.

Различают несколько типов сабвуферов. Корпусные динамики отличаются наличием акустической оболочки - специального корпуса, в который встроен динамик. Конструкция является единым целым - каждая её деталь обеспечивает гармонию звукового сопровождения. Динамики типа «free-air» при установке встраиваются в поверхность салона автомобиля и декорируются или маскируются при помощи специальной сетки и кольца.

Виды корпусов

Сабвуферы также принято различать по видам корпусов. Динамики, обладающие герметичным типом корпуса, отличаются полной изоляцией внутреннего воздушного пространства, где располагается сам динамик, от внешнего. Заключённое внутри корпуса воздушное пространство обеспечивает поддержку мембраны динамика, вследствие чего увеличивается предельная мощность, которую способен выдержать динамик.

Фазоинверсный корпус отличается наличием вентиляционного канала, стимулирующего и улучшающего качество воспроизведения самых низкочастотных звуков, которые только способен воспринять человек.

Корпус типа «bandpass» является своеобразной комбинацией двух типов, описанных выше. Данный вид отличается разделённым на 2 части корпусом. Одна из частей абсолютно герметичная, а другая фазоинверсная. Между этими двумя различного типа камерами вмонтирован сам динамик. Этот тип представляет собой «золотую середину» среди возможных вариантов и становится всё более популярным среди автовладельцев, обладая преимуществами как герметичных, так и фазоинверсных сабвуферов.

Изобарический тип корпуса характеризуется наличием сразу двух динамиков. Воздушная прослойка между мембранами обоих динамиков постоянно находится под давлением, вследствие чего и обеспечивается низкочастотное звучание устройства.

Все существующие сейчас типы корпусов сабвуферов, вне зависимости от своего строения и принципов действия, выполняют одну общую задачу - они обеспечивают изоляцию фронтальной звуковой волны, которая появляется благодаря движению мембраны динамика вперёд, и ограждает её от обратной волны, возникающей вследствие того, что мембрана возвращается назад. При отсутствии обеспечиваемой корпусом изоляции, волны будут взаимодействовать между собой и поглощать друг друга, снижая силу и качество звука.

Выбор конструкции

Определяясь с видом конструкции корпуса сабвуфера, необходимо принимать во внимание множество различных параметров. Следует учитывать мощность динамика, технические характеристики прочих элементов аудиосистемы, модель транспортного средства и - самое главное - мнение и пожелания заказчика.

К требованиям, которым должен отвечать корпус вашего сабвуфера, относятся герметичность, жесткость и демпфирование (иначе называемое звукоизоляцией). Не менее важны прочность корпуса и его устойчивость к вибрациям. Если эти параметры не будут соблюдены, то корпус в процессе работы станет производить собственные вибрации, тем самым искажая звуковое воспроизведение.

При желании он может быть собран индивидуально, с учётом всех желаемых характеристик. Если вам проще приобрести уже готовую конструкцию, производители готовы предоставить широкий выбор типовых моделей. Последний тип обычно демонстрирует оптимальное сочетание цены и качества и является наиболее популярным вариантом. Звучание динамиков в данном случае обеспечивается вполне приемлемое, а установить сабвуфер такого типа в автомобиле довольно просто, особенно ту его разновидность, которая обладает встроенным усилителем. Стоимость готовых сабвуферов колеблется в пределах 150-300 долларов США.

Как уже было сказано выше, сабвуфер является одним из основных компонентов аудиосистемы автомобиля и, следовательно, должен выбираться с учётом характеристик прочих её элементов. Первостепенное значение при выборе звуковой системы имеют, как правило, высоко- и среднечастотные динамики.

Будучи простым автолюбителем и не обладая достаточными техническими познаниями, человеку может оказаться достаточно сложно принять верное решение. Сам выбор лучше всего предоставить профессионалу, который сможет быстро определиться с необходимыми техническими характеристиками устройства. А вам лишь потребуется предварительно озвучить ему свои предпочтения.

Специалист принимает решение, основываясь на ваших требованиях. Он способен подобрать вариант, который будет распространять звуковую вибрацию по всему салону автомобиля, обеспечивая эффект полного присутствия в самом центре звучания. Если же для вас важнее чистота звука, а не его способность сотрясать пространство, специалист сумеет подобрать устройство, соответствующее и этим требованиям.

Выбор корпуса может зависеть даже от того, какому музыкальному стилю заказчик отдаёт своё предпочтение. Корпус будет подобран индивидуально для того, чтобы передать всю гамму звучания хард-рока, блюза или классических произведений. И при всём при этом, если вы решите прослушать композиции, принадлежащие к иному стилевому направлению, нежели привычное для вас, звучание всё равно будет на первоклассном уровне.

Где лучше разместить сабвуфер?

Профессионал способен установить его таким образом, что он идеально впишется в интерьер, не займёт дополнительного пространства и обеспечит отличное музыкальное звучание.

Проще всего разместить в салоне автомобиля модель типа «freeair» — ее можно установить куда угодно, благодаря наличию акустической оболочки, а не каркасного корпуса.

Большинство автовладельцев помещают сабвуфер в багажное отделение, хотя его можно встроить и в подлокотник, расположенный между двумя передними сидениями транспортного средства. Ещё одним оптимальным вариантом расположения устройства является помещение его под сидение.

Часто автолюбитель предпочитает конструкцию, в которой два небольших сабвуфера встраивают в двери автомобиля друг напротив друга, или же один встраивается в приборную доску, а другой - сзади, над багажным отделением. Отличительной особенностью «freeair» является то, что он способен идеально вписаться в интерьер посредством декоративной решётки, которую можно подобрать на любой вкус.

Если же используется корпусный сабвуфер, вы успешно можете обыграть его присутствие в салоне, сделав подходящий декор или выбрав для него стильный корпус.

16/09/2013 , Posted in

Существует целый ряд принципов, по которым можно классифицировать все сабвуферы для , или комнаты прослушивания. Далее мы перечислим основные из них, в каждом случае указывая преимущества и недостатки каждого вида.

Наличие встроенного усилителя

В зависимости от наличия или отсутствия встроенного усилителя различают Активные и Пассивные сабвуферы.

Активные сабвуферы в настоящее время наиболее распространены и, по большому счету, являются оптимальным выбором для использования в или . Активные сабвуферы, попросту говоря, наиболее гибки и удобны в плане инсталляции. Однако они совершенно не обязательно звучат наилучшим образом. Самый простой активный сабвуфер несет на борту усилитель, регулятор частоты раздела кроссовера (LPF или ФВЧ – Low Pass Filter или Фильтр Высоких Частот), переключатель фазы и два типа входных соединений. Наличие встроенного усилителя обуславливает необходимость отдельного шнура питания от розетки 220В до сабвуфера. Регулятор частоты раздела кроссовера позволяет вам ограничить сверху диапазон, который будет воспроизводить сабвуфер. Регулятор (чаще переключатель) фазы позволит вам лучше интегрировать сабвуфер с остальными колонками вашей системы. Он предназначен для инвертирования или плавного изменения фазы аудио сигнала, поступающего на вход сабвуфера. Для его правильной установки вам, скорее всего, придется послушать, как играет система в обоих режимах (0 и 180), и выбрать вариант с наиболее приятным и глубоким басом. Ну, и, конечно же, активному сабвуферу нужно подать сигнал с соответствующего линейного выхода вашего AV ресивера или процессора.

Активные сабвуферы LJAudio и SVSound

Преимущества активных сабвуферов:

  • Очень удобны в использовании (как и AV ресиверы по сравнению с набором отдельных компонентов);
  • Легче в установке и настройке за счет того, что в них уже встроено все необходимое;
  • Как правило, являются менее дорогими (как и AV ресиверы по сравнению с набором AV процессор + многоканальный усилитель).

Недостатки активных сабвуферов:

  • Встроенные усилители на большинстве, хотя и не на всех, сабвуферов являются относительно менее качественными;
  • Менее удобны в плане установки, т.к. всегда требуется тянуть 2 кабеля (питание и сигнал);
  • Если что-то нехорошее случается с усилителем, ему не так просто найти замену или отремонтировать;
  • Производители далеко не всегда продают запасные части к старым моделям;
  • Некоторые активные сабвуферы не включаются автоматически, если на них подается низкий по уровню аудио сигнал (плохо работает система автоотключения\включения).

Пассивные сабвуферы изначально созданы для использования в паре с внешним усилителем. Усилитель может использоваться как выделенный (наилучший вариант), так и интегрированный (к примеру, можно задействовать свободные каналы AV ресивера). Важный момент состоит в том, что, поскольку сабвуфер изначально требует больше мощности для воспроизведения НЧ-звуков, усилитель должен быть достаточно мощным. В дополнение к этому, если сабвуфер не имеет встроенного фильтра высоких частот (а, как правило, пассивный сабвуфер его не имеет), сигнал должен быть отфильтрован на стороне AV ресивера прежде, чем он попадет на сабвуфер.

Пассивные сабвуферы PRO, RBH и JBL

Преимущества пассивных сабвуферов:

  • Внешние усилители обычно более добротны, у них правильные массивные блоки питания, качественная разводка сигнальных цепей;
  • Способны переварить большую мощность и выдать большее количество дБ;
  • Многоканальный усилитель может заставить играть несколько пассивных сабвуферов в вашем ;
  • Пассивные сабвуферы более просты и дешевы в производстве;
  • Внутренний полезный объем корпуса получается больше при тех же размерах, что позволяет более гибко подходить к размещению динамика и портов фазоинвертора;
  • Если усилитель начинает барахлить, его легко можно заменить на любой другой;
  • Менее пожароопасен (электрика и деревянный корпус разнесены в пространстве);
  • Один из главных плюсов – большая гибкость при установке. Вы можете установить усилитель в стойке вместе с остальным оборудованием вашего ДК, а к сабвуферу протянуть лишь один обычный акустический провод. Питание к ним тянуть не нужно!
  • Длинные акустические (колоночные) провода, как правило, дешевле специальных сабвуферных кабелей аналогичной длины;
  • Акустические провода (могут быть исполнены совершенно плоскими) гораздо легче спрятать, нежели сабвуферные кабели.

Внешний сабвуферный усилитель

Недостатки пассивных сабвуферов:

  • Значительно сложнее в организации и установке;
  • Внешние усилители могут быть дороже, чем встроенные.

Направленность излучателя

В зависимости от того, в какую сторону смотрит динамик, сабвуферы можно разделить на:

Излучающие вниз (Down Firing). Этот тип сабвуферов имеет динамик, установленный в нижнюю стенку корпуса и направленный в пол. Сабвуферы данного типа выглядят больше похожими на некую мебель, нежели на акустическую систему. Им не нужен защитный гриль. Играть они могут даже более эффективно, чем их сородичи, потому следует избегать их установки в углах комнат и в непосредственной близости к стенам (касается варианта с одним сабвуфером в системе). Иначе звук может быть слишком гулким.

Down Firing cабвуферы Yamaha и Atlantic Tech

Излучающие вперед (Front Firing). Динамик у этого типа сабвуферов установлен на одной из фронтальных стенок корпуса и направлен параллельно плоскости пола. Сабвуферы данного типа нуждаются в защитном гриле, оберегающем от повреждений динамик, и больше похожи на обычную акустическую систему.

Front Firing cабвуферы Earthquake и Rhythmic Audio

Тип акустического оформления

Данная классификация является наиболее обширной и уходит глубоко корнями в раздел Акустика науки Физика. В качестве минимального ликбеза немного расскажем о предназначении и функции какого бы то ни было акустического оформления динамика. Динамик излучает звук не только вперед, но и назад. Фронтальная и тыловая звуковые волны при этом противоположны по фазе. В связи с этим, существует термин “акустическое замыкание” при котором волны с обеих сторон диффузора динамика складываются и (если они целиком противоположны по фазе) гасят друг друга. В теории вы вообще не должны слышать звук от голого динамика, на практике же звук будет, но сильно далеким от оригинала. Корпус (ящик) акустической системы, в который устанавливается динамик, позволяет это замыкание ликвидировать и придать звуковым волнам требуемые параметры по динамике и частотной характеристике.

Мы опустим дальнейшую теорию и постараемся кратко рассмотреть наиболее часто встречающиеся типы акустического оформления, не забыв рассказать о достоинствах и недостатках каждого из них.

Закрытый ящик (ЗЯ, Закрытый корпус, Enclosure) . Динамик установлен в закрытый воздухонепроницаемый корпус. Такое решение полностью изолирует тыловую звуковую волну динамика от фронтальной.

Достоинства:

  • Легкость конструирования и производства (нужно учесть всего два параметра: объем ящика и добротность динамика);
  • Относительно небольшой объем корпуса;
  • Превосходные импульсные характеристики (отклик на кратковременный сигнал, способность компонента точно воспроизводить кратковременные музыкальные события);
  • Нет нужды в применении сабсоник фильтра (ФНЧ), т.к. присутствует естественная склонность ЗЯ к подавлению частот, ниже резонансной частоты динамика;
  • Быстрый, натуральный, гладкий, упругий, четкий, контролируемый и теплый – вот ряд субъективных характеристик, очень часто используемых при описании баса, воспроизводимого хорошим сабвуфером данного типа.

Недостатки:

  • Относительно высокая нижняя частотная граница, редко находящаяся ниже 30 Гц (по уровню -3 дБ);
  • Самый низкий КПД в сравнении с другими типами акустического оформления.

Фазоинвертор (ФИ , Ported, Vented, Bass-Reflex) . Динамик установлен в корпус, который имеет тоннель, продолжающийся внутрь в виде трубы, короба или щели на определенную длину. Этот тоннель называется портом фазоинвертора. За счет него внутренний объем ящика сообщается с окружающим пространством. Длина и площадь сечения тоннеля являются критически важными параметрами для корректной работы этого типа акустического оформления. И динамик и порт фазоинвертора работают в тандеме, образую вторую колебательную систему, излучающую (уже в фазе с диффузором динамика) дополнительную звуковую энергию тыловой волны. Динамик, как правило, устанавливается во фронтальную стенку корпуса. Порт фазоинвертора чаще всего располагается на той же стенке, реже на перпендикулярной (в случае вниз смотрящего динамика) стенке корпуса и настраивает аппарат на максимальную отдачу в определенном (редко шире 1-2 октав) диапазоне частот. В этом диапазоне динамик работает с минимальной нагрузкой, колебаниями и искажениями (большую часть звука излучает порт), позволяя сабвуферу переваривать большую максимальную мощность. Выше частоты настройки тоннель становится все менее «прозрачным» для звуковых колебаний, и динамик работает, будто в закрытом ящике. Ниже частоты настройки происходит обратное: инерция порта постепенно сходит на нет, и на самых низких частотах динамик работает практически без нагрузки, как если бы его вынули из корпуса. Амплитуда колебаний быстро возрастает, а вместе с ней и риск выплевывания диффузора динамика или повреждения звуковой катушки от удара о магнит. Это особенность обуславливает необходимость применения в сабвуферах фазоинверторного типа фильтров инфранизких частот (сабсоников).

Достоинства:

  • Более низкая граница АЧХ, спокойно располагающаяся в районе или даже ниже 20 Гц (по уровню -3 дБ);
  • Позволяет подводить большую мощность за счет меньшей амплитуды колебаний диффузора динамика, особенно в районе и выше частоты настройки;
  • Более производительны, превосходя в среднем на 3дБ по уровню звукового давления своих собратьев в закрытом ящике;
  • Глубокий, мощный, полный, громкий, вдохновляющий, потрясающий и сотрясающий землю – такие эпитеты часто сопровождают описание НЧ эффектов, воспроизводимых сабвуферами данного типа.

Недостатки:

  • Требует большего размера корпуса;
  • Сложнее получить желаемый результат при конструировании и производстве;
  • Требуют наличия дополнительного фильтра инфранизких частот (сабсоника) или ограничения громкости, т.к. велика вероятность повреждения динамика на частотах ниже частоты настройки;
  • Импульсные характеристики хуже ЗЯ, что сказывается на субъективном восприятии басовых нот, особенно в музыке;
  • Диаметр порта должен быть относительно большим, чтобы избежать нежелательных призвуков проходящего через него воздуха. Это тянет за собой необходимость увеличения длины тоннеля, что, в свою очередь, влечет необходимость увеличивать сам корпус. В итоге может получиться ящик совершенно непотребных размеров;
  • Гулкий, спертый, вялый, однонотный, медленный и неточный – часто встречающиеся субъективные эпитеты относительно баса от неудавшихся сабвуферов данного типа.

Большинство представленных на рынке потребительской электроники сабвуферов являются фазоинверторными. Аппараты данного типа позволяют получить самый глубокий и самый громкий бас, пускай местами и за счет качества воспроизведения особо тонких и требовательных к точности музыкальных деталей.

Полосовой громкоговоритель 4-го порядка (Bandpass Vented\ Sealed, Бэндпасс, БП) . Бэндпасс 4 порядка характеризуется динамиком, фронтальная и тыловая части которого установлены в двух отдельных камерах единого корпуса. Причем тыловая часть динамика находится в закрытом ящике, а фронтальная в ящике с портом (туннелем) либо наоборот. Корпус такого сабвуфера создается, как закрытый ящик, но с добавлением акустического фильтра (порта). Данный фильтр, работая в тандеме с фронтальной звуковой волной динамика, ограничивает полосу пропускания аппарата, попутно поднимая уровень звукового давления в этом частотном диапазоне.

Достоинства:

  • Достижима довольно низкая граница АЧХ (по уровню -3 дБ), но лишь за счет меньшей отдачи и большего уровня искажений;
  • Достижимы экстремально высокие уровни звукового давления, ценой которым будет более высокая частота настройки и узкая полоса пропускания;
  • Требуется меньший совокупный ход динамика, меньше вероятность его повредить;

Недостатки:

  • Трудно сконструировать все правильно. Результат сильно зависит от точности полученных объемов обеих камер, а также от частоты настройки;
  • Склонен к однонотному басу, особенно если сконструирован недостаточно корректно;
  • Для достижения широкой полосы пропускания придется смириться с невысокой чувствительностью и наличием искажений в некотором диапазоне;
  • Слабые импульсные характеристики;
  • Ширина полосы пропускания и чувствительность связаны обратно пропорционально.


Bandpass сабвуферы Lanzar и Sonance

Наиболее часто сабвуферы подобного типа встречаются в автомобильных инсталляциях, нацеленных на участие в соревнованиях по автозвуку в категории максимального звукового давления (SPL).

Полосовой громкоговоритель 6-го порядка (Bandpass Vented) . Бэндпасс 6 порядка характеризуется динамиком, фронтальная и тыловая части которого установлены в двух отдельных камерах единого корпуса. Причем и тыловая и фронтальная часть динамика находятся в ящике с портом (туннелем). Каждая камера настраивается на свою расчетную частоту. Результирующая АЧХ по идее должна быть лучше, чем у всех описанных ранее вариантов оформления. Правами на данный тип акустического оформления и секретами принципов расчета корпуса владеет компания Bose. Они объясняют теорию таким образом: «НЧ динамики располагаются между двумя отдельными акустически упругими объемами внутри запатентованного Bose модуля «Acoustimass». Когда диффузор динамика двигается, он возбуждает воздух в камерах. Находящийся в камере воздух, играя роль акустической пружины, взаимодействует с воздухом, находящимся в туннеле, и выдает больше НЧ звука при меньшей мощности усиления. Система более чувствительна и требует меньшей амплитуды колебаний диффузора динамика, что, в свою очередь, рождает меньшее количество искажений. Даже если каким-то образом искажение было создано, благодаря запатентованной технологии оно останется в плену акустических объемов корпуса и никогда не достигнет ваших ушей».

Достоинства:

  • Большая чувствительность;
  • Меньше колебания диффузора – минимальный уровень слышимых искажений.

Недостатки:

  • Общий объем двух камер выливается в довольно громоздкий ящик;
  • Трудно сконструировать. Результат сильно зависит от точности реализации расчетных параметров;
  • Нет четких формул расчета объемов и размеров портов из-за патента, принадлежащего компании Bose;
  • Динамик довольно легко может выйти из строя в результате постоянного высокого давления, влекущего за собой перегрев его частей;
  • Слабые импульсные характеристики.

EBS (Extended Bass Shelf, Расширенная Басовая Полка) . EBS – это разновидность фазоинверторного оформления корпуса динамика. Различие в том, что рабочий объем корпуса нарочно выбирается больше на 25-75% от оптимального расчетного, а порт настраивается на частоту, близкую к резонансной частоте динамика. Как результат мы получаем приличную прибавку в нижней граничной частоте сабвуфера. Если измерить АЧХ такого аппарата, становится видна та самая «Полка», находящаяся сразу выше частоты настройки.

Достоинства:

  • Низкая граница АЧХ (по уровню -3 дБ), легко достигающая значений далеко вниз за 20 Гц;
  • Инфранизкий, содрогающий землю бас;
  • Увеличенная отдача на частотах ниже 25 Гц за счет уменьшенной отдачи выше 30 Гц (частоты зависят от параметров внутреннего объема и частоты настройки порта).

Недостатки:

  • Гигантский размер корпуса;
  • Динамик способен выдержать на 25-50% меньшую максимальную мощность прежде, чем начнет разрушаться;
  • Нехватка эффекта присутствия, недостаток атаки – такие эпитеты встречаются при описании EBS;
  • Общий эффект от баса значительно смягчен. Сигналы на частотах от 40 до 60 Гц крайне низки по уровню;
  • Сложнее «продать», т.к. большинство людей слабовосприимчивы к звукам на таких низких частотах;
  • Нужно в 8 раз больше мощности (впрочем, как и объема передвинутого воздуха), чтобы сделать звук на 20 Гц таким же громким, как на 40 Гц.

Бесконечный экран (Infinite baffle, IB). IB – это разновидность открытого оформления динамика, в котором экран, разделяющий фронтальную и тыловую звуковые волны представляется в виде бесконечной плоскости. Данная конструкция подразумевает монтаж НЧ-динамиков в очень большой изолированный рабочий объем, размеры которого позволяют пренебречь силой сопротивления, создаваемой при сжатии воздуха в других типах оформления. Такой тип оформления не влияет на изменения резонансной частоты динамика, что неминуемо происходит в остальных случаях. Зачастую в качестве «изолированного» объема используют соседнее с комнатой домашнего кинотеатра помещение (подвал, чердак, погреб, кладовку, гараж и т.д.). В отличие от своих фазоинверторных и закрытых собратьев, IB-сабвуферы отличает отсутствие посторонних призвуков, так часто создаваемых портами фазоинверторов и стенками корпуса ЗЯ. Как говорят сторонники IB: «Слушайте бас, а не корпус (Hear The Bass, Not The Box)».

Достоинства:

  • Максимально низкая граница АЧХ (по уровню -3 дБ), достигающая значения в 5 Гц;
  • Экстремально инфранизкий, содрогающий землю и перехватывающий дыхание бас;
  • Отсутствие посторонних призвуков и окраса звучания;
  • Экономия внутреннего пространства – нет нужды устанавливать большие ящики в помещении ;
  • Скрытность установки – находка для дизайнера интерьера.

Недостатки:

  • Всегда сложный кастомный инсталляционный проект. IB не бывают промышленного исполнения;
  • Наличие соответствующего смежного помещения для установки динамиков;
  • В смежном помещении баса будет столько же, сколько и в вашем кинотеатре (встает вопрос дополнительной звукоизоляции);
  • Требуется большее количество динамиков, т.к. их максимальная мощность уменьшается на 50% (нет акустического сопротивления воздуха, легче повредить динамик);
  • Сложность расчета и настройки, требующая профессионального калибровочного оборудования и эквалайзеров.

Варианты организации IB сабвуферов

Такие сабвуферы вы встретите лишь дома у продвинутых энтузиастов домашнего кинотеатра, которых по праву называют «Bass Head» (Басовая голова). Эти ребята не знают компромиссов и строят сабвуферы, выделяя для них целую смежную комнату, монтируют несколько пар 15-18” динамиков, подводят 3-4 кВт усилительной мощности – все ради достижения того самого эффекта присутствия. И, видимо, не зря, ведь LFE канал саундтрека целого ряда фильмов содержит НЧ-эффекты, опускающиеся вплоть до 5 Гц!

Реальный пример АЧХ IB сабвуфера (красный график)

Пассивный излучатель (ПИ, Passive Radiator, PR). Пассивный излучатель используется всегда в сочетании с активным и служит в качестве замены туннелю фазоинвертора. АС с пассивным излучателем больше всего похожа на АС с фазоинвертором в плане своих акустических характеристик, однако, с возросшей чувствительностью. Пассивные излучатели часто исполняются в виде обычного динамика, у которого отсутствует магнит и катушка, или просто в виде плоской диафрагмы на подвесе. Излучатель должен быть больше или как минимум таких же размеров, как и активный динамик.

Достоинства:

  • Отсутствие призвуков и окраса звучания, создаваемых портом фазоинвертора;
  • Простота настройки. Простым добавлением или отыманием небольших значений массы ПИ настроечная частота корпуса может быть изменена на значение от 0,1 до 15 Гц. Легкодостижима точная настройка;
  • Возможность настройки небольших корпусов на более низкую частоту – нет ограничений по длине туннеля;
  • Меньше угроза выхода динамика из строя на инфранизких частотах, нет нужды в применении сабсоника.

Сабвуферы с пассивным излучателем Paradigm, Definitive Tech и Mirage

Недостатки:

  • Возможны искажения в связи с эффектом «пинг-понга» (если кратко, колебания ПИ могут повлечь колебания основного динамика);
  • Немногим более высокая нижняя граница АЧХ сабвуфера по сравнению с ФИ;
  • Самый крутой спад (36 дБ/октава) ниже частоты настройки;
  • Более дорогие в производстве (ПИ стоит дороже пластмассовой трубы ФИ).

Трансмиссионная линия (ТЛ, Лабиринт, Transmission Line, TL). Динамик устанавливается в корпус, внутри которого организован акустический лабиринт или длинная труба, которую и называют трансмиссионной линией. Длина такого лабиринта зависит от резонансной частоты динамика и материала, из которого изготовлен демпфирующий состав, покрывающий стенки всего лабиринта. ТЛ может сужаться и расширяться или по всей своей длине оставаться с неизменной площадью поперечного сечения, а также иметь целый ряд изгибов и поворотов для уменьшения итоговых размеров корпуса АС. Длина трансмиссионной линии соответствует 1/4 длины волны резонансной частоты динамика. Лабиринт обычно наполнен демпфирующим материалом различного типа, что помогает абсорбировать большую часть энергии обратной звуковой волны и позволяет использовать более короткую ТЛ при сохранении целевой частоты настройки АС.

Достоинства:

  • Отличные импульсные характеристики, равные (а зачастую и превосходящие) закрытые конструкции (ЗЯ) и значительно превосходящие фазоинверторные исполнения (ФИ);
  • Априори более жесткая конструкция корпуса избавляет от вносимых его стенками искажений;
  • Низкая крутизна спада АЧХ (в районе 10 дБ/октава и менее), влекущая увеличение отдачи в зоне глубокого баса;
  • Меньше окрас верхних басовых нот в связи с уменьшенными пиками импенданса;
  • Более живой, чистый и глубокий бас.

Transmission Line сабвуферы PMC и Earthquake

Недостатки:

  • Сложность проектирования и постройки;
  • Далеко не все динамики проявят себя хорошо в лабиринте, а конкретных рекомендаций по их выбору не существует;
  • Отсутствуют четкие методики проектирования и расчетные формулы для создания ТЛ, по большому счету это всегда метод проб и ошибок;
  • Размер корпуса может оказаться внушительным.

В домашних кинотеатрах встречается редко. В большинстве своем АС на основе лабиринта – удел энтузиастов Hi-Fi и Hi-End.

Изобарик (Compound, Isobaric) с двумя динамиками. Два динамика устанавливаются вместе в корпус, имеющий замкнутое пространство определенного объема между ними. Динамики должны работать друг с другом в фазе. Объем замкнутого между динамиками пространства должен быть минимальным, насколько это возможно для беспрепятственного хода диффузоров. В процессе моделирования корпуса данного типа берут вдвое меньший внутренний объем ЗЯ, что позволяет исполнить любой сабвуфер вдвое более компактном виде по сравнению с любым другим типом акустического оформления.

Достоинства:

  • Вдвое меньшие размеры корпуса для любого динамика относительно ЗЯ – основной плюс;
  • Улучшенная отдача на самых низких частотах;
  • Более плотный, быстрый, четкий и натуральный – эпитеты, встречающиеся при описании баса, воспроизводимого изобариком.

Недостатки:

  • Для работы внутреннего динамика требуется дополнительная аналогичная по величине мощность усиления, расходуемая «зря»;
  • Чувствительность системы ниже на 3 дБ по сравнению с ЗЯ за счет увеличенной вдвое массы диффузоров и уменьшенного вдвое внутреннего объема;
  • Чувствительность системы ниже на 6 дБ по сравнению с двумя ЗЯ аналогичного объема и с аналогичными динамиками.

В настоящее время сабвуферы такого типа встречаются крайне редко и лишь там, где есть большие проблемы с пространством для их установки, а бас требуется скорее четкий, нежели громкий.

Тяни/Толкай (Push/ Pull) с двумя динамиками. В закрытый корпус с единым внутренним объемом устанавливаются два динамика особым способом. Оптимальным считается вариант, когда динамики устанавливаются в одной плоскости корпуса, причем один направлен наружу, а второй направлен внутрь. Подключение к усилителю осуществляется в противофазе, когда в реальности работа диффузоров динамиков получается синфазной. Нечетные гармоники, согласно теории Венса Дикесона (Vance Dickason) самоустраняются. А если верить фирме, M&K, специализирующейся на производстве Push/Pull сабвуферов, такой подход позволяет избавиться даже и от четных гармоник. Так или иначе, гармонические искажения рожденные аномалиями динамика и его составных частей, сокращаются за счет аналогичных инвертированных аномалий второго динамика. Звук, как говорят сторонники данного вида оформления, получается настолько натуральным и естественным, насколько это возможно за счет коррекций, вносимых динамиками друг в отношении друга. Часто встречается вариант Push/Pull дизайна, когда оба динамика смотрят наружу, что выглядит более эстетично и привычно. Хотя в этом случае эффект сокращения искажений выражен слабо, все остальные плюсы подхода сохраняются. Размер корпуса должен быть вдвое большим, нежели чем при его расчете для одного динамика. Система получается более чувствительной (на 3 дБ) по сравнению с ЗЯ половинного объема и одним динамиком на борту при полностью аналогичной кривой АЧХ. Сабвуфер становится способен выдержать вдвое большую мощность.

Достоинства:

  • Лучшая чувствительность;
  • Возросшая вдвое максимальная мощность;
  • Отсутствие гармонических искажений;
  • Соответствующие способности к созданию высоких уровней звукового давления (SPL).

Недостатки:

  • Единый большой корпус сабвуфера, который может быть как с виду уродлив, так и сложен в конструировании и дальнейшем перемещении.
  • АЧХ, по большому счету, соответствует двум отдельным сабвуферам в корпусах вдвое меньших габаритов, однако, здесь вы не имеете возможности разнести их по разным частям комнаты при настройке, что зачастую крайне необходимо.

Push/Pull сабвуферы от Blue Sky, MK Sound, а также 3D DIY модель

Компании, достигшие совершенства в производстве сабвуферов по технологии Push/Pull, такие как MK Sound и Ken Kreisel (основатель MK), сегодня предлагают превосходно выглядящие сабвуферы и АС, обладающие непревзойденными характеристиками и звучанием. Это подтверждается использованием их продукции в ведущих киностудиях Голливуда и звукозаписывающих студиях Лондона. Добавим лишь то, что Кен Крейсел является изобретателем сабвуферов как таковых и систем типа «сателлит-сабвуфер».

Размер громкоговорителя (динамика)

Очень часто сабвуферы делят на классы согласно размеру (чаще диаметру) рабочей поверхности диффузора установленного динамика. Применяемые в строительстве сабвуферов динамики (вуферы) имеют, как правило, наибольшие размеры, т.к. они должны двигать большое количество воздуха для создания низкочастотных звуковых волн. Для получения того же уровня громкости на частоте на одну октаву ниже (например на 30 Гц вместо 60 Гц) вам потребуется в четыре раза больше мощности. Чем ниже резонансная частота динамика, тем меньшей частоты звуки способен воспроизвести громкоговоритель с заданным уровнем искажений. Резонансная частота динамика (обозначается Fs) определяется комбинацией массы его подвижных частей (диффузора, защитного колпачка, катушки и ее основания) и гибкости подвеса. При нормальных условиях нам потребуется более мощный усилитель, чтобы «раскачать» динамик сабвуфера, нежели обычную акустическую систему. Однако важно помнить, что хотя вы и должны иметь усилитель с запасом по мощности, чтобы избежать искажений (клипинг), основной задачей все же является согласование сабвуфера с основными акустическими системами. На любом уровне громкости сабвуфер не должен выделяться и локализироваться, а лишь невидимо расширять границу звучания системы вниз по кривой АЧХ.

Самыми распространенными размерами динамиков для использования в сабвуферах являются 8″, 10″, 12″, 15″ или 18″ (речь о диаметре круглого диффузора). Несмотря на то, что 18″ сабвуфер способен воспроизвести бас самой низкой частоты и на максимальной уровне громкости, самый большой динамик далеко не всегда является наилучшим выбором для оптимального воспроизведения басовых нот. Большие вуферы сложнее контролировать и настраивать. В наши дни на рынке присутствуют 10″ сабвуферы, способные двигать столько же воздуха, сколько могли переместить старые 15″ модели. Это стало возможным благодаря очень длинноходному диффузору 10″ динамика, спроектированному с учетом сохранения параметров линейности на протяжении всего своего рабочего хода, и высокомощному цифровому усилителю класса D, способному как следует раскачать такой вуфер в корпусе небольших размеров.

Сабвуфер – это автомобильная акустическая система, воспроизводящая низкие частоты в пределах 5-200 Гц. Она необходима для того, чтобы обеспечить мощные басы, передающие специальные эффекты современной музыки. В том, как выбрать сабвуфер в машину, кроется несколько проблем. Во-первых, местонахождение водителя смещено относительно центра машины, поэтому звук различных частот воспроизводится неодинаково. Во-вторых, конструкционные особенности автомобиля (металл, пластик) значительно ухудшают качество музыки и не должны входить в резонанс с проигрываемой композицией. Однако грамотный выбор и расположение устройства позволяют справиться с этими трудностями.

Виды сабвуферов:

1. Активный

Данный прибор обладает собственным звукоусилителем, что позволяет выставить его мощность на необходимый уровень. По сути, такой сабвуфер решает проблему слабой акустической системы, установленной производителем. Но это справедливо лишь для тех автомобилей, магнитола которых оставляет желать лучшего.

Плюсы. Глубокий, громкий и качественный звук, возможность его тонкой настройки, быстрая и легкая установка.

Минусы. Относительно высокая стоимость, большой объем, необходимость поиска оптимального местоположения.

2. Пассивный

Этот сабвуфер поставляется без звукоусилителя, поэтому обладает значительно меньшими возможностями. Однако многим любителям музыки нравится именно такой вариант, поскольку под него можно приобрести другой усилитель, а при необходимости – заменить его, разместить так, как это удобно.

Плюсы. Доступная стоимость, простой монтаж.

Минусы. Необходимость доработки собственными силами.

Основные типы сабвуферов:

1. Открытый

Устройство представляет собой динамик без деревянной коробки, который устанавливается в панель автомобиля (например, на тыльной стороне). Это самый доступный вариант, однако качество музыки в его исполнении оставляет желать лучшего. Вибрация не погашается, поэтому динамик сам по себе создает вибрацию, а отделочные материалы входят в резонанс.

Плюсы. Низкая цена, простой монтаж, занимает минимум места.

Минусы. Отсутствие баса ниже 100 Гц, высокий уровень вибрации, собственный резонанс.

2. Корпусный (закрытый)

Такие приборы поставляются в коробке, что существенно улучшает звуковые качества. Оптимальное расположение динамика относительно всех краев корпуса позволяет избежать появления «обратной звуковой волны». Таким образом, коробка не будет вибрировать, добавляя в музыкальную композицию «лишние» акценты.

Плюсы. Хороший, качественный звук, мощный глубокий бас, музыкальные эффекты.

Минусы. Дороговизна, занимает много пространства, требует выбора определенного расположения.

3. Компактный сабвуфер

Данный прибор устанавливается под сиденье водителя и занимает минимум места (решения есть у таких производителей, как Hertz, Vibe, Focal, Mystery). Несмотря на компактные размеры, он может быть и пассивным, и активным, обеспечивая четкий и мощный бас. Класть его под сиденье необязательно: можно установить в багажнике, под диваном в задней части машины либо в другом доступном месте.

Плюсы. Компактность, проецирование низких частот на водителя, полное сохранение интерьера автомобиля.

Минусы. Дороговизна, низкая мощность, подверженность негативным воздействиям при отдельных вариантах установки (под сиденье или в багажник может попасть вода).

Виды корпусных сабвуферов:

1. Герметичный ящик

Самая простая и удобная конструкция корпуса является наиболее распространенной. Ее особенность заключается в том, что динамик находится в герметичном пространстве, что защищает его от внешних воздействий. Таким образом, самое важное – рассчитать оптимальный объем ящика под конкретный динамик. На практике зачастую сначала обмеряется потенциальный корпус (исходя из объема свободного пространства), а затем под него подбирается подходящий вариант из числа предложенных решений.

Плюсы. Невысокая цена, глубокий чистый бас, малая нагрузка на динамик, что позволяет продлить срок его службы, широкий выбор моделей необходимого объема.

Минусы. Большой объем (сложно подобрать под него место в багажнике), появление гулкого баса при неправильном расчете объема.

2. Корпус типа «фазоинвертор»

Ящик сабвуфера напоминает закрытый вариант, однако обладает вентиляционным каналом (фазоинвертором), который усиливает воспроизведение самых низких слышимых частот диапазона. Уровень искажений значительно уменьшается, что оценят водители с абсолютным музыкальным слухом. Однако сложность такой системы делает ее исполнение достаточно трудным, поэтому продукция должна производиться в специальных условиях.

Плюсы. Чистый, глубокий бас, широкий диапазон звучания, высокий КПД сабвуфера.

Минусы. Сложная система, ошибки в проектировании которой приведут к появлению негативных звуковых эффектов (бас «бубнит»), некорректное воспроизведение звуковых частот, ниже расчетного диапазона, большой объем коробки.

3. Изобарический корпус

Данная модель обладает особым исполнением: внутри корпуса установлены два динамика, один из которых – на передней поверхности, а другой – внутри. Постоянное давление позволяет повысить КПД и объединить их звучание, тем самым сэкономив пространство.

Плюсы. Малый объем (примерно в два раза меньше, чем у герметичного короба), чистый бас при грамотной настройке и отсутствии ошибок в проектировании.

Минусы. Отдача динамика минимум на 3 децибела ниже, чем у других типов корпусов, при этом стоимость модели выше.

4. Бандпасс

Данный тип сабвуферов является самым сложным, так как он представляет собой корпус, разделенный на две камеры, между которыми находится динамик. Задняя площадка – герметична, а на передней располагается фазоинвертор. Устройство создает самый низкий бас, плотный и мощный звук, что очень ценят автолюбители. Но есть и ложка дегтя: главным образом, увеличенный объем устройства, вследствие которого подыскать площадку для его монтажа становится сложнее.

Плюсы. Чистый, глубокий и насыщенный звук, очень низкий бас, воспроизведение любых музыкальных эффектов, очень низкий резонанс и отсутствие эффекта обратной волны.

Минусы. Большой объем сабвуфера (занимает много пространства), сложное техническое устройство, необходимость держать звук в установленных производителем рамках (без перегрузок).

Выбирая сабвуфер в машину, поинтересуйтесь, на основе какого материала изготовлена его коробка. Если ящик будет располагаться в багажнике, нельзя исключать попадание влаги на его корпус, а это станет причиной непродолжительного срока эксплуатации.

Разновидности материалов для изготовления корпуса:

  1. Фанера. Плита на основе разнонаправленных древесных листов применяется для создания профессиональных акустических систем, так как обладает высокой прочностью, относительно низким уровнем впитывания влаги и малым весом. Для выпуска сабвуферов используется плита толщиной 18-22 миллиметра. Более тонкие стенки подвержены вибрации, поэтому бас будет «звенеть».
  2. ДСП (древесно-стружечная плита). Материал обладает высокой плотностью, а также не вступает в резонанс с воспроизводимыми звуками. Однако он нуждается в дополнительной обработке и сложен в нарезке, что делает изделия на его основе более дорогими. ДСП толще 16 мм идеально подходит для сабвуфера, ориентированного на воспроизведение звуков низких частот.
  3. ДВП (древесно-волокнистая плита). Материал обладает средней плотностью и малым весом. Стоит ДВП значительно дешевле ДСП, поэтому используется для создания бюджетных сабвуферов. Главный недостаток такого материала – потеря свойств и практически полное разрушение при контакте с избыточной влагой.

Характеристики сабвуферов:

  1. Количество звуковых полос. Значение, как правило, равно единице, ведь аппарат и не предназначен для проигрыша всей глубины музыкальной композиции, а лишь для заполнения низких частот.
  2. Диапазон частот. Чем шире данное значение, тем более глубокий бас способен воспроизвести динамик.
  3. Предельная мощность. Чем выше данный параметр, тем более глубокие и раскатистые басы он воспроизводит и тем больше агрегат. Мощность в 150-250 Вт является оптимальной как по цене, так и по размерам устройства.
  4. Габариты прибора. В зависимости от типа корпуса, мощности динамика, вида материалов размеры прибора могут существенно отличаться друг от друга. Если в машине мало места, то придется ориентироваться именно на данный параметр.

сайт знает, как выбрать сабвуфер для автомобиля:

  1. Определитесь с видом сабвуфера. Активное устройство подходит для тех, кто хочет купить готовый прибор и наслаждаться музыкой сразу после установки. Пассивный сабвуфер требует поиска подходящей пары, а также значительно сложнее в установке. В результате стоимость улучшения будет несколько выше.
  2. Замерьте предельный объем коробки. Сабвуфер – довольно большое устройство, поэтому не в каждой машине оно поместится без труда. Если свободного пространства немного, нужны плоские решения. Владельцы кроссоверов и джипов не испытывают особых проблем с размещением коробки, поэтому могут выбирать из широкого спектра альтернатив.
  3. Выберите подходящее по типу корпуса устройство. Исходя из пожеланий по качеству звука и имеющегося пространства, можно остановиться на бандпассе, изобарическом корпусе, фазоинверторе или герметичном ящике. Они различаются между собой как по диапазону частот, так и по габаритам.
  4. Подумайте над необходимой мощностью. Есть автолюбители, которым очень нравится глубокий, раскатистый бас, который слышно за пределами машины. Однако это очень сильно отвлекает от езды и усложняет движение. К тому же мощные сабвуферы не могут быть дешевыми и компактными. Большинству водителей подходит устройство средней мощности, вполне достаточной для прослушивания любимой музыки.

Качественное звучание музыки является одним из основополагающих факторов комфорта во время езды. Сегодня существует множество видов акустических систем, однако благодаря сабвуферу можно добиться действительно качественного звука. Сейчас предлагаем вам узнать, что представляет собой сабвуфер в машину, какие бывают виды таких устройств и как его правильно выбрать.

[ Скрыть ]

Что такое сабвуфер?

Для начала давайте разберемся с тем, что представляет собой музыкальный сабвуфер в машину. Это устройство представляет собой динамик для воспроизведения басов, то есть наиболее низких частот звука. По сути, это музыкальное автомобильное устройство — низкочастотная колонка. Использование таких колонок актуально в большинстве случаев для более молодых водителей, предпочитающих качественное звучание и желающих выделить свое авто среди других (автор видео — павел дацюк).

Итак, автомобильный музыкальный мини сабвуфер предназначен для воспроизведения низких частот, однако разве их мало? Как правило, недостаток басов обычно компенсировался путем монтажа широкополосных колонок заднюю полку за сиденьем, размер таких колонок в авто должен составлять 6х9 дюймов. На первый взгляд может показаться, что это идеальный вариант решения проблемы, поскольку стоимость решения такого вопроса довольно невысокая. Однако необходимо учитывать и то, что бас в авто может быть совершенно разным. К примеру, вышеописанные музыкальные колонки позволяют воспроизводить диапазон низких частот от 80-100 герц.

Разумеется, на упаковке от таких колонок будет написано, что они позволяют воспроизвести частоту до 22 тысяч герц, однако это далеко не так и такой показатель можно назвать маркетинговым ходом. При необходимости вы можете выставить самую низкую частоту, которая согласно инструкции может составлять от 45 до 80 герц. Однако нужно учитывать, что по факту бас в современных музыкальных треках составляет не менее 100, а то и 200 герц, соответственно, реальных низких частот в этом случае можно и не услышать.

Компактные плоские или тонкие мини устройства в последнее время становятся все более распространенными среди потребителей. Благодаря своей компактности, эти тонкие плоские мини девайсы можно без проблем установить под сиденье. Благодаря этому, компактные плоские тонкие мини усилители позволяют значительно сэкономить место в багажном отделении. Компактные мини сабы без проблем монтируются под водительские или пассажирские сиденья. Кроме того, активные автомобильные мини колонки можно установить и на заднюю полку или к спинке заднего сидения в багажнике. В результате того, что мини автосабвуферы почти не занимают места, их популярность в последнее время стремительно растет.

Усилители free-air

Не каждый автосабвуфер представляет собой усилитель, установленный в корпус, некоторым вполне достаточно давать качественный звук, играя на объеме багажного отделения. Чтобы установить free air сабвуфер, достаточно просто прорезать соответствующее отверстие в задней полке машины и монтировать устройство в него. Но если вы хотите получить действительно качественный звук, заднюю полку необходимо правильно обустроить, в частности, ее нужно не только усилить, но и шумоизолировать.

Следует отметить, что такой подход возможен только в случае с автомобилями в кузове седан, поскольку багажное отделение должно быть нормально отделено от салона, при этом непосредственно полка должна быть жесткой. Если неправильно подойти к этому вопросу, то вы просто выбросите деньги на ветер. Усилители типа free air сегодня не особо популярны среди потребителей из-за своей дороговизны, а также трудностей, с которыми столкнется покупатель при установке. Подробнее о том, как может функционировать сабвуфер на полную мощность, узнайте из видео ниже (автор видео — Гай Фокс).

Как выбрать?

  1. Наличие акустики. В первую очередь, необходимо определиться с тем, что есть в вашем авто. В том случае, если у вас установлены простые автомобильные динамики с усилителем, то покупка мощного автосабвуфера — дело необязательное. По мнению специалистов, установка саба будет актуальна в том случае, если акустика в транспортном средстве уже выдает качественный звук. Не верьте тем людям, которые утверждают, что качественный усилитель позволит выдать как нижние, так и верхние частоты.
  2. Тип устройства. Также необходимо определиться с тем, какой тип саба вы собираетесь купить — пассивный или активный. Активные устройства просты в монтаже, их необходимо просто подключить к акустике. Саб продается фактически готовым к эксплуатации, но активные устройства обладают и недостатками. В первую очередь, это низкое качество звука, по сравнению с пассивным. Также звук от таких усилителей обычно более грубый из-за использования менее качественных деталей при сборке. Что касается пассивных, то их нужно ставить только в комплекте с хорошими усилителями. По стоимости такие устройства более дорогие, однако качество их звучания обычно более высокое.
  3. Размер. Также необходимо определиться с габаритами — по мнению многих автолюбителей, чем больше размеры устройства, тем качественнее будет звук, однако это не верно. Чем больше габариты девайса, тем больше шума он будет издавать. Большие усилители будут попросту издавать больше вибраций, поэтому оптимальным размером будет выбор саба на 10-12 дюймов. Благодаря этому можно получить лучшее качество звучания, тем более, что у автомобилиста появится больше возможностей для установки девайса в салоне авто.
  4. Материал. Не менее важным является подбор материала, из которого будет выполнен непосредственно сам подвес. Сегодня в продаже есть множество моделей, производители которых применяют каучук — учтите, что такой материал делает звук более жестким. В том случае, если вы хотите добиться более мягкого звука, мы рекомендуем остановить свой выбор на сабах с прорезиненным подвесом.
  5. Мощность. Наверное, одним из основных параметров, которыми руководствуются автомобилисты при покупке, является мощность.

Мы рекомендуем не брать во внимание то, что пишут производители на этикетках от устройств, поскольку вам необходимо ориентироваться не на эти параметры. Разумеется, не стоит брать во внимание и дизайн, поскольку он совершенно неважен, если вам нужна качественная акустика. Мы не советуем покупать автосабвуферы от неизвестных производителей, особенно, если о них можно встретить негативные отзывы в сети. Насторожить вас должно и то, что отзывов о бренде в принципе нет. Нет смысла приобретать устройство, мощность которого 500 Вт с огромным по размерам магнитом. Чтобы добиться качественного звучания, вполне хватит усилителя, мощность которого составит до 250 Вт.

Нужен ли сабвуфер?

Здесь нельзя точно ответить на этот вопрос, поскольку все зависит исключительно от автовладельца. Некоторым автомобилистам кажется, что установив мощную акустику, можно будет выделить автомобиль из серой массы. Другим нравится качество низкого звучания. Если вы без ума от мощного баса и низких частот, то вполне можете порадовать себя установкой качественного сабвуфера.

По мнению других автолюбителей, штатная акустика, которую многие считают низкокачественной, может выдавать неплохой звук, при этом низкие частоты таким автомобилистам совершенно не важны. Так что в любом случае, все зависит от вас.

Видео «Инструкция по подключения автомобильного сабвуфера»

Как правильно подключить устройство в домашних условиях — узнайте из подробной инструкции, приведенной на видео ниже (автор видео — Anton 2393).

Извините, в настоящее время нет доступных опросов.

Автомобильный сабвуфер предназначен для воспроизведения низших частот. Чтобы получить хорошие низкие частоты на обычных акустических системах (без сабвуфера) требуются большие и мощные колонки.

Применение сабвуфера позволит разгрузить акустическую систему по низким частотам. Поскольку человеческий слух не может распознать направление низкочастотного звука, сабвуфер понадобиться только один и расположить можно в любом месте автомобиля. Качество звука при этом повысится, поскольку не придется перегружать колонки басами, а значит уменьшится количество искажений.

Существует три типа оформления: закрытый ящик, фазоинвертор и бандпасс.

Тип корпуса сабвуфера - закрытый ящик (ЗЯ)

Это наиболее простой в изготовлении тип акустического оформления. Колебания в таком ящике находятся в закрытом объеме и в конечном итоге гасятся. Поскольку звуковая волна это энергия, то затухая она превращаются в тепло. И хотя количество этого тепла невелико - оно все же оказывает влияние на характеристики акустической системы.

Для предотвращения этого эффекта ЗЯ заполняют изнутри звукопоглощающим материалом (вата или синтепон), который, поглощая звук поглощает и тепло. Повышение температуры воздуха становится намного меньше и динамику "кажется" что позади него существенно больший объем, чем на самом деле. На практике таким способом удается добиться увеличения "акустического" объема ящика по сравнению с геометрическим на 15-20%.

При всей простоте конструкции закрытого ящика, он обладает многими достоинствами. Во-первых, простота расчета. Здесь есть всего один параметр - объем. Во-вторых, существенно снижает вероятность перегрузки динамика и его механических повреждений. В-третьих, при грамотном выборе параметров сабвуферной головки и объема корпуса - закрытый ящик не имеет равных в области характеристик, определяющих субъективное восприятие басовых частот.

Если все так хорошо, зачем нужны остальные типы акустического оформления? Подвох один - КПД. У закрытого ящика он наименьший по сравнению с любым другим типом акустического оформления. Чем меньше сделать объем ящика, тем меньше будет его эффективность.

Тип корпуса сабвуфера - фазоинвертор (ФИ)

В фазоинверторе часть энергии, которая в закрытом ящике "ставится к стенке" используется в мирных целях. Для этого внутренний объем ящика сообщается с окружающим пространством тоннелем, заключающим в себе некоторую массу воздуха. Величина этой массы выбирается таким образом, чтобы, в сочетании с упругостью воздуха внутри ящика создать вторую колебательную систему, получающую энергию от тыльной стороны диффузора и излучающую ее куда нужно и в фазе в излучением диффузора. Такой эффект достигается в не очень широком диапазоне частот, но в его пределах к.п.д. существенно возрастает.

Помимо более высокого к.п.д. фазоинвертор обладает еще одним достоинством - наличие здоровенной прорехи в корпусе громкоговорителя может сдержать движение диффузора и вблизи частоты настройки значительно уменьшается амплитуда колебаний диффузора. В рабочем диапазоне фазоинвертор создает для динамика совершенно тепличные условия, причем точно на частоте настройки амплитуда колебаний минимальна, а большая часть звука излучается тоннелем. Допустимая подводимая мощность здесь максимальна, а искажения, вносимые динамиком - наоборот, минимальны.

Фазоинвертор капризен к выбору параметров и настройке , поскольку выбору, под конкретный динамик, подлежат три параметра: объем ящика, поперечное сечение и длина тоннеля. Тоннель часто делают так, чтобы можно было регулировать длину тоннеля, меняя частоту настройки.

Тип корпуса сабвуфера - полосовой громкоговоритель (bandpass)

Если закрытый ящик и фазоинвертор - акустические фильтры верхних частот, то полосовой - объединяет в себе фильтры верхних и нижних частот. Простейший полосовой громкоговоритель - одинарный 4-го порядка. Он состоит из закрытого объема, т.н. задней камеры и второго, снабженного тоннелем, как у фазоинвертора (передняя камера). Динамик установлен в перегородке между камерами так, что обе стороны диффузора работают на полностью или частично замкнутые объемы - отсюда и термин "симметричная нагрузка".

Из традиционных конструкций, бандпасс - чемпион по эффективности. Эффективность прямо связана с шириной полосы пропускания. Частотная характеристика полосового громкоговорителя имеет вид колокола.

Бандпасс - капризен в расчете и трудоемок в изготовлении. Поскольку динамик закопан внутри корпуса, приходится идти на ухищрения по сборке ящика, чтобы наличие съемной панели не нарушало жесткости и герметичности конструкции. Импульсные характеристики тоже не из лучших, в особенности при широкой полосе.

Чем же это компенсируется? Прежде всего - высочайшим к.п.д. Во-вторых - весь звук излучается через тоннель, а динамик полностью закрыт. При компоновке такого сабвуфера открываются немалые возможности для установки его в автомобиль. Достаточно найти небольшое местечко на стыке багажника и салона, где может разместиться жерло тоннеля - и путь мощнейшим басам открыт.

Какой тип корпуса выбрать для сабвуфера

Если любите слушать качественную музыку - выбирайте сабвуфер с закрытом типом ящика. Если нужно много баса, чтобы дрожало стекло автомобиля - выбор в пользу сабвуфера с корпусом фазоинвертора. Этот вариант даст наибольшую мощность. Вариант с корпусом "бандпасс" - лучше оставить профессионалам авто звука.