Урок ОБЖ с использованием кейс-технологий. Использование кейс технологий на уроках обж

Предлагаю вашему вниманию стаарен ькую, но не потерявшую свою актуальность статью .


Как пройти Assessment Center

При приеме на работу помимо интервью и тестирования вам могут предложить пройти Assessment Center. Тем, кто заинтересован в работе "всерьез и надолго", стоит согласиться. Как должен действовать кандидат, чтобы успешно пройти Assessment Center и получить желанную должность?

Кто предупрежден - тот вооружен

Assessment Center (АС) - это комплекс упражнений, ролевых и деловых игр, кейсов (cases) и других методов, позволяющих определить, подходит ли кандидат для данной работы с точки зрения необходимых навыков и личностных особенностей, узнать, что именно человек будет делать хорошо, а что - не очень, как он выстроит свои отношения с коллективом, как поведет себя в конфликтной ситуации. Существуют два варианта проведения АС - групповой и индивидуальный. Работодатели, как правило, предпочитают работу с группой.



Перед тем, как построить структуру AC, определяется профиль необходимых компетенций (под компетенциями в данном случае понимаются индивидуально-личностные, психологические и профессиональные особенности или навыки, необходимые для достижения успеха в какой-либо области). Вы претендуете на конкретную должность в конкретной компании? Попробуйте встать на место работодателя и подумать, каких компетенций и моделей поведения от вас ожидают.



Одна крупная западная компания с абсолютно "белым" бизнесом искала сотрудника в отдел логистики. Претендентам предложили кейс о том, как ускорить при определенных заданных обстоятельствах процесс прохождения таможенной очистки. Большинство кандидатов, работавших в менее "законопослушных" компаниях, предлагали... дать взятку и, естественно, были отвергнуты.



Другой пример. Сотрудник финансового отдела крупной компании с западным капиталом решил перейти на работу в российскую фирму с большим ростом зарплаты и в ходе AC не справился с рядом заданий по оптимизации налогообложения, поскольку на предыдущем месте работы ему не приходилось этим заниматься. Но ведь это можно было предвидеть и подготовиться заранее!



Итак, правило первое - постарайтесь понять, чего именно ждет от вас работодатель. Для этого стоит проанализировать:

  • тип компании и корпоративной культуры;

  • ключевые задачи, с которыми вам предстоит сталкиваться чаще всего;

  • место должности, на которую вы претендуете, в структуре организации;

  • особенности поведения сотрудника, который проводит AC.

Люди, как правило, больше симпатизируют тем, кто схож с ними стилистикой речи, активностью, темпом деятельности, а раздражает, чаще всего, медлительность, склонность к излишней детализации, уход от прямого ответа. Понаблюдайте за специалистом, проводящим AC, и попробуйте к нему подстроиться. Абсолютно необходимое условие успеха - умение предполагать, делать определенные допуски. Конечно, ожидаемые модели поведения в значительной степени определяются тем, на какую должность вы претендуете. К примеру, ответ на вопрос "Что важнее: исполнительность или инициативность?" зависит исключительно от того, кем и где вы собираетесь работать.



Как-то раз я столкнулась с ситуаций, когда девушка, претендовавшая на работу в отделе клиентского сервиса, очень долго доказывала, что одним из ее очень больших достоинств является инновационность и стремление к самостоятельности. В итоге именно это вызвало наибольшие сомнения у тех, кто проводил оценку этой сотрудницы.

Опасный компромисс

Часто задают вопрос: "А в какой степени стоит давать "правильные" ответы и соответствовать ожиданиям специалиста, проводящего AC или интервью?" Вот тут начинается самое интересное. Конечно, можно попытаться обмануть интервьюера. Только вот стоит ли? Как долго вы сможете притворяться, демонстрировать приверженность чуждым вам ценностям и моделям поведения? Это как в сказках, когда счастливым концом почему-то считается свадьба, и никто не задумывается о том, что будет дальше. Многие подсознательно хотят "прорваться" на работу любой ценой и не задумываются о том, смогут ли в дальнейшем нормально работать и общаться. Поэтому лично я бы советовала избегать ответов и решений, которые или чужды вам, или не соответствуют вашей квалификации. Кроме того, опытный специалист в большинстве случаев поймет, где кандидат лукавит, и сделает соответствующие выводы.



Теперь о том, что чаще всего входит в структуру AC, и как с этим справляться.

Кейсы (сases)

Вам или вашей команде (при групповом AC) предлагаются некоторые исходные данные, достаточные для решения "задачки". Вам нужно найти решение или описать путь его поиска. Условно кейсы можно разделить на несколько групп:

  • для проверки навыков;

  • для определения ценностей и взглядов;

  • для выяснения основных моделей поведения.

Начнем с проверки навыков. Самый простой и банальный, но тем не менее часто используемый кейс:

Продайте мне эту ручку (стол, бутылку и т.д.).

Другой вариант:

Ваш клиент говорит, что это слишком дорого. Опишите ваши действия.

Во всех подобных случаях надо активно включаться в ролевую игру, а не рассказывать, как вы могли бы это сделать. Цель - проверить именно навыки, а не знание теоретических схем.



В ряде случаев кейсы предполагают разработку какой-либо схемы или стратегии. Вот, к примеру, кейс для логистика или начальника отдела планирования поставок:

Рассчитайте оптимальный товарный запас для склада при таких-то (подробно описывается) условиях.



Можно привести примеры кейсов на стыке продаж и маркетинга, при помощи которых проверяют способность потенциального сотрудника успешно действовать в этих сферах:

Ваша компания сталкивается со значительными трудностями при продвижении нового бренда, вполне адаптабельного к модельному ряду компании. Проведенные исследования показали, что данный товар реально востребован конечным потребителем и цены вполне соответствуют его ожиданиям. Вы можете задавать любые вопросы, касающиеся каналов сбыта, а в результате должны предложить комплекс мер, который позволит решить данную проблему. При этом вам не надо оценивать данные меры с экономической точки зрения.



Естественно, на решение подобных задач отводится определенное время. Опыт показывает, что успешность в решении подобных задачек определяется следующими качествами соискателя: умением делать предположения на заданных основаниях, быстротой и смелостью принятия решений, умением одновременно рассматривать несколько версий и вариантов, не зацикливаясь на одном.



Следующий вариант - кейсы для проверки индивидуальных особенностей, взаимодействия с другими людьми, стиля управления и влияния. Здесь верных или неверных ответов быть не может - все зависит от подхода.



Вот несколько примеров.



Оценивается сочетание самостоятельности в принятии решений и управляемости:

Вы считаете, что для достижения цели лучше действовать по плану X, а руководитель предлагает план Y. Ваши действия.



Оценивается подход к менеджменту, степень жесткости и установки в оценке людей:

Ваш подчиненный систематически переспрашивает, как выполнить задание лучше. Ваши действия.

Как бы Вы сообщили подчиненному, что переводите его на более рутинную работу?



Оценивается умение работать с конфликтом интересов, склонность к подавлению:

Сообщите клиенту о том, что со следующего года вы поднимаете цены.

Самопрезентация

Еще один метод, часто применяемый при проведении AC - самопрезентация. Каждому участнику предлагается за определенное время (обычно 1-3 минуты) рассказать о себе. Иногда задаются определенные правила (например, применить "эффект края" или обязательно поддерживать обратную связь со слушателями, или что-то другое), которые необходимо соблюсти, ведь оценивают вашу обучаемость и умение соблюдать определенные технологии. Такое задание позволяет оценить не только навыки презентации, но и расстановку приоритетов. С чего вы начнете, чему уделите наибольшее внимание, продемонстрируете ли клиентоориентированность и понимание мотивов слушателей, сможете ли заинтересовать и чем именно, какую самооценку покажете в ходе самопрезентации? Подумайте об этом.



Важно помнить, что сейчас всех, в первую очередь, интересует ваш профессионализм, социальная ориентация, умение добиваться целей и преодолевать препятствия. Некоторая доза неформальной информации позволяет увидеть в соискателе человека, с которым будет приятно не только работать, но и общаться. И это увеличит ваши шансы. При этом помните о временных рамках.

Работа в группах

При проведении AC анализируется работа в группах: кто берет на себя ответственность и вызывается стать лидером, кого выбирают лидером, как лидер организует работу группы - дает ли он другим сказать свое слово или тянет одеяло на себя. Осторожно: нельзя избегать ответственности и инициативы, но не следует и "давить", и брать все на себя.

Психолингвистический анализ

Мы не ставим своей задачей перечислить все методы оценки, но есть момент, важность которого переоценить трудно - это анализ речи (психолингвистический анализ). Какие слова вы используете? Обратите внимание на скрытый смысл высказываний "мне пришлось" и "у меня была возможность", "в принципе я могу это делать", "я достаточно хорошо умею убеждать", а также на всяческие "как бы" и прочие слова, заставляющие собеседника усомниться в вашей правоте и убежденности.



Несколько примеров анализа речи, которые позволяют сделать определенные выводы о кандидате.



Опишите свой самый интересный (успешный) проект (достижение).

Анализируется то, говорите ли вы о себе лично, о себе как о члене команды или о себе как руководителе/ лидере команды. Несколько подобных вопросов позволяют понять, к какой работе (самостоятельной, командной, руководящей) вы более склонны.



Опишите свой первый рабочий день на новом месте.

Если вы ответите примерно так: "Меня представят коллегам, познакомят с должностными инструкциями, расскажут об основных клиентах", - вы предстанете пассивным, безынициативным человеком, предпочитающим выполнять четкие инструкции. Подходит ли это к должности, на которую вы претендуете? Ответ "Я познакомлюсь с коллегами, прочитаю должностные инструкции, узнаю нужную информацию об основных клиентах" покажет вашу активность, самостоятельность. Можно предположить, что работа, где не потребуется самостоятельных действий и решений, не совсем вам подойдет.



Вы хорошо проводите переговоры? А как вы пришли к этому выводу?

Ответ на первый вопрос не так уж важен - это скорее проверка вашей стрессоустойчивости и умения лавировать между относительной скромностью и признанием своих профессиональных достоинств (предполагается, что именно этот вопрос задают тому, для кого умение проводить переговоры - необходимый навык). А вот ответ на второй вопрос показывает, на чье мнение ориентируется человек при оценке своих взаимодействий с другими людьми (я специально упрощаю - из этого ответа можно сделать более глобальные выводы): всецело на свое, на мнение окружающих - референтную группу, или на сочетание своего мнения и мнения других людей. Это позволяет оценить клиентоориентированность, конформность, а также многие другие характеристики сотрудника.



Главное - постарайтесь быть самим собой и получить максимум удовольствия: ведь Assessment Center - это своего рода "экстрим", возможность "на людей посмотреть и себя показать", шанс познакомиться с полезными техниками и методами работы, которыми пользуются ваши коллеги-конкуренты. Даже если вы потерпите неудачу - вы ничего не теряете, зато приобретаете ценный опыт.



Светлана ИВАНОВА,

HR-менеджер Johnson & Johnson Russia

Гарифуллин Рафаэль Асхадуллович
Должность: преподаватель обж
Учебное заведение: ГАПОУ "Кукморский аграрный колледж"
Населённый пункт: с.Яныль Кукморского района РТ
Наименование материала: статья
Тема: "Кейс-технология на уроках ОБЖ"
Дата публикации: 20.12.2017
Раздел: среднее профессиональное

Кейс - технология на уроках ОБЖ

Тема: Виды травм. Первая доврачебная помощь.

Цель: Сформировать у обучающихся первичные умения в оказании первой доврачебной

помощи при травмах.

Задачи:

1. Систематизировать знания обучающихся по видам травм и их симптомах.

2. Применение полученных знаний о травмах при оказании первой доврачебной помощи.

3. Профориентация обучающихся.

Оборудование:

Проектор, интерактивная доска

Плакаты, таблицы

Перевязочные материалы

Кровоостанавливающие материалы

Шины, лангеты

Пакеты с холодом

Форма проведения урока:

Комбинированный

Ход урока

Организационный момент:

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Здравствуйте, ребята.

Сегодня я бы хотел провести занятие на тему «Виды травм. Первая доврачебная помощь».

Начать занятия я хочу с того, что тема травматизма актуальна в данный период времени.

сталкивались

ситуациями,

неправильной

постановке стопы при ходьбе, занятием спортом получаем различные виды травм. При

этом выполняя первую доврачебную помощь неправильно, мы только усугубляем свое

состояние. Сегодня на занятии вы самостоятельно расширите свои знания о видах травм, а

главное научитесь на практике выполнять первую доврачебную помощь.

Как вы думаете, почему на данный период проблема получения травмы так актуальна?

Ваше мнение?

Ответы:

Зимний период + гололед + скользкие дороги + под снегом лежат травмопасные

предметы и т.д.

Внимание на доску………

Показ видеофрагмента (ситуации получения травм в быту).

Вопрос:

Что могло произойти с мужчиной, спешившим на свидание, но оступившись, совершив

падение? Додумайте?

Правильные ответы:

Множественные ушибы тела;

Сотрясение головного мозга;

Вывих ноги или руки;

Переломы;

Повреждение внутренних органов;

Растяжение связок.

Вывод: Мужчина мог при падении получить различные виды травм.

Вопрос:

Если Вы являетесь свидетелем полученных травм, как вы будете действовать?

Ответы:

Вызовем скорую помощь;

Поможем встать на ноги, если это не усугубит состояние пострадавшего;

Создадим комфортные условия для пострадавшего;

Если потерял сознание, приведем в сознание;

Если имеется кровотечение, остановим его, используя подручные средства;

Обездвижим поврежденную конечность;

Самостоятельно доставим пострадавшего в медицинское учреждение.

Задание №1. У вас на столах лежат листы с таблицей №1. Возьмите и в течение 1минуты

заполните первый столбец, ставится плюс напротив того определения, с которым вы

Вопрос:

Какие определения вам знакомы?

С какими вопросами они были знакомы ранее, а с какими познакомились на занятии?

А теперь у вас на столах лежит информационный раздаточный материал по видам травм,

в течение 3-х минут группа изучает их и заполняет таблицу №2, отвечая на вопросы.

Каждой группе дается определенная травма: 1-растяжение связок, 2-перелом, 3-вывих.

Затем от группы выходит к доске спикер, который отвечает на вопросы и помещает листок

с ответом в нужную графу. Остальные участники групп, рассматривающие другой вид

травмы заполняют таблицы, со слов выступающего спикера. Внимательно заполняйте

Практическая часть

Обучающиеся

получают

практические

карточках

определённым видом травм. Выбирая в своей группе пострадавшего, показывают умения

оказания первой доврачебной помощи. При этом используют заранее приготовленные

учителем средства доврачебной помощи.

Задание выполняется на время.

Условие выполнения:

Правильная последовательность оказания первой доврачебной помощи.

1. При множественных ушибах тела (как действовать?)

2. При сотрясении головного мозга (как действовать?)

3. При вывихах ноги или руки (как действовать?)

4. При переломах (как действовать?)

5. При повреждении внутренних органов (как действовать?)

6. При растяжении связок (как действовать?)

Правильный выбор вспомогательных предметов.

Быстрота выполнения задания

Четкость и слаженность действий.

выполнения

командах

меняется.

рассказывает

последовательности

выполнения

доврачебной

последовательность.

вспомогательные

предметы

использовали

заключалось трудность выполнения задания?

Следом за спикерами выступает приглашенный врач. Он проводит анализ работы групп.

Специалист

указывает

допущенные

обучающимися

выполнении

практического

Указывает

последовательность

действий,

выполнить в той или иной ситуации.

групп. Определяют, какие полученные знания и как в будущем могут пригодиться в жизни.

Муниципальное Бюджетное общеобразовательное учреждение

Лукояновская средняя школа №2

Маркелова Н. В. –преподаватель-организатор ОБЖ

Кейс технологии на уроках ОБЖ

Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит её находить.
А. Дистервег

На любом производстве к вновь пришедшему выпускнику вуза руководство обращается с одной и той же фразой: «Теперь вы можете забыть, чему вас там, в институте, учили, и начнём учиться заново!» и каждый начинает задумываться: « а зачем тогда всё это было?»

Налицо одна из проблем нашей системы образования, причём не только высшего, но и среднего. Высокая теоретизированность учебных курсов, невозможность подчас связать приобретаемые знания с практикой реальной деятельности. На помощь приходит технология анализа конкретных ситуаций или, как говорят на Западе, технология case – study или кейс – метод.

Кейс – технология на уроках ОБЖ формирует у учащихся
высокую мотивацию к учёбе; развивает такие личностные качества, значимые для будущей профессиональной деятельности, как способность к сотрудничеству, чувство лидерства; формирует основы деловой этики, повышает качество знаний.

На уроках ОБЖ «Кейс - технология» в основе использует метод конкретных ситуаций имитационного моделирования и разработки конкретного примера. Кейс-технология использует следующие дидактические принципы: индивидуальный подход, информация о предмете изучения, активность обучения, успешность в обучении, проблемность, вариативность, прагматизм в обучении, умение работать с информацией.
При организации работы с учащимися следует опираться на характеристики функций кейса:

Функции кейса

Характеристика
функций кейса

Примеры

Тренинг

Тренировка обучаемых навыков деятельности в изменяющихся ситуациях

Тренировка практических навыков получать разный результат в зависимости от разных условий

Обучение

Овладение знаниями относительно динамично развивающихся объектов

Изучение в сравнении, например: организм человека и животного.

Анализ

Выработка умений и навыков аналитической деятельности

Анализ явлений и объектов любой науки и практики

Исследова-

ние

Получение нового знания относительно развивающихся объектов

Исследовательский проект

Системати-

зация

Систематизация ситуационного знания

Разнообразные статистические материалы, например: анализ средних температур за определённый период времени в каком – либо регионе

Прогнази-рование

Получение сведений о развитии данной системы

Прогноз событий. Возможные последствия решения экологических проблем

Для реализации кейс – технологии на уроках ОБЖ используются различные виды ситуаций для кейса:

Иллюстративные ситуации (блиц - ситуации) ориентированы на формирование профессионального языка и умения идентифицировать проблему в кейс – технологии, общий объём не более одной страницы.

Функциональные ситуации характерны наличием проблем. Наряду с числовыми данными имеется противоречивая информация, усиливающая фактор неопределённости в выборе решения. Ориентированы на развитие инноваций через предметное знание.

Нормативные ситуации (чаще с элементами ситуационных задач) позволяют провести анализ и найти однозначный ответ. Предназначены для контроля знаний по пройденному теоретическому материалу.

Стратегическая ситуация не может иметь однозначного решения из-за невозможности определить влияние нестабильных факторов, которые всегда присутствуют в реальных системах. Это класс наиболее сложных ситуаций.

Какими же способами можно представить ситуации «кейс-технологии» на уроках ОБЖ:

1)Новая и сложная информация:
- Заострение внимания к новым объектам или их свойствам
- Поиск ответа на вопросы: «Что это значит?», «О чём говорит данная информация (факты) и т.п.?».
2) Противоречивая информация:
- Разные взгляды на один и тот же вопрос
- Необходимо обнаружить противоречивый характер связи между явлениями и понять, что данное противоречие лишь кажущееся.
3) Неполное представление содержания:
- Создание проблемной ситуации
- Обучающийся должен сам заняться поиском материала
- Учащийся должен выделить части проблемной ситуации и синтезировать их в единое целое.
4) Информация отсутствует:
- Построение своеобразных загадочных ситуаций
- Не указываются субъекты или объекты данной ситуации, но даны их
характеристики, условия, функции и т.п.
- Или наоборот, дан сам объект, но не указаны его характеристики.

На уроках ОБЖ используются различные варианты организации работы учащихся на основе кейс-технологии:

Первый вариант - учащиеся изучают материалы кейса заранее, также знакомятся с рекомендованной литературой, часть заданий выполняется дома индивидуально каждым.

Второй вариант – учащиеся знакомятся заранее только с материалами кейса, часть заданий по работе с кейсом выполняется дома индивидуально каждым.

Третий вариант – учащиеся получают кейс непосредственно на занятии и работают с ним.

Четвёртый вариант - возможно использование кейса в дистанционном обучении.

Для успешного осуществления на уроках ОБЖ кейс-технологии необходимо использовать следующие методические рекомендации для составления технологической схемы создания кейса:

    Определение того раздела учебной программы, которому посвящена ситуация, описывающая проблему.

    Формулирование образовательных целей и задач, решаемых в процессе работы над
    кейсом.

    Определение проблемы ситуации и создание обобщённой модели (ситуация:
    жизненная, учебная, научная).

    Поиск аналога обобщённой модели ситуации в реальной жизни, образовании или
    науке.

    Определение источников и методов сбора информации.

    Выбор техник работы с данным кейсом.

    Определение желаемого результата по работе обучаемых с данным кейсом (составление листа оценки).

    Создание заданной модели.

    Апробация в процессе обучения.

Для организации работы с кейсом непосредственно на уроках ОБЖ я использую разные приёмы с целью активизации учащихся. Рассмотрим некоторые из техник анализа решений проблем на примере урока в 9 классе по теме: «В движении – жизнь» в практической части урока. Цель урока: выявление основных факторов двигательной активности человека, специфики мобилизации физических резервов и правильного их использования для сохранения здорового образа жизни на примере технологии обучения конкретных ситуаций.

1. Работа в группах (учащиеся класса заранее распределяются на 3 группы, по 7 человек, они являются экспертами; а главными в группе являются специалисты – это лучшие учащиеся по предмету, у них отличительные знаки, приколотые к форме - «эксперт»).
2. Для каждой группы учащихся свои заготовленные приёмы различных техник анализа решения проблем.

а) для 1-ой группы: определяется проблема: Движение – жизнь?
- используется приём «Софт- анализ», где учащиеся на большое поле записывают индивидуальные мнения всех членов группы, а на центральное поле – общее мнение группы (плакаты с данными приёмами заготавливаются заранее).

б) для 2-ой группы определяется следующая задача: Физическая культура это средство сохранения и укрепления здоровья?

Используется приём: «Цветок лотоса» (8 способов решения проблемы)

в) для 3-ей группы устанавливается проблема: Гиподинамия – это приговор?
- используется приём «Как?»
Учащиеся заполняют плакат по следующей схеме:

3. Учащиеся работают в группе, выявляют пути решения проблемы, заполняют шаблоны приёмов различных техник анализа решения проблем (можно использовать для работы учебник, дополнительные источники литературы, статистический материал, журналы ОБЖ, интернет - ресурсы, которые заранее приготовлены для каждой группы экспертов). Регламент работы 15 минут.

4. Далее учитель вызывает представителя одной группы экспертов, затем второй и третьей. Во время просмотра каждой работы выходят специалисты данной группы и делают (по очереди) краткий отчёт о решении проблемы (регламент 3 минуты).

5. Специалисты групп выставляют своим экспертам оценки (на заранее приготовленных списках групп экспертов), отдают списки учителю и учитель подводит итоги работы экспертов и специалистов групп.

6. В завершении выступления всех групп учащиеся делают вывод о значении двигательной активности для организма человека.

7. После сделанных выводов проводится рефлексия (метод пантомима). Учитель задаёт вопрос учащимся «Как вы оцениваете свою работу на уроке?»
(на доске висит плакат: Руки верх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично). Учащиеся показывают, таким образом, как они поработали на уроке.
Кейс-технология на уроках ОБЖ позволяет использовать различные методы и формы учебной деятельности: словесные, наглядные, практические, частично-поисковые; репродуктивные, исследовательские методы, методы выступления учащихся, обсуждение решений проблем; запись основных положений, исследовательские умения (анализ, сбор информации), умение работать в команде, коммуникативные умения. В результате своей деятельности учащиеся осуществляют связь с другими школьными предметами: с биологией, физической культурой, историей, литературой. Наряду с кейс-технологией на уроках частично используются и другие технологии: информационно- коммуникационная, здоровьесберегающая, технология проблемного обучения, игровая технология.

«Знания в собственном смысле слова сообщить невозможно. Можно их человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности. Он должен самостоятельно все охватить, усвоить, переработать».

Использованная литература:

1.Даутова О.Б., Крылова О.Н. Современные педагогические технологии. Учеб.-метод. пособие для учителей / Под ред. А.П.Тряпициной.СПб.: КАРО, 2006.- 176с.
2. Завгородняя А., Ямпольская Д. Метод конкретных ситуаций в обучении взрослых //Новые знания. 2001. № 2.
3. Современные технологии обучения / Под ред. Г.В. Борисовой и др. СПб., 2002.
4. Луи И. Барнс, К. Роланд Кристенсен, Эбби Жд. Хансен. Преподавание и метод конкретных ситуаций.. М., 2000.
5. Ситуационный анализ, или Анатомия кейс-метода / Под ред. д. с. н., проф. Ю.П. Сурмина. Киев: Центр инноваций и развития, 2002.
6. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М .: ТЦ « Сфера », 2002.
7. htth: // www. educ. sfu. ca/case
htth: // www. pace. edu/ CTR CaseStudies
htth: // www. worldbank. org/ wbi/cases/tips/html
htth: // www. e-xecutive.ru/workshop
ъ
htth: // www. casemethod.ru/base1. php?tbl=artikel@id=1

На любом производстве к вновь пришедшему выпускнику вуза руководство обращается с одной и той же фразой: «Теперь вы можете забыть, чему вас там, в институте, учили, и начнём учиться заново!» и каждый начинает задумываться: « а зачем тогда всё это было?»

Налицо одна из проблем нашей системы образования, причём не только высшего, но и среднего. Высокая теоретизированность учебных курсов, невозможность подчас связать приобретаемые знания с практикой реальной деятельности. На помощь приходит технология анализа конкретных ситуаций или, как говорят на Западе, технология case – study или кейс – метод. Кейс – технология на уроках ОБЖ формирует у учащихся высокую мотивацию к учёбе; развивает такие личностные качества, значимые для будущей профессиональной деятельности, как способность к сотрудничеству, чувство лидерства; формирует основы деловой этики, повышает качество знаний.

На уроках ОБЖ «Кейс - технология» в основе использует метод конкретных ситуаций имитационного моделирования и разработки конкретного примера. Кейс-технология использует следующие дидактические принципы: индивидуальный подход, информация о предмете изучения, активность обучения, успешность в обучении, проблемность, вариативность, прагматизм в обучении, умение работать с информацией.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Кейс метод на уроках ОБЖ Преподаватель – организатор ОБЖ ГБОУ гимназия №70 Санкт-Петербурга Козлов Игорь Владимирович 2015г

«Учить – это все равно, что бросать мысли в почтовый ящик человеческого подсознания. Вы знаете, когда они отправлены, но никогда не известно, когда они будут получены и в каком виде» Э. Ловелл Название технологии произошло от латинского casus – запутанный необычный случай; а также от английского case – портфель, чемоданчик.

Кейс-метод широко используется в обучении за рубежом. Впервые применён на факультете права Гарвардского университета. Первые подборки кейсов были опубликованы в 1925 году. Типы кейсов: практический (отражает абсолютно реальные жизненные ситуации);

обучающий (основная задача - обучение); научно-исследовательские (осуществление исследовательской деятельности).

Содержание кейса Цель создания кейса Основная обучающая, образовательная задача кейса Кейсы Содержание кейса Цель создания кейса Основная обучающая, образовательная задача кейса Практический кейс Жизненные ситуации Познание, понимание жизни Тренинг поведения Обучающий кейс Учебные (условные) ситуации Понимание типичных характеристик ситуации Анализ, осмысливание Научно-исследовательский кейс Исследовательские ситуации Создание моделей ситуаций Исследование, проектирование

Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям: соответствовать чётко поставленной цели создания; иметь уровень трудности в соответствии с возможностями обучающихся; быть актуальным на сегодняшний день; быть ориентированным на коллективную выработку решений; иметь несколько решений, многоальтернативность решений (принципиальное отсутствие единственного решения)

Деятельность в режиме кейс-метода Преподаватель подбирает, готовит учебную задачу, отражающую практическую ситуацию; Преподаватель готовит кейс объемом от одной до нескольких страниц. Обучающиеся прочитывают и изучают кейс, привлекая материалы учебника и другие различные источники информации, анализируют материал. После этого на занятии идет подробное групповое обсуждение содержания кейса и происходит выработка нескольких решений. Преподаватель совместно с обучающимися подводят итоги, делают выводы, выбирают наиболее оптимальное, эффективное решение

Кейс метод развивает: Компетентности Их характеристика Способность принимать решения Умение вырабатывать и принимать модель конкретных действий. Способность к обучению Умение искать новые знания, овладение умениями и навыками самоорганизации Системное мышление Умение всесторонне осмыслить ситуацию, провести её системный анализ Самостоятельность и инициативность Умение проявлять активность в ситуациях неопределенности Готовность к изменениям и гибкость Умение быстро ориентироваться в изменившейся ситуации, адаптироваться к новым условиям

Способность работать с информацией Умение искать информацию, проводить её анализ, переводить её из одной формы представления в другую Упорство и целеустремлённость Умение отстоять свою точку зрения, перебороть противодействие со стороны партнёров Коммуникативные способности Умение отстаивать свою точку зрения, владение словом, умение вступать в контакт Способность к межличностным контактам Умение слушать и понимать собеседника Проблемность мышления Умение вырабатывать модели решения проблем

10 основных правил для анализа кейса: Двукратное чтение кейса: один раз, чтобы иметь общее представление и второй раз, чтобы хорошо разобраться в фактах. Кроме того, должны быть внимательно проанализированы таблицы и графики. Составить список проблем, с которыми придется иметь дело. Если предлагаются цифровые данные, нужно попытаться их оценить и объяснить. Узнавание проблем, к которым можно применить имеющиеся знания. Составление основательного анализа имеющейся ситуации.

Поддержка предложений решения проблемы посредством основательной аргументации. Составление схем, таблиц, графиков, которые дают основание для собственного «решения». Составление списка приоритетов собственных предложений, принимая во внимание, что в реальности будут довольно скудные ресурсы Контроль собственного плана действий, чтобы проверить, действительно ли разработаны все сферы проблемы. Не предлагать решений, которые обречены на провал и тем самым могут иметь губительные последствия.

Мыслительный лист Ученик обязательно высказывает любую версию, даже неправильную и невероятную. Систематическая работа на мыслительных листах не только активизирует познавательную деятельность учащихся, но и стимулирует развитие их интеллектуальных способностей. Это обычный лист бумаги, на котором по ходу урока учащиеся кратко отвечают на вопросы, требующие размышления.

Примеры кейсов. 1. практический

Задание 1. Сформулируйте правила дорожного движения при езде на велосипеде. 2. Пользуясь жизненным опытом определите причины нарушения этих правил. 3. Можно ли избежать нарушений если ДА то как, если НЕТ то почему? 4. А как в других странах нарушают или нет?

2. Обучающий

Задание Составьте классификацию и заполните таблицу Определите причины ЧС Дайте определение ЧС Сформулируйте меры борьбы с ЧС

Проклассифицировать лесные пожары и составить таблицу

3.Научно-исследовательский кейс

Задание Чтобы пересечь Атлантический океан, современный реактивный лайнер поглощает 35 т кислорода и оставляет инверсионные следы, увеличивающие облачность. Значительно загрязняют атмосферу и автомашины, которых уже сейчас насчитываются более 500 млн. Появляются различные проекты создания двигателей, работающих на других видах топлива. Немалый вклад в отравление атмосферы вносят различные заводы, тепло- и электростанции. Средней мощности электростанция, работающая на мазуте, выбрасывает ежесуточно в окружающую среду 500 т серы в виде сернистого ангидрида, который, соединяясь с водой, тотчас же даст сернистую кислоту, которая выпадает в виде кислотных дождей, обладающих большой химической активностью. Загрязнение атмосферы различными вредными газами и твёрдыми частицами приводит к тому, что воздух крупных городов становится опасным для жизни людей. Особую опасность представляют смертоносные туманы, опускающиеся на крупные города.

Задание: 1. Сформулировать проблему. 2. Определить причины. 3.Составить схему ликвидации проблемы. 4.Дать оценку возможных способов решения проблемы.

Урок с использованием кейс-технологий

Практический - кейс урок.

Тема: «Взрыв и обрушение дома».

Тип урока: Урок закрепления и обобщения знаний, умений, навыков.

Цели : обобщить основные понятия по теме « Взрыв и обрушение дома »; закрепить основные правила безопасного поведения при террористическом акте и его угрозе; отработать навыки работы в группах; отработать навыки работы с текстом.
Задачи :
Образовательная : формирование понятий о террористической угрозе, террористических актах, и их последствиях, меры по уменьшению потерь от них.
Развивающая : формирование навыка самостоятельной работы с текстом, групповой работы, развивать навыки правильного безопасного поведения в ЧС.
Воспитательная : толерантное отношение друг к другу, умение принимать мнение другого человека, воспитание навыков общения.
Планируемые результаты:

Предметные: уметь в процессе реальной ситуации использовать понятия террористический акт, террористическая угроза, взрывное устройство; уметь применять правила безопасного поведения при террористическом акте или его угрозе.

Личностные: формировать основы поведения при заблаговременном оповещении о возможности террористического акта, при внезапном терористическом акте и после него; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие.

Метапредметные: развитие социальных компетенций при работе в группе; способность и готовность к оценке и принятию решения; практика поиска и выработки альтернативных решений, осознание многозначности практических проблем и жизненных ситуаций.

Оборудование: интерактивная доска; мультимедийный проектор, компьютеры, лист заданий, карточки самооценивания, рефлексийный экран.

Класс делится на три группы и каждой группе выдается кейс.

Кейсы к уроку.

Ситуация – случай 1:

Предположите, что произошел взрыв дома. Взрыв произошел в соседнем подъезде Вашего дома. Во время взрыва вы находились дома, одни в квартире, которая находится на втором этаже пятиэтажного дома. Здание получило серьезные повреждения, частично разрушено. Вы попали под завал, и вам придавило ногу упавшей конструкцией. Ногу вы освободили, шевелить пальцами и ступней ноги можете. В помещении есть немного свободного пространства. Выход из помещения заблокирован упавшими конструкциями. Начинается дождь, темнеет.

Задание: Найти возможные проблемы (с чем связана, по каким причинам могло произойти разрушение здания), предложить свои пути решения данной проблемы (дальнейшие действия и их очередность).

Пути решения 1:

Стратегия «Идеал»

И – Идентифицируйте проблему (выделите в тексте проблему)

Д – Доберитесь до ее сути (опишите ее)

Е – Есть варианты решения (определить варианты подходов к решению проблемы)

А – А теперь – за работу! (решайте)

Л – Логический вывод.

Вариант решения ситуации 1:

И – Ребенок оказался в завале и у него повреждена нога

Д – Ребенок находится на 2-м этаже частично разрушенного дома и выход заблокирован. Нога повреждена, но перелома нет.

Е – 1 вариант: попробовать разобрать завал и выбраться наружу.

2 вариант: остаться на мести и ждать спасателей.

А – Выбран вариант 2. Осмотреть себя оценить свое состояние, оказать себе первую помощь. Укрепить завал подручными предметами (обломками древесины, бетона и мебели). Если есть возможность найти и одеть теплую одежду. Постараться найти продовольствие и воду. При помощи подручных средств и голосом подавать сигналы о своем пребывании спасателям. Спасатели регулярно объявляют «минуты тишины» и слушают руины.

Л – Лучше оставаться на месте, т.к. помните, что спасатели работают круглосуточно и без перерывов, пока не найдут всех пострадавших. Вас обязательно найдут!

Ситуация – случай 2:
…Вдруг раздался резкий, громкий хлопок, здание вздрогнуло, вылетели стекла, с полок упали книги, разбилась посуда. По городскому каналу радио стали передавать сообщение, что в городе на нашей улице произошел взрыв и частично разрушен соседний дом, возможна утечка газа. По улице бегут люди. Одни кричат, что нужно разбирать завалы, другие что надо уезжать из города. Я хотел позвонить родителям, но сотовый не работал. Переждав некоторое время, я …….

Задание: Выскажите предположения о причинах взрыва. Перечислите очередность действий при угрозе повторного взрыва. Предложите свой вариант последующих действий.

Пути решения 2:

Прием « SWOT - анализ»

Выделить у указанных способов решения проблем сильные, слабые стороны, угрозы и возможности.

Вариант решения ситуации 2:

Причиной взрыва может быть: утечка газа, террористический акт или случайный подрыв взрывного устройства, например времен второй мировой войны.

Наиболее безопасные места для укрытия в здании при угрозе повторного взрыва:

    дверные проемы;

    проемы в капитальных внутренних стенах;

    углы, образованные капитальными внутренними стенами;

    места под прочными столами.

Очередность действий при взрыве или угрозе взрыва:

    включить источники информации (радио и телевидение);

    укройтесь в безопасном месте в квартире;

    собрать документы, деньги и ценные вещи, теплые вещи, трехдневный запас воды и продуктов питания;

    оповестить соседей, позвонить родителям, родственникам.

    направиться в безопасное место (если пункт сбора объявят по СМИ).

Сильные сторон ы

    отсутствие телесных повреждений

    сработала система оповещения ГО и ЧС

    получена информация о пункте сбора или порядке действий

Слабые сторон ы

    отключение мобильной связи

    паника среди людей

Возможност и

    может собрать документы и ценные вещи, одежду, продукты питания.

    свободно покинуть квартиру

    оповестить соседей

    добраться до пункта сбора

Угроз ы

    взрыв газа

    обрушение здания

    получение телесных повреждений (переломы, трещины, ушибы, сдавливание).

Ситуация – случай 3:
Лиза К. 10 лет

Мы с мамой ехали в метро и заметили как один гражданин, выходя из вагона, оставил большую сумку у двери. Выйти за ним никто не успевал, т.к. гражданин выходил из вагона, когда двери уже закрывались.

Задание: Назовите возможные причины произошедшего. Предложите свой вариант последующих действий.

Пути решения 3:

Прием «Цветок лотоса». 8 способов решения проблемы.

Вариант решения ситуации 3:

Паника. Травмирование и гибель людей

Пожары

Техногенные ЧС

Последствия взрыва или угрозы взрыва

Транспортные аварии и катастрофы

Возможно дополнительно заражение (радиоактивными в-ми, АХОВ, и д.р.)

Повреждение и разрушение зданий

Нарушение функционирования систем жизнеобеспечения

Вопросы для обсуждения:

    Часто ли подобные ситуации происходят?

    Какова причина подобных ЧС?

    Чем опасны террористические акты, и каковы их последствия?

    Каков порядок действий при террористическом акте или его угрозе?

    Каков порядок действий при заблаговременном оповещении о террористическом акте или его угрозе?

    Каковы правила поведения для оказавшихся в завале?

    Назовите правила поведения после террористического акта?

    Каковы основные способы снижения ущерба от террористических актов?

    Возможно ли подобное в нашей местности?

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

Сегодня я узнал… Урок дал мне для жизни…

Было интересно… Я научился…

Было трудно… У меня получилось …

Я выполнял задания… Я смог…

Я понял, что… Я попробую…

Теперь я могу… Меня удивило…

Я почувствовал, что… Мне захотелось…

Урок окончен. Спасибо за плодотворную работу.