Как пользоваться навигатором Яндекс и как это делать без интернета? Яндекс Навигатор, как установить и пользоваться. Отзывы, решение проблем

Веб-сервис Яндекс Карты позволяет как проложить маршрут, так и найти точку назначения и узнать о расположении тех или иных заведений необходимого типа (кафе, супермаркеты и т. д.).

Тем не менее, многие пользователи все еще не слишком активно пользуется этим функциональным и удобным сайтом, который позволяет минимизировать временные и финансовые затраты на дорогу.

Что касается построения – сервис выбирает наиболее удобный путь из точки А в точку Б на момент обработки запроса.

Cодержание:

Преимущества

Сервис имеет ряд неоспоримых преимуществ. Он работает на движке, сходным с , но лучше работает в условиях России.

Во-первых, имеет более полный список адресов, а во-вторых – лучше учитывает специфику дорожной ситуации и является более проработанным.

Кроме того, прокладывать дорогу с помощью этого веб-сервиса удобно еще и по следующим причинам:

  • Построение самого короткого варианта из всех возможных;
  • Возможность выбора другого пути, если это необходимо пользователю;
  • Возможность указать, какой именно вам необходим – пеший, автомобильный или же с помощью общественного транспорта (в последнем случае указываются номера автобусов, троллейбусов и трамваев, их интервал движения и расположения остановок);
  • Примерный расчет времени, которое вы затратите на дорогу;
  • Учет текущей дорожной ситуации ( , ремонт дороги и т. д.) на момент, когда вы отправляете системе запрос, и выбор оптимального и самого быстрого и короткого пути.

Отличительной особенностью и преимуществом многих является то, что они постоянно обновляются, не стали исключением и Карты.

Они постоянно детализируются, становятся более точными и подробными, список адресов расширяется и т. д.

Кроме того, все больше и больше пользователей наносят данные о своих организациях именно в Яндекс (даже чаще, чем на такие карты от Гугл).

Совет: Стоит отметить, что система учета пробок и ремонтов работает далеко не с абсолютной точностью. Некоторые пробки и ремонты могут не учитываться и стать неприятной неожиданностью. Но Яндекс постоянно обновляет свои данные и алгоритмы для того, чтобы показатели становились все более и более точными.

Использование

Как же использовать сервис для того, чтобы построить маршрут? Для этого не нужно быть зарегистрированным в системе или входит в свой аккаунт.

Просто перейдите на https://yandex.ru/maps/ и подождите, пока загрузится карта (при не слишком быстром интернете это может занимать некоторое время).

В верхней части экрана вы увидите оранжевую строку ввода адреса, а справа от нее две кнопки – Маршруты и Пробки . Вам, в данный момент, необходим сервис Маршруты .

Нажмите на соответствующую иконку.

После нажатия на нее, в правой части окна вашего браузера появится форма для заполнения данных. Далее действуйте в зависимости от того, какого типа вам необходим.

На автомобиле

В верхней части открывшегося окна, над строками ввода конечной и начальной точек пути, нажмите на изображение автомобиля. Далее действуйте согласно алгоритму ниже:

1 Установите курсив в поле ввода первой точки (А);

2 Если вы видите ее на карте, то просто щелкните по ней один раз;

3 Если вы не видите этой точки, но знаете адрес, начните вводить его в поле, и в выпашем списке адресов, известных системе, укажите тот, который вам необходим;

4 То же самое проделайте со вторым полем ввода, указав в нем пункт назначения;

5 С помощью стрелок между полями пунктов отправления и назначения можно поменять местами;

6 Слева от окна ввода также есть три круглые кнопки – нажав на ту, которая обозначена знаком домика, вы сможете ввести свой домашний адрес для того, чтобы при следующей работе с картами не заполнять его по новой;

7 Рядом с этой кнопкой есть и другая – с изображением портфеля, нажав на нее, вы сможете ввести рабочий адрес для тех же целей;

8 После того, они будут указаны, система тут же укажет вам возможный вариант маршрута (изображение автоматически изменится и на нем появится рисунок, а в окне будут описаны возможные варианты);

9 Нажимая на тот или иной вариант в списке, вы можете посмотреть его на карте и увидеть детализацию (длительность, расстояние, особенности и т. д.);

10 По умолчанию маршрут высчитывается в объезд пробок, если галочку в чек-боксе напротив соответствующего пункта убрать, то он изменится таким образом, что не будет предполагать объезда пробок;

11 Под полями ввода в есть строка № «Добавить точку», нажав на нее, вы сможете указать любой промежуточный пункт назначения перестроится с учетом этого.

При нажатии на кнопку «Посмотреть подробнее» в окошке с описанием, вы откроете полное подробное описание всей дороги, с указанием поворотов, светофоров, круговых развязок и т. д.

Для построения маршрута при условии езды на общественном транспорте, нажмите кнопку с изображением трамвая над полями ввода пунктов назначения.

После этого введите точки (две или более) таким же способом, как тот, что описан выше.

Система построит маршруты, варианты которых отобразятся в окошке ввода пунктов назначения.

Помимо длительности, там также указаны расстояния, которые необходимо пройти пешком, а также виды и номера общественного транспорта, которыми будет необходимо воспользоваться.

Нажмите «Подробнее» Для того, чтобы увидеть следующие данные:

  • Пункт отправления;
  • Расстояние, которое нужно пройти пешком;
  • Номера общественного транспорта;
  • Примерное (максимальное) время его ожидания;
  • Количество остановок;
  • Время в пути;
  • Название конечной остановки и т. д.

Детализация у данного сервиса довольно подробная. Однако он не всегда учитывает отмены рейсов, расписание выходных и будних дней, устаревшее расписание и т. д.

1. Введение

Собственная картографическая служба - “Яндекс.Карты” – существует у крупнейшего российского поисковика довольно давно. Вслед за Google «Яндекс» решил использовать имеющиеся картографические данные для предоставления навигационного сервиса. Он предназначен для смартфонов; отличительной особенностью «Яндекс.Навигатора» является то, что это offboard-навигация – то есть, карты и другая информация хранятся не в памяти устройства, а на сервере и подгружаются через Интернет.

2. Установка программы и дистрибутивы

Яндекс.Навигатор доступен для устройств, работающих на iOS и Android и может быть загружен непосредственно из App Store и Android Market. Объем дистрибутива составляет около 12 МБ; после скачивания программы и подтверждения всех разрешений происходит установка.

Карты отдельно скачивать не нужно, они сами загружаются из Интернета по мере надобности и могут кэшироваться в памяти смартфона. Однако целиком карту, как в «Яндекс.Картах», выкачать нельзя.

Каких-либо настроек приложение не требует; для определения местоположения используется системный Location API, который помимо спутников GPS может задействовать базовые станции и Wi-Fi, это включается в настройках операционной системы.

3. Интерфейс

Пользовательский интерфейс – одна из сильных сторон “Яндекс.Навигатора”. Главный экран содержит три вкладки – “Поиск”, “Карта” и “Избранное”.

На карте имеются полупрозрачные кнопки увеличения и уменьшения масштаба (хотя это же можно делать удобными multitouch-жестами), возврата к отображению текущей позиции, компас и индикатор загруженности дорог в «баллах». При нажатии на него можно отключить отображение пробочной информации на улицах.

Интересной дизайнерской находкой стала раскраска линии проложенного маршрута в различные цвета (от красного до зеленого) в зависимости от интенсивности движения на данном участке. Кроме того, график интенсивности по участкам располагается в виде тонкой разноцветной строки над картой. Он позволяет оценить, сколько вам осталось ехать и сколько затруднений движения вас ждет по дороге.

Также на экране карты во время навигации отображается время, оставшееся до финиша. Текущая скорость и другие данные о поездке не видны.

4. Поиск

Очень удобно в программе реализован поиск: вместо выбора каких-либо категорий достаточно сразу ввести в строку поиска произвольный запрос, например, адрес или название организации. Более сложные варианты поиска, например, перекрестки, координаты, места интереса вдоль маршрута и т.п. не поддерживаются. Однако под поисковой строкой находятся 19 иконок тематических категорий POI (начиная с АЗС и заканчивая банями). Коснувшись такой иконки, можно отобразить на карте все POI данного типа и, нажимая на их значки, выводить о них подробную информацию и прокладывать к ним маршрут, визуально контролируя их местоположение и удобство заезда.

Точки назначения можно добавлять в “Избранное”, при этом в разделе присутствуют удобные готовые шаблоны с иконками, например, “Домой” и “На работу”.

5. Прокладка маршрута

При прокладке маршрута система предлагает два альтернативных варианта: самый быстрый и самый короткий. Длина и время прохождения маршрута отображаются на двух вкладках в верхней части экрана, сами маршруты также видны на карте.

После выбора маршрут прокладывается однократно и в процессе движения не изменяется. Даже если вы сойдете с маршрута в процессе движения, то он останется прежним и сиротливо останется ждать вас на карте – чтобы проложить новый маршрут, придется воспользоваться поиском заново.

Дорожный граф также далек от совершенства, поэтому “Яндекс.Навигатор” может проложить маршрут по несуществующей дороге или совершить запрещенный маневр, так что полагаться на навигатор нельзя, нужно смотреть в оба.

6. Пробки

“Яндекс.Пробки” имеют собственный аналитический центр, в котором собираются статистические данные от участников движения и из других источников, например, с камер на улицах. Достоверность информации о пробках в крупных городах довольно высока. Вместе с данными о пробках подгружаются также пользовательские сообщения о ДТП (с комментариями участников движения), камерах, ремонтах дороги и разводках мостов. Другие пользователи, увидев уведомление о событии, могут подтвердить или опровергнуть его наличие. Для каждого события указывается время его добавления, чтобы пользователь мог оценить его актуальность.

Интенсивность дорожного движения измеряется в баллах от 1 до 10, что позволяет оценить общую обстановку в городе перед выездом: при 9-10 баллах лучше сразу ехать на метро или велосипеде.

7. Онлайн-сервисы

Из онлайн-сервисов следует отметить “Разговорчики” – пользователи могут оставлять произвольные сообщения с привязкой к местам, доступные для всех остальных. Чаще всего это попытки демонстрации собственного остроумия теми, кто стоит в пробках, но иногда встречается и полезная информация.

8. Запись треков/маршрутов

Запись треков в программе не реализована.

9. Настройки

Настройки “Яндекс.Навигатора” позволяют включить или отключить автоматический переход в ночной режим отображения карты с наступлением сумерек, выбрать категории отображаемых пользовательских точек и голос подсказок (мужской, женский или отключен). Здесь же отображается объем памяти, используемый для кэширования карт, чтобы не загружать их каждый раз; кэш можно очистить.

10. Картография

10.1. Россия

“Яндекс.Навигатор” содержит подробные (до дома, часто с внутридворовыми проездами) карты большинства городов России. Для некоторых городов подробных карт нет, но для них могут быть “Народные карты”, т.е. составленные пользователями, а не профессиональными картографами. На таких картах POI отображаются на самой карте, как, например, в «Навителе».

Также можно использовать не обычные карты-схемы, а спутниковые снимки. Это увеличивает объем данных, загружаемых из Интернета, однако делает картинку более реалистичной.

10.2. Мир

Карты “Яндекса” с основными дорогами включают весь земной шар, однако маршрутизация, помимо России, возможна лишь по дорогам Украины. Для остальных стран работает лишь поиск; следить за дорогой и думать, куда ехать, вам придется самостоятельно.

11. Личное впечатление

Первая версия “Яндекс.Навигатора” пока не способна заменить такие системы onboard-навигации, как «Навител», «СитиГид», «Прогород» и т.п. Пока что ее функциональность и качество работы годятся лишь на то, чтобы окончательно не заблудиться в незнакомой местности, если у вас нет других средств навигации.

Достоинства

Главным достоинством “Яндекс.Навигатора” является то, что он бесплатен и в случае необходимости может быть оперативно установлен на любой смартфон. Также радует простота и эстетика интерфейса.

Недостатки

Очень примитивная функциональность, слабая проработка дорожного графа и зависимость от Интернета (которого может, например, не быть в глухом лесу) не позволяют отнести программу к серьезным навигационным решениям. Кроме того, бесплатна программа лишь условно: для ее использования вам придется платить за мобильный Интернет, а если на смартфоне не подключена безлимитная тарифная опция, то помегабайтная оплата за пару поездок “съест” всю экономию от бесплатности приложения.

В современном мире движение является неотъемлемой частью повседневной жизни. Наличие автомобилей и дорог постепенно ускоряет и без того быстрый ритм. Внедрение инновационных технологий в процесс движения позволило значительно упростить реализацию перемещения.

Программные комплексы, помогающие водителю быстро разобраться с маршрутом, обрели большую популярность. В нашей стране наибольшее предпочтение пользователи отдают автоматизированной системе «Яндекс.Навигатор», отзывы о которой красноречиво отражают мнение пользователей по этому поводу. А бесплатное распространение и беспрепятственная установка на любое доступное устройство лишь увеличивают этот эффект.

«Яндекс.Навигатор»: краткий обзор

«Яндекс.Навигатор» представлен на всех популярных на сегодняшний день платформах — "Андроид", iOS, Windows Phone. Главная задача этого программного продукта — расчёт и прокладывание оптимального маршрута для движения. Система является бесплатной.

Помимо основных своих задач, навигатор показывает наличие на пути следования пробок, аварий и просто дорожных событий, отображение которых, кстати, можно формировать силами самих пользователей, так как функционал это позволяет. В последних версиях реализована оплата штрафов через «Яндекс.Навигатор». Отзывы многочисленных пользователей разнятся, но из общей картины можно понять, что приложение действительно надёжное и нужное. К тому же разработчики быстро реагируют на отклики владельцев и исправляют появляющиеся ошибки.

Интерфейс приложения

Интерфейс приложения представляет собой по сути сервис «Яндекс.Карты», оптимизированный для расчёта прокладывания маршрута. Для удобства слежения за текущим местоположением в настройках можно перейти в режим 3D, который слегка наклонит камеру, немного приоткрывая обзор в нужном направлении.

Карта способна отображать текущие события на дороге, например ДТП, пробки или дорожные работы. Их показ можно включить, используя специальный фильтр.

Функция управления голосом может оказаться весьма удобным решением для использования навигатора при движении. Хотя возможность выбора пункта назначения вручную тоже присутствует. Их даже две — в виде рубрикатора и текстовой строки с подсказками.

Для актуальной и стабильной работы карты требуется постоянное подключение к интернету.

Инструкция по использованию

В зависимости от имеющейся платформы, перед тем как начать использовать «Яндекс.Навигатор», нужно его установить. Он бесплатно представлен в магазинах приложений соответствующего бренда — Android, iOS или Windows.

После первого запуска приложения стоит дождаться определения точного местоположения средствами GPS или на основе сотовых вышек. Система найдёт устройство и отобразит его на карте в виде зелёной отметки.

По касанию в нижней части экрана отобразится панель с управляющими элементами. В зависимости от текущего состояния их назначение может быть разным. Но перед началом движения они будут иметь такой функционал:

  1. "Поиск". Переводит в меню определения пункта назначения.
  2. "Карта". Данный режим служит для перехода непосредственно к карте из других меню.
  3. "Мои места". В этот пункт можно добавлять часто используемые маршруты.
  4. "Меню". Содержит основные настройки программы.

Конфигурация приложения

Перейдя с основного экрана по кнопке «Меню» в режим настроек, можно установить необходимые параметры по своему вкусу. Функций на самом деле много. Здесь можно определить, как будет выглядеть карта, выбрать ночной или дневной режим, загрузить полные комплекты карт.

Что касается звукового оповещения, то здесь же можно настроить язык и выбрать голос диктора. Текущая версия позволяет установить один из 4 вариантов: Дима, Оксана, Уткин и Фёдор Бондарчук, добавленные в одном из последних обновлений приложения «Яндекс.Навигатор». Отзывы, кстати, пестрят сообщениями пользователей о том, что их гаджет теперь говорит голосом известного режиссёра.

Дополнительно можно настроить, о каких событиях нужно оповещать, например о превышении скорости. Среди остальных настроек доступны обновления, события и синхронизация.

Также из меню можно просмотреть в режиме онлайн имеющиеся штрафы и тут же их оплатить. Для этого достаточно ввести номер водительского удостоверения, свидетельство о регистрации и свои имя и фамилию.

Пункт «Мои поездки» даёт возможность просмотреть статистику перемещений. Правда, для этого нужно будет авторизоваться в сервисе «Яндекса».

Если в дороге приключилась беда, и автомобиль оказался сломан, то из меню можно вызвать эвакуатор. Также доступен запрос о помощи в запуске машины, доставке топлива или замене колеса.

Построение маршрута

Чтобы построить маршрут до пункта назначения, нужно дождаться определения местоположения устройства. Затем коснуться экрана для отображения всплывающего меню. В нем необходимо выбрать кнопку «Поиск». Если по данному маршруту уже совершалось движение с помощью навигатора, то он сохранился во вкладке «История». Если же нужен новый, то создать его можно тремя способами.

В тех случаях, когда пункт назначения принадлежит к местам частого посещения, таким как кафе, рестораны, заправки, кино и прочие, то простым методом будет использование рубрикатора. Найдя категорию и нажав на неё, можно увидеть проставленные на карте отметки всех мест, принадлежащих данному типу. При выборе одной из них будет предложено проложить маршрут с помощью кнопки «Сюда».

Также определение точки назначения можно ввести вручную с клавиатуры или посредством голоса. После произнесения нужного адреса система распознает и предложит наиболее подходящий вариант. В списке также выбирается цель и производится расчёт маршрута.

Движение

После того как на карте отобразится полоса, по которой нужно производить перемещение, достаточно нажать на кнопку «Поехали», чтобы начать движение. Стоит отметить, что «Яндекс.Навигатор» может предложить несколько вариантов маршрута, в описании которых будет указано примерное время в пути.

После нахождения пункта назначения на карте он отобразится синей меткой. При нажатии на неё появится контекстное меню, через которое и производится начало расчёта маршрута. Если же вместо кнопки «Сюда» нажать на верхнюю часть меню, то отобразится панель со сведениями о данной точке, телефон, режим работы и другие сведения. Здесь же можно переместить данный пункт в категорию «Мои места» для того, чтобы посетить его позднее, или позвонить прямо из приложения, активировав пункт со строкой номера телефона.

В процессе движения навигатор будет периодически уведомлять водителя о необходимости повернуть в нужном направлении выбранным голосом. Причём цвет полосы маршрута может быть разным в зависимости от загруженности дорог. Например, зелёный говорит о том, что путь свободен, а красный — имеется затор или движение затруднено. На карте также отображаются камеры контроля скорости, что очень удобно.

«Яндекс.Навигатор»: отзывы пользователей

Навигатор прочно вошёл в жизнь многих водителей. К примеру, из Google Play приложение было скачано более 10 млн раз. «Яндекс.Навигатор» для Android, отзывы о котором весьма разнообразны, занимает лидирующие позиции среди других навигационных программ в этом магазине.

Пользователи отмечают, что приложение доступное, но имеются некоторые недочёты. Кто-то хотел бы видеть на карте вместе с иконками АЗС также и отображение типа топлива. Многие жалобы направлены на то, что навигатор не всегда выстраивает точный маршрут либо рассчитывает его без учёта обходных путей и короткой дороги.

Пользователей также позабавил голос Федора Бондарчука, добавленный несколько обновлений назад в «Яндекс.Навигатор» для «Андроид». Отзывы пользователей тут же оповестили об этом. Речь режиссёра звучит именно так, как все и привыкли, с характерными фразами и оборотами.

В целом можно заключить, что пользователи довольны приложением и охотно ставять на «Андроид» «Яндекс.Навигатор». Отзывы в большинстве случаев положительные. К тому же группа разработчиков очень оперативно отвечает на них.

По данным самой компании, «Яндекс.Навигатором» пользуются 13 миллионов пользователей. Недавно навигатор заговорил голосом Василия Уткина и Оптимуса Прайма, но пользователи все равно недовольны: кто-то считает, что навигатор строит неоптимальные маршруты, ведет прямо по пробке или часто сбивается с траектории. В апреле появилась новость о том, что вскоре сервис станет частично платным, а в июне в навигаторе стал доступен поиск свободных мест на парковках. The Village попросил Михаила Высоковского из «Яндекс.Навигатора» рассказать о том, как сервис строит маршрут, откуда берется прогноз пробок и каких нововведений ждать.

Михаил Высоковский

руководитель сервиса «Яндекс.Навигатор»

Откуда навигатор берет данные

Открывая навигатор, мы видим, как стрелочка красиво движется по линии дороги. Но на самом деле сигнал GPS вообще не такой - это что-то, что постоянно скачет: пять метров налево, 20 метров направо. Поэтому точно показывать местоположение и вести человека по маршруту - большая задача для любого навигатора.

Навигатор получает информацию о местоположении от мобильного устройства: сначала смартфон должен понять свою географическую координату и сообщить интернет-сервису. Например, у айфона есть несколько сенсоров: GPS, ГЛОНАСС, данные базовых станций сотовой сети и Wi-Fi. Айфон это автоматически анализирует и выдает приложению конкретную координату, условно говоря: «Друг, я точно знаю, что твои координаты такие». Как именно их определило устройство - по GPS, ГЛОНАСС или сотовой сети, - остается на усмотрение операционной системы. С Android чуть проще: можно узнать, откуда исходит сигнал.

После того, как координаты от устройства получены, нужно понять куда на самом деле движется автомобиль, по какой дороге он едет. Данные об этом навигатор получает каждые несколько секунд. Это непростая задача, особенно если пользователь находится на сложной развязке. Алгоритм делает ряд предположений о том, где пользователь находится на самом деле. Если пришло несколько сигналов, что человек едет ближе к дублеру, чем к основной дороге, то навигатор перекидывает его на дублер. В какой-то момент, проанализировав все предыдущие сигналы, система может поменять решение - тогда стрелочка окажется на основной дороге. В каждый момент времени это принятие решения на основании маршрута пользователя, предыдущих сигналов и новых, которые поступают.

«Яндекс.Карты» и «Яндекс.Навигатор» используют идентичные алгоритмы. Иногда их прогнозы и выбор маршрутов расходятся: так может случиться, потому что даже рядом лежащие устройства могут получить немного разные координаты или построить маршрут с разницей в несколько секунд. Притом что платформа единая, в «Яндексе» над геосервисами работают разные команды. Команда «Навигатора» отвечает за всю автомобильную тему и маршрутизацию - так проще синхронизироваться.

Как навигатор строит маршрут

В то время как пользователь строит маршрут из точки А в точку Б, система рассматривает большое количество альтернатив и выбирает оптимальные варианты маршрута. Есть граф дорог - это информация карты, где отмечены маневры: куда можно поворачивать и куда нельзя. Система перебирает разные варианты сочетания маневров, отдавая преимущество оптимальному по времени, и предлагает этот маршрут, но с учетом пробок и текущих перекрытий. Помимо этого, навигатор обычно предлагает два других маршрута, они должны содержательно отличаться - мы не будем предлагать точно такой же маршрут, но с заездом на заправку, чтобы сэкономить 30 секунд.

Сейчас «Яндекс.Навигатор» предлагает максимум три варианта маршрута. Мы можем предложить и 50 разных маршрутов, а пользователь пусть думает, что с ними делать. Но результаты юзабилити-тестирования свидетельствуют: когда человеку выдается огромное количество маршрутов, понять, какой из них нужно выбрать на самом деле, довольно трудно.

Во время движения каждые две минуты навигатор проверяет, нет ли маршрута быстрее. При этом есть некое ограничение на то, когда этот маршрут можно предложить. Ситуация в городе быстро меняется, и, если навигатор будет все время говорить: «Найден маршрут на 30 секунд быстрее», будет довольно тяжело. Сейчас система предлагает альтернативу, если экономия времени составляет больше пяти минут, когда до маневра есть немного времени. При этом, если человеку важны даже 30 секунд, он может запросить поиск быстрого маршрута самостоятельно, зайдя в «Обзор» на панели приложения.

Сейчас алгоритм устроен так, что он оптимизирует время для каждого конкретного пользователя, то есть строит маршрут конкретно для вас. И не учитывает общественное благосостояние, пытаясь развести потоки. (В интернете появлялись предположения , что «Яндекс.Навигатор» пытается глобально влиять на транспортную ситуацию в Москве. - Прим. ред.) Но, так как пользователей много, мы неизбежно влияем на ситуацию на дорогах. Несколько лет назад навигатор был таким элитным клубом - была небольшая доля людей, которая пользовалась навигатором, и остальные москвичи. Тогда пользователи видели: здесь пробки, а тут нет пробок - и навигатор на ситуацию на дорогах никак не влиял. Сейчас, когда миллионы пользователей каждый день строят маршруты с навигатором, а мы им говорим, что здесь нет пробки, - все едут сюда, и, наверное, пробка может появиться в том числе из-за этого.

Как навигатор учитывает пробки

Каждый раз, когда пользователи едут с приложением «Яндекс.Карты» или «Яндекс.Навигатор», они передают анонимную информацию о своих перемещениях. Всего в России нашим навигатором пользуются 13 миллионов человек.

Получая эти данные, мы автоматически анализируем их на сервере и понимаем, что на определенной дороге, если люди едут медленнее, скорее всего, образовалась пробка. Эту информацию мы учитываем и доводим до пользователей двумя способами. Первое - это цветовой показатель в приложении, второе - пробки учитываются во времени, которое прогнозирует навигатор. Это полностью автоматическая система: данные обновляются каждую минуту.

Некоторое время назад мы строили маршрут, учитывая только текущие пробки. Хотя на самом деле ситуация постоянно меняется, и часы пик - это тяжелое время для всех навигаторов. Трафик хаотично вырастает, а навигатор, когда строит маршрут по текущим пробкам, не учитывает новые, и из-за этого врет во времени. Поэтому сейчас мы в экспериментальном режиме учитываем прогноз пробок на ближайший час. Для такого прогноза у нас есть два фактора: первый - ситуация на прошлых неделях в этот день недели и в это время, а второй - обстановка на дорогах на данную минуту.

После того как мы спрогнозировали пробки, мы анализируем, насколько качественно это сделали. Если человек доехал с навигатором до конца, мы знаем, за сколько времени он это сделал, и можем сравнить с обещанием навигатора. Вторая наша метрика называется «Яндекс врет». Люди часто жалуются на то, как ведет себя навигатор, в «Разговорчиках». Мы считаем долю разговорчиков, в которых ругают «Яндекс», по ключевым словам «врет», «говорит неправду» и всяким другим ругательствам. Когда мы отображаем что-то неточно, то видим резкий взлет таких разговорчиков - получается достаточно чувствительный инструмент.

Почему навигатор барахлит около Кремля

Навигатор, как и другие приложения с геолокацией, получает информацию о текущем местоположении от устройства. И не может определить, насколько они достоверны. Устройство при этом не сообщает, что это плохие координаты, оно ведет себя стандартным образом - только координаты находятся не на Кремлевской набережной, а где-то в другом месте.

Простым способом навигатор с изменением сигнала GPS ничего сделать не может. Он ведет себя по принципу «что устройство сказало, то я и делаю». Когда в конце прошлого года мы поняли, что ситуация на Кремлевской набережной - не разовая история, а регулярная проблема, то придумали новый алгоритм. Теперь, если навигатор видит, что координата очень быстро меняется (например, пользователь будто перелетел со скоростью 200 километров в час из одной точки в другую), система блокирует это перемещение. Стрелочка навигатора никуда не перемещается: в этот момент не работает ведение по маршруту и не определяется точная позиция, но человек хотя бы может ориентироваться по карте, куда ехать, а не обнаружить себя в серой зоне Внукова. Это работает, когда происходит «телепортация». К сожалению, есть и более сложные схемы. Иногда координату может перебросить не на десятки километров, а на соседнюю улицу, потом еще чуть-чуть и еще. В этом случае навигатор не может понять, ложный это переброс или нужно доверять последнему значению.

Как изменения в городе влияют на работу навигатора

На самом деле алгоритмы нуждаются в постоянном улучшении. Казалось бы, сделал - и все должно работать бесконечно. В целом так бы оно и было, но мир постоянно меняется. Кроме истории с Кремлевской набережной, есть и другие кейсы. Например, год назад в Москве появилось очень много выделенных полос для общественного транспорта: по ним ездят такси, но еще ездят нарушители. В этом случае мы видим, что часть сигналов намертво стоит в жуткой пробке, а часть сигналов проезжает спокойно. Алгоритм автоматически определял это как пробку и выделял желтым - получалась глупость. Мы научились выявлять сигналы, которые отличаются от основного потока. А вот программу «Моя улица» достаточно сложно учесть, потому что ситуация каждый день меняется. Сегодня здесь ремонт, а завтра на соседней улице. Ее мы учитываем стандартными способами - отмечаем и проверяем все сообщения о перекрытиях.

Как навигатор ищет свободные парковки

Как-то раз я ехал в театр. Представьте ситуацию. Спектакль начинается в 19:00, после третьего звонка входить плохо. Я посмотрел состояние пробок и решил поехать на машине. Подъехал к конечному пункту, навигатор отчитался, что мы приехали, только на самом деле я никуда не приехал: я все еще за рулем машины, вижу театр справа, но это мне никак не помогает. Дальше вижу, что слева есть парковка, подъезжаю ближе и обнаруживаю знак «Только для инвалидов». Справа тоже есть парковка, но она стоит 200 рублей. Я вроде и хочу припарковаться, но надеюсь найти место подешевле. Пока думаю, куда ехать, оказывается, что стою на пешеходном переходе, а еще мне бибикают сзади. Возникает куча проблем. Дальше я сворачиваю в ближайший переулок и оказываюсь черт знает где. В итоге я худо-бедно оставляю машину и добегаю до театра, но это супернекомфортная история.

Мы поняли, что парковки - это новые пробки. Если раньше основной проблемой для москвичей были пробки, то сейчас они все равно остаются проблемой, но при этом навигаторы научились их предсказывать. С парковками ни один навигатор раньше не помогал. Мы сделали пять вещей. Первое - начали при подъезде к пункту назначения показывать, где разрешено и запрещено парковаться. В этот момент человек находится в стрессе и часто не видит знаков, и если все стоят, то это совершенно не значит, что здесь разрешена парковка - может, они номера бумажками закрыли. Следующее - когда человек понял, где можно парковаться, ему хочется припарковаться не за 200 рублей. Поэтому мы начали показывать, где и за сколько можно оставить машину. Третье - при подъезде к пункту назначения навигатор предлагает специальный маршрут, чтобы пользователь проехал по соседним переулкам и с большой вероятностью нашел парковку, не уходя далеко от пункта назначения. Иначе можно повернуть в односторонний переулок, а потом на Третьем кольце оказаться.

Но в идеале пользователь должен видеть, где на самом деле свободно. И это очень сложная история. Таких данных просто нет. Мы пытаемся своими алгоритмами задетектить, что место освободилось. Сейчас навигатор на Android в фоновом режиме предоставляет нам информацию - мы фиксируем, что человек изменил способ передвижения с автомобильного на пешеходный и наоборот. Делаем вывод, что он, скорее всего, оставил или забрал машину. Мы накладываем эти данные на карту парковок и показываем свободные точки в течение пять минут. Но сейчас мы не гарантируем, что там действительно свободно: место может быть занято и за 30 секунд. При этом вероятность найти свободное место все равно высока. Эта функция уже доступна пользователям: можно включить слой парковок и увидеть зеленые точки. После того как человек припарковался, ему еще нужно оплатить парковку - мы сделали интеграцию с платежным сервисом и тестируем функцию оплаты.

Данные о парковках мы ищем разными способами. Есть открытые данные от департамента транспорта, но часто они бывают устаревшими и из-за реконструкции в центре постоянно меняются. Мы их перепроверяем. Данные про другие парковки, например при торговых центрах, мы собираем вручную при помощи справочника организаций.

Будет ли навигатор платным

Мы чувствуем, что навигатор не должен делать все всем одинаково. Сейчас работаем над тем, чтобы предложить профессиональным пользователям навигатора особенные решения. Например, таксистам навигатор должен показывать дорожную ситуацию на выделенных полосах, а дальнобойщикам - строить маршруты с учетом того, где им разрешено ехать, и показывать нагрузку на ось. Сейчас у многих логистических и транспортных компаний есть приложения, из которых автоматически запускается наш навигатор. Раньше мы не знали, что это за компании и чего они хотят. Может быть, для курьерской компании надо вывести на карту 50 точек и показать оптимальный маршрут между ними. Мы попросили их зарегистрироваться в системе и сейчас пытаемся понять, на что есть спрос. Ближайшее, что появится, - навигация для таксистов по выделенным полосам. Для обычных пользователей «Яндекс.Навигатор» останется бесплатным.

Каких нововведений ждать

Сидя в комнате, можно сколько угодно рассуждать о том, как навигатор полезен или не полезен. Но за рулем ситуация меняется. Поэтому мы регулярно тестируем систему, делая заезды с пользователями и смотря, где навигатор хорошо работает, а где нет. Помимо этого, много читаем отзывы - через службу поддержки, в сторах и социальных сетях. Если какая-то проблема выходит на первый план, делаем прототип функции, устраиваем заезды, а потом тестируем на части пользователей.

Недавно стало возможным построить маршрут полностью голосом, без использования рук. Есть статистика, которая утверждает, что пользование смартфоном во время движения в 24 раза повышает вероятность аварий. Сейчас, садясь за руль, можно сказать: «Слушай, „Яндекс“, поехали домой».

Только появляется поиск по подъездам. Навигация на последней миле, когда надо понять, с какой именно стороны дома подъехать, где есть шлагбаум, а где нет, раньше была довольно трудной. Сейчас в «Народной карте» - в специальном редакторе, где пользователи могут самостоятельно наносить на карты дополнительную информацию, - мы объявили неделю подъездов. Если подъезд внесли на эту карту, то навигатор уже сейчас сможет его найти. Когда данных станет много, мы добавим более удобный способ поиска.

В России пользователи часто жалуются на плохую связь. Сейчас можно только скачать в навигаторе карты, и мы активно работаем над тем, чтобы можно было построить маршрут офлайн.

Мы хотим быть не просто сухим инструментом, который ведет сквозь пробки. Поэтому в навигаторе появляются новые озвучки: раньше были стандартные голоса Оксаны и Дмитрия, потом появились Василий Уткин и Федор Бондарчук, Оптимус Прайм и Бамблби из «Трансформеров». Запись голосов звезд длилась несколько часов. Когда навигатор говорит: «Через 200 метров поверните направо», на самом деле это пять склеенных кусочков. Сейчас доступен и синтезированный машинный голос: он отличается от обычных голосов тем, что может произносить гораздо больше фраз, например названия улиц. Будут появляться новые голоса для разных аудиторий.

Сейчас из приложения «Навигатор» можно вызвать эвакуатор. Это не связанная с навигатором напрямую вещь. Но мы собираемся развиваться в этом направлении. Возникла проблема с машиной? Иди в «Навигатор». Нужно оплатить парковку? Иди в «Навигатор». Не знаешь, что делать? Иди в «Навигатор».

Стройте маршрут в Яндекс.Навигаторе полностью без рук. Чтобы включить голосовое управление приложением, скажите «Слушай, Яндекс!» Когда появится приглашение «Говорите!», - произнесите нужную команду. Чтобы подтвердить построенный маршрут, просто скажите Навигатору «Поехали». Если по дороге вы увидели ДТП и хотите предупредить об этом своих попутчиков, достаточно сказать навигатору «Слушай, Яндекс! - > авария в правом ряду» и он автоматически добавит отметку на карту дорожного движения.

Парковки

Паркуйтесь так, чтобы не искать машину на штрафстоянке! Навигатор самостоятельно в конце каждой поездки предлагает быстрый маршрут (не дольше 15 мин) с экскурсией по ближайшим парковочным местам. При этом место стоянки будет в шаговой доступности до цели вашей поездки, а если парковка платная - приложение сообщит вам об этом отдельно. Места, разрешенные для парковки, будут помечены синим, а запрещенные для стоянки - красным. Такую карту парковок района, в который едете, можно изучить и до поездки из дома.

Ищите в приложении места, которые освободились в течение последних 5 минут. Свободное парковочное место выглядит как зеленый кружок. Если нажмете на точку, узнаете, как давно машина уехала с этого места. Конечно, наличие метки на карте пока не дает 100% гарантии, что это место до сих пор никто не занял. Но шансы припарковаться там точно гораздо выше!

Кнопка «Обзор»

Экономьте время! Чтобы не отвлекать водителя от дороги каждую минуту, Яндекс.Навигатор предлагает изменить маршрут, только если расчетная экономия времени выходит больше 5 минут. Специально для тех, кто не хочет терять ни минуты, в панели быстрого доступа Навигатора есть кнопка «Обзор». С ее помощью водитель может в любую минуту проверить, нет ли маршрута на 2–3 минуты быстрее текущего.

Мои поездки

Ведите статистику! Для тех, кто записывает каждую деталь биографии своего автомобиля или просто хочет вспомнить, каким маршрутом прошлым летом быстро добрался до дачи лучшего друга, в настройках Навигатора есть раздел «Мои поездки». О каждой поездке можно узнать подробности: точный маршрут, время в пути и среднюю скорость. Доступна и сводная статистика - по неделям и по месяцам.

Подъезды

Подъезжайте сразу к заветным дверям! Недавно Яндекс.Навигатор научился подводить к дому со стороны подъездов. Информацию о них компания собирает через «Народную карту» . Пока их немного, но вы можете добавить свой, и друзья легко найдут к вам дорогу. Чтобы подъехать сразу к нужному подъезду, введите его номер в строку поиска после основного адреса, например: ул. Лесная, д. 5, п. 2.

Техпомощь на дороге

Не теряйтесь, если что-то пошло не так! Теперь вызвать помощь на дороге можно не выходя из Навигатора. Отправить заявку можно в настройках приложения. Достаточно указать марку и модель машины, сообщить, где она находится и какая помощь вам нужна. Можно, например, вызвать эвакуатор, который доставит автомобиль по нужному адресу, или мастера, который поменяет колесо, заведет машину или даже привезет канистру бензина. В течение 15 минут приложение пришлет предложения нескольких служб, которые готовы принять заказ. Их отбирают по рейтингу, цене и удаленности от машины. Вам останется только выбрать службу и ждать специалистов.

Промежуточная точка пути

Меняйте маршрут, когда захотите! Если по дороге в точку назначения вы вспомнили, что вам нужно заехать, например, в аптеку или вы просто хотите проехать по Воздвиженке и полюбоваться особняком Морозова, можно попросить Навигатор перестроить маршрут через нужную точку. Для этого зайдите в раздел «Обзор», найдите на карте голубой значок «плюса» и перетяните его в промежуточную точку, которую нужно захватить по дороге.

Фоновый режим

Не теряйтесь, если отвлеклись (а лучше не отвлекайтесь!). Навигатор, оказывается, умеет работать и в фоновом режиме. Оксана, Дима и другие любимые герои не бросят вас, даже если вы свернули приложение, чтобы проверить почту или принять важный звонок: приложение продолжит вести вас по маршруту и давать голосовые подсказки.

Более того, подсказки и предупреждения о камерах будут слышны, даже если вы погасите экран телефона. Это бывает необходимо, чтобы, например, сэкономить батарею на телефоне, если под рукой нет зарядки.

Предупреждения о превышении скорости

Настраивайте уведомления о превышениях скорости так, как удобно лично вам! В настройках приложения можно установить порог превышения скорости (от 1 до 60 км/ч), после которого Навигатор будет предупреждать о камерах. Например, если выставить допустимое превышение «19» и поехать по дороге с ограничением 60 км/ч, приложение будет реагировать на камеры только после отметки «79» на спидометре.

С десктопа на телефон в один клик

Бонус. Возможна ли навигация без интернета?

Если вы волнуетесь, что в поездке закончится интернет, то карты местности можно скачать заранее. Конечно, для построения маршрута понадобится выход в Сеть. Но, как нам по секрету рассказали в Яндексе, компания уже готовит полностью офлайновую маршрутизацию.