MVC: что это такое и какое отношение имеет к пользовательскому интерфейсу. Архитектурный паттерн MVC

Контроллеры

Каждый запрос, поступающий в приложение, обрабатывается контроллером. Контроллер может обрабатывать запрос произвольным образом до тех пор, пока он не пересекает границу ответственности модели и представления. Это означает, что контроллеры не должны содержать или сохранять данные, равно как не генерировать пользовательские интерфейсы.

В инфраструктуре ASP.NET MVC Framework контроллеры являются классами.NET, которые содержат логику, требуемую для обработки запроса. Роль контроллера заключается в инкапсуляции логики приложения. Другими словами, контроллеры отвечают за обработку входящих запросов, выполнение операций над моделью предметной области и выбор представлений для визуализации пользователю.

Пример приложения

Для целей этой и следующих статей мы создадим новый проект MVC по имени ControllersAndActions с использованием шаблона Empty (Пустой), отметив флажок MVC в разделе Add folders and core references for (Добавить папки и основные ссылки для), а также проект модульного тестирования под названием ControllersAndActions.Tests. Модульные тесты, которые будут создаваться, не требуют имитированных реализаций, поэтому пакет Moq устанавливать не придется, но нужно установить пакет MVC, чтобы тесты имели доступ к базовым классам контроллеров.

В окне консоли диспетчера пакетов NuGet среды Visual Studio введите следующую команду:

Install-Package Microsoft.Aspnet.Mvc -version 5.0.0 -projectname ControllersAndActions.Tests

После создания проекта выберите пункт ControllersAndActions Properties (Свойства ControllersAndActions) в меню Project (Проект) среды Visual Studio, в открывшемся диалоговом окне перейдите на вкладку Web (Веб) и отметьте переключатель Specific Page (Определенная страница) в категории Start Action (Начальное действие). Вводить какое-либо значение не нужно - достаточно только выбора переключателя.

Понятие контроллера

Вы сталкивались со случаями использования контроллеров почти во всех предшествующих статьях, посвященных ASP.NET MVC. Наступило время заглянуть "за кулисы".

Создание контроллера с помощью интерфейса IController

В MVC Framework классы контроллеров должны реализовать интерфейс IController из пространства имен System.Web.Mvc , показанный в примере ниже:

Using System.Web.Routing; namespace System.Web.Mvc { public interface IController { void Execute(RequestContext requestContext); } }

Чтобы получить определение этого интерфейса, необходимо загрузить исходный код MVC Framework , который чрезвычайно полезен для выяснения внутренней работы средств инфраструктуры.

Как видите, интерфейс IController очень прост. Его единственный метод Execute() вызывается, когда запрос направляется этому классу контроллера. Инфраструктура MVC Framework выясняет, на какой класс ориентирован запрос, за счет чтения значения свойства controller, сгенерированного данными маршрутизации, или через специальные классы маршрутизации.

Создавать классы контроллеров можно путем реализации интерфейса IController, однако поскольку этот интерфейс является низкоуровневым, потребуется проделать немало работы, чтобы получить, в конечном счете, что-нибудь полезное. Тем не менее, интерфейс IController полезен для демонстрации оперирования контроллеров и с этой целью в папке Controllers создается новый файл класса по имени BasicController.cs, содержимое которого приведено в примере ниже:

Using System.Web.Mvc; using System.Web.Routing; namespace ControllersAndActions.Controllers { public class BasicController: IController { public void Execute(RequestContext requestContext) { string controller = (string)requestContext.RouteData.Values["controller"]; string action = (string)requestContext.RouteData.Values["action"]; requestContext.HttpContext.Response.Write(string.Format("Контроллер: {0}, Метод действия: {1}", controller, action)); } } }

Методу Execute() интерфейса IController передается объект RequestContext , предоставляющий информацию о текущем запросе и маршруте, который ему соответствует (и приводит к вызову данного контроллера для обработки этого запроса). В классе RequestContext определены два свойства, описанные в таблице ниже:

Объект HttpContextBase предоставляет доступ к набору объектов, описывающих текущий запрос, которые называются объектами контекста; мы еще вернемся к ним позже. Объект RouteData описывает маршрут. Важные свойства класса RouteData перечислены в таблице ниже:

В статье Настройка системы маршрутизации было показано, как использовать типы RouteBase и IRouteHandler для настройки системы маршрутизации. В рассматриваемом примере с помощью свойства Values получаются значения переменных сегментов controller и action, которые затем записываются в ответ.

Часть проблемы, возникающей при создании специальных контроллеров, связана с отсутствием доступа к таким средствам, как представления. Это означает, что придется работать на более низком уровне, чем и объясняется запись содержимого напрямую в ответ клиенту. Свойство HttpContextBase.Response возвращает объект HttpResponseBase , который позволяет конфигурировать и добавлять содержимое к ответу, предназначенному для отправки клиенту. Это еще одна точка соприкосновения между платформой ASP.NET и инфраструктурой MVC Framework.

Если запустить приложение и перейти на URL вида /Basic/Index, то специальный контроллер сгенерирует вывод, показанный на рисунке ниже:

Реализация интерфейса IController позволяет создать класс, который MVC Framework распознает как контроллер и отправляет ему запросы, безо всяких ограничений относительно того, как запрос обрабатывается, и какой ответ для него генерируется. Это удачный пример, поскольку он показывает, насколько расширяемой может быть инфраструктура MVC Framework даже для ключевых строительных блоков вроде контроллеров, однако написание сложного приложения подобным образом может быть сопряжено с немалыми трудностями.

Классы с именами, заканчивающимися на Base

При обработке запросов инфраструктура MVC Framework полагается на платформу ASP.NET, что имеет большой смысл, т.к. эта платформа является проверенной и многофункциональной реализацией, которая тесно интегрируется с сервером приложений IIS. Проблема заключается в том, что классы, применяемые платформой ASP.NET для предоставления информации о запросах, не очень хорошо подходят для модульного тестирования - основного преимущества использования MVC Framework.

В Microsoft решили ввести возможность тестирования, поддерживая при этом совместимость с существующими приложениями ASP.NET Web Forms, так что в результате появились классы Base . Эти классы так называются из-за того, что они имеют те же самые имена, как у основных классов платформы ASP.NET, за которыми следует слово Base.

Так, например, платформа ASP.NET предоставляет контекстную информацию о текущем запросе и ряде ключевых служб приложения через объект HttpContext. Соответствующим ему классом Base является HttpContextBase, экземпляр которого передается методу Execute(), определенному в интерфейсе IController (в последующих примерах будут продемонстрированы и другие классы Base). В первоначальных классах и классах Base определены одни и те же свойства и методы, но классы Base всегда абстрактны , а это значит, что их легко применять для модульного тестирования.

Иногда вы получите экземпляр одного из первоначальных классов ASP.NET, такого как HttpContext. В таком случае необходимо создать дружественный к MVC класс Base, подобный HttpContextBase. Это делается с использованием одного из классов Wrapper , которые имеют такие же имена, как первоначальные классы, дополненные словом Wrapper, например, HttpContextWrapper . Классы Wrapper являются производными от классов Base и имеют конструкторы, которые принимают экземпляры первоначальных классов:

Первоначальные классы, классы Base и классы Wrapper определены в пространстве имен System.Web, поэтому платформа ASP.NET может гладко поддерживать приложения MVC Framework и более старые приложения Web Forms.

Создание контроллера за счет наследования от класса Controller

Как было продемонстрировано в предыдущем примере, инфраструктура MVC Framework допускает практически неограниченную настройку и расширение. Чтобы обеспечить любой требуемый вид обработки запросов и генерации результатов, можно реализовать интерфейс IController. Вам не нравятся методы действий? Вы не хотите беспокоиться по поводу визуализированных представлений? В таком случае можете взять дело в свои руки и реализовать лучший, быстрый и более элегантный способ обработки запросов. Либо же вы можете воспользоваться средствами, предлагаемыми командой разработчиков MVC Framework из Microsoft, и унаследовать свои контроллеры от класса System.Web.Mvc.Controller .

Класс Controller обеспечивает поддержку обработки запросов, которая знакома большинству разработчиков приложений MVC. Она применялась во всех примерах, рассмотренных в предыдущих статьях. Класс Controller предоставляет три ключевых средства, которые описаны ниже:

Методы действий

Поведение контроллера разнесено по множеству методов (вместо реализации в виде единственного метода Execute()). Каждый метод действия отображается на соответствующий URL и вызывается с параметрами, извлеченными из входящего запроса.

Результаты действий

Можно возвращать объект, описывающий результат выполнения действия (например, визуализация представления либо перенаправление на другой URL или метод действия), и затем обрабатывать его каким угодно образом. Разделение между указанием результатов и их выполнением упрощает модульное тестирование.

Фильтры

Многократно используемое поведение (например, аутентификацию) можно инкапсулировать в виде фильтров и затем помечать каждый аспект поведения контроллеров и методов действий с помощью атрибута в исходном коде.

Если только вы не имеете дело со специфичным требованием, то лучшим подходом к созданию контроллеров будет их наследование от класса Controller, что, как и можно было ожидать, делает среда Visual Studio, когда создает новый класс в ответ на выбор пункта меню Add --> Scaffold (Добавить --> Шаблон).

В примере ниже приведен код простого контроллера под названием DerivedController, созданного подобным образом. Он сгенерирован с применением варианта MVC 5 Controller - Empty (Контроллер MVC 5 - Пустой) с несколькими простыми изменениями, предназначенными для установки свойства ViewBag и выбора представления:

Using System; using System.Web; using System.Web.Mvc; namespace ControllersAndActions.Controllers { public class DerivedController: Controller { public ActionResult Index() { ViewBag.Message = "Привет из контроллера DerivedController метода действия Index"; return View("MyView"); } } }

Класс Controller также обеспечивает связь с системой представлений Razor. В этом примере мы возвращаем результат вызова метода View(), которому в качестве параметра передается имя представления для визуализации клиенту. Чтобы создать это представление, создайте папку Views/Derived, щелкните на ней правой кнопкой мыши и выберите в контекстном меню пункт Add --> MVC 5 View Page (Razor) (Добавить --> Страница представления MVC 5 (Razor)). Укажите в качестве имени MyView.cshtml и щелкните на кнопке ОК для создания файла представления.

Приведите содержимое файла в соответствие с примером:

@{ ViewBag.Title = "Index"; }

MyView

Сообщение от контроллера: « @ViewBag.Message »

После запуска приложения и перехода на URL вида /Derived/Index этот метод действия вызывается, а представление MyView визуализируется:

Наследование от класса Controller приводит к необходимости в реализации методов действий, получении любых входных данных, необходимых для обработки запроса, и генерации подходящего ответа. В следующих статьях описано множество подходов, позволяющих делать это.

Принцип MVC у веб-программировании (Model - View - Controller, Модель - Представление(Вид) - Контроллер) - одна из наиболее удачных идей на сегодняшний день. Принцип MVC интуитивно понятен на первый взгляд, но не очень простой при углублении. Сначала рассмотрим, для чего он предназначен.

Принцип MVC , позволяет разделить реализацию логики приложения, внешний вид (графический интерфейс, GUI) и взаимодействие с пользователем.

Это приводит к более структурированном коде, позволяет работать над проектом более специализированным людям, упрощает поддержку кода, делает его более логичным и понятным. Изменение в одном из компонентов минимально влияет на остальные. Можно к одной модели подключать разные виды, разные контроллеры.

С другой стороны, это требует большей производительности исполняющих машин, но в последнее время это не есть большой проблемой - все более сложные программистские решения требуют поддержки, и затраты на поддержку намного превысят затраты на более мощное современное оборудование.

Принцип MVC используют практически все современные фреймворки.

Рассмотрим подробнее компоненты.

Model (Модель) - содержит т.н. "бизнес-логику" - обработку и верификацию данных, обращения к базам данных, представляет внутреннее устройство системы. Модель не должна напрямую взаимодействовать с пользователем.

View (Вид, Представление) описывает внешний вид приложения.

Controller (Контроллер) - связующее звено между моделлю и видом, получает данные от пользователя, передает их модели, получает обработанный результат и передает его в представление.

Взаимосвязь можно посмотреть на диаграмме:

Источник изображения: http://www.wikipedia.org Требования к компонентам:

Модели:

  • должны содержать свойства, представляющие конкретные данные;
  • должны включать в себя бизнес-логику (например, правила валидации), чтобы убедиться в том, что данные соответствуют предъявленным требованиям;
  • могут содержать код для работы с данными.
Представления:
  • должны, главным образом, содержать разметку, такую как HTML, и простой PHP код, используемый для обхода, форматирования и отображения данных;
  • не должны напрямую обращаться к базе данных. Этим должны заниматься модели;
  • не должны напрямую обращаться к $_GET , $_POST и другим переменным, получаемым из запроса пользователя. Эту задачу должен выполнять контроллер. Представления должны использоваться только для оформления данных, полученных от контроллера и модели;
  • могут напрямую обращаться к свойствам и методам контроллера или моделей. Однако это должно делаться только в целях отображения данных.
Контроллеры:
  • могут обращаться к $_GET , $_POST и другим переменным PHP, получаемым из запроса пользователя;
  • могут создавать экземпляры моделей и управлять ими. К примеру, в типичном действии обновления модели контроллер может сначала создать экземпляр модели, затем заполнить его данными из $_POST и, в случае успешного сохранения модели, перенаправить браузер пользователя на страницу созданной модели. Стоит отметить, что само сохранение модели должно быть реализовано в классе модели, а не в контроллере;
  • не должны содержать SQL-запросы. Их лучше держать в моделях;
  • не должны содержать HTML и другую разметку. Её стоит вынести в представления.
(Требования позаимствованы отсюда: http://yiiframework.ru/doc/guide/ru/basics.best-practices)

Кроме концепции MVC существуют и многие другие, например MOVE ( M odels, O perations, V iews и E vents) - вроде, как эволюция MVC (взято отсюда: http://habrahabr.ru/post/147038/), но эти концепции менее распространенные.

Создание HTML-элементов

Итак, в предыдущей статье мы рассмотрели создание и настройку HTML-дескрипторов веб-форм. HTML-форма не имеет особого смысла до тех пор, пока не будут созданы некоторые элементы управления вводом (например, ). В таблице ниже описаны базовые вспомогательные методы, которые доступны для создания элементов , и приведены примеры генерируемой ими HTML-разметки. Во всех этих вспомогательных методах первый аргумент используется для установки значений атрибутов id и name элемента , а второй аргумент служит для установки значения атрибута value.

Базовые вспомогательные методы HTML для создания элементов управления вводом
Метод Пример Генерируемый HTML-элемент
Html.CheckBox() Html.CheckBox("myCheckbox", false)
Html.Hidden() Html.Hidden("myHidden", "val")
Html.RadioButton() Html.RadioButton("myRadiobutton", "val", true)
Html.Password() Html.Password("myPassword", "val")
Html.TextArea() Html.TextArea("myTextarea", "val", 5, 20, null)
Html.TextBox() Html.TextBox("myTextbox", "val")

Каждый из перечисленных вспомогательных методов имеет перегруженную версию. В этой таблице показаны простейшие версии, но можно также предоставить дополнительный аргумент object для указания HTML-атрибутов, как это делалось с элементом

в предыдущей статье.

Обратите внимание, что вспомогательный метод для флажка (Html.CheckBox()) генерирует два элемента : собственно флажок и скрытый элемент с тем же самым именем. Причина в том, что браузеры не отправляют значения для флажков, если те не отмечены. Наличие скрытого элемента управления гарантирует, что ASP.NET MVC Framework получит значение из скрытого поля, когда такое произойдет.

Использование этих базовых вспомогательных методов для создания элементов управления вводом демонстрируется в примере ниже:

Создать пользователя

@Html.TextBox("userId", @Model.UserId)
@Html.TextBox("firstName", @Model.FirstName)
@Html.TextBox("lastName", @Model.LastName)
}

В примере ниже показаны HTML-элементы , сгенерированные этим представлением. Вывод очень похож на первоначальный элемент , но в нем присутствует ряд подсказок инфраструктуры ASP.NET MVC Framework в виде атрибутов данных, добавленных с целью поддержки проверки достоверности формы, которая будет подробно рассматриваться позже:

...

....

Генерация элемента управления вводом из свойства модели

Вспомогательные методы, используемые в предыдущем разделе, работают хорошо, но нам по-прежнему необходимо гарантировать, что значение, передаваемое в первом аргументе, соответствует значению модели, которое передается во втором аргументе. Если эти значения не согласованы, инфраструктура ASP.NET MVC Framework не сможет воссоздать объект модели из данных формы, поскольку атрибуты name и значения элементов формы не соответствуют друг другу.

Для каждого метода, перечисленного в таблице выше, доступна перегруженная версия, которая принимает единственный аргумент типа string:

@model HelperMethods.Models.User @{ ViewBag.Title = "CreateUser"; }

Создать пользователя

@using (Html.BeginRouteForm("FormRoute", null, FormMethod.Post, new { @class = "userCssClass", data_formType="user" })) {
@Html.TextBox("userId")
@Html.TextBox("firstName")
@Html.TextBox("lastName")
}

Аргумент string применяется для поиска в данных представления, в объекте ViewBag и в модели представления соответствующего элемента данных, который может использоваться в качестве основы для элемента input. Таким образом, например, если вызвать @Html.TextBox("DataValue"), то инфраструктура ASP.NET MVC Framework попытается найти элемент данных, который соответствует ключу DataValue. Будут проверяться следующие местоположения:

    ViewBag.DataValue

    @Model.DataValue

Первое найденное значение используется для установки атрибута value генерируемой HTML-разметки. (Последняя проверка, в @Model.DataValue, предпринимается, только если модель представления содержит свойство или поле по имени DataValue.)

Если указать строку вроде DataValue.First.Name, поиск становится более сложным. Инфраструктура ASP.NET MVC Framework опробует различные комбинации элементов, разделяемых точками, такие как перечисленные ниже:

    ViewBag.DataValue.First.Name

    ViewBag.DataValue["First"].Name

    ViewBag.DataValue["First.Name"]

    ViewBag.DataValue["First"]["Name"]

Проверяются многие перестановки. И снова будет использоваться первое найденное значение, завершая поиск. С этим приемом связана очевидная проблема производительности, однако помните, что внутри объекта ViewBag обычно содержится совсем немного элементов, так что поиск среди них не должен отнимать значительное время.

Использование строго типизированных вспомогательных методов для создания элементов управления вводом

Каждому базовому вспомогательному методу для создания элементов управления вводом, описанному в таблице выше, соответствует строго типизированный вспомогательный метод. Эти вспомогательные методы перечислены в таблице ниже вместе с примерами HTML-разметки, которую они генерируют. Такие вспомогательные методы могут применяться только со строго типизированными представлениями. (Часть вспомогательных методов генерируют атрибуты, которые помогают обеспечивать проверку достоверности данных форм на стороне клиента, но для краткости в таблице они не приведены.)

Строго типизированные вспомогательные методы для создания элементов управления вводом
Метод Пример Генерируемый HTML-элемент
Html.CheckBoxFor() Html.CheckBoxFor(х => х.IsApproved)
Html.HiddenFor() Html.HiddenFor(x => x.FirstName)
Html.RadioButtonFor() Html.RadioButtonFor(x => x.IsApproved, "val")
Html.PasswordFor() Html.PasswordFor(x => x.Password)
Html.TextAreaFor() Html.TextAreaFor(x => x.Bio, 5, 20, new{})
Html.TextBoxFor() Html.TextBoxFor(x => x.FirstName)

Строго типизированные вспомогательные методы для создания элементов управления вводом работают с лямбда-выражениями. В такое выражение передается объект модели представления, в котором можно выбрать поле или свойство, используемое для установки атрибута value. В примере ниже показано, как этот вид вспомогательного метода применяется в представлении CreateUser.cshtml из примера приложения:

@model HelperMethods.Models.User @{ ViewBag.Title = "CreateUser"; }

Создать пользователя

@using (Html.BeginRouteForm("FormRoute", null, FormMethod.Post, new { @class = "userCssClass", data_formType="user" })) {
@Html.TextBoxFor(user => user.UserId)
@Html.TextBoxFor(user => user.FirstName)
@Html.TextBoxFor(user => user.LastName)
}

Генерируемая этими вспомогательными методами HTML-разметка ничем не отличается от приведенной ранее. Тем не менее, использовать в проектах именно строго типизированные вспомогательные методы предпочтительнее, т.к. это уменьшает вероятность внесения ошибок за счет некорректного написания имен свойств.

Создание элементов выбора

В таблице ниже описаны вспомогательные методы HTML, предназначенные для создания элементов выбора (select). Они могут применяться для выбора одиночного элемента из раскрывающегося списка или для обеспечения одновременного выбора множества элементов. Как и в случае других элементов формы, доступны слабо и строго типизированные версии этих вспомогательных методов:

Вспомогательные методы HTML, генерирующие элементы выбора
Метод Описание Пример Генерируемый HTML-элемент
Html.DropDownList() Раскрывающийся список Html.DropDownList("myList",
new SelectList(new {"A", "B"}), "Выбрать")
Html.DropDownListFor() Раскрывающийся список Html.DropDownListFor(x => x.Gender,
new SelectList(new {"M", "F"}))
Html.ListBox() Html.ListBox("myList",
Html.ListBoxFor() Список с множественным выбором Html.ListBoxFor(x => x.Vals,
new MultiSelectList(new {"A", "B"}))

Вспомогательные методы, генерирующие элементы выбора, принимают параметры типа SelectList или MultiSelectList . Разница между этими классами заключается в том, что MultiSelectList имеет опции конструктора, которые позволяют указывать возможность выбора более одного элемента при начальной визуализации страницы.

Фреймворк Bootstrap: быстрая адаптивная вёрстка

Пошаговый видеокурс по основам адаптивной верстки в фреймворке Bootstrap.

Научитесь верстать просто, быстро и качественно, используя мощный и практичный инструмент.

Верстайте на заказ и получайте деньги.

Бесплатный курс "Сайт на WordPress"

Хотите освоить CMS WordPress?

Получите уроки по дизайну и верстке сайта на WordPress.

Научитесь работать с темами и нарезать макет.

Бесплатный видеокурс по рисованию дизайна сайта, его верстке и установке на CMS WordPress!

*Наведите курсор мыши для приостановки прокрутки.

Назад Вперед

Удобный подход к веб-разработке: Модель MVC

Что такое MVC? Если отвечать кратко, то это подход к разработке, позволяющий добиться более структурированного кода и приложения в целом.

Расшифровывается MVC как "Модель-Вид-Контроллер" (Model-View-Controller). Давайте поговорим об этом подробнее.

На сегодняшний день можно выделить два наиболее типичных способа создания веб-приложений (сайтов).

Первый способ , назовем его "Классическим", предполагает то, что в одном файле может содержаться код различных языков программирования и разметки.

Скажем, в начале файла производится запрос к базе данных для получения из нее какой-либо информации. Здесь мы имеем дело с языком SQL - специальным языком запросов, предназначенным для взаимодействия с базой данных.

После этого, как правило, начинается html-разметка страницы (куда же без нее?). Причем внутри html-разметки в нужных местах производятся вставки PHP-кода, которые производят управление сайтом, являются его логикой. Итого мы имеем в одном файле: SQL, (X)HTML и PHP. Это уже - сборная солянка. Не забудьте добавить сюда еще CSS и немного Javascript для полноты картины, и, в итоге мы получим такую кашу, что в этом файле сам черт ногу сломит.

Конечно, первое время вы будете помнить, что и как у вас в нем происходит, зачем что нужно, и где нужно вносить изменения для добавления / удаления / модификации определенного функционала. Однако я гарантирую вам, что уже через несколько месяцев вы будете смотреть на свой код с недоумением, силясь вспомнить, что же с чем связано, какие изменения "потянутся" после изменения какого-либо файла и т.п.

Я не говорю, что нужно полностью отказываться от такого подхода, однако ясно, что пользоваться им надо с умом и очень осторожно.

Второй способ связан как раз-таки с применением схемы "Модель-Вид-Контроллер" .

В чем суть данного подхода, и как его использование может помочь вам в работе?

Основная идея данного подхода заключается в необходимости разделения однородных элементов по разным файлам . Если говорить очень упрощенно: один файл - один язык. Но это очень грубый пример. Такое встречается крайне редко.

Помимо идеи разнесения разных языков в разные файлы, ключевой концепцией является также разделение файлов на группы в соответствии с теми функциями, которые они выполняют в приложении .

Здесь мы начинаем с вами подходить к более подробному рассмотрению модели MVC.

Данная модель подразумевает разделение всех файлов, задействованных при разработке сайта на три группы:

1. Файлы группы "модель"
2. Файлы группы "контроллер"
3. Файлы группы "вид"

Здесь важно сразу понять, что название схемы MVC - условность. В вашем приложении, естественно, может быть много моделей, контроллеров и видов (т.е. файлов, попадающих под эти группы по выполняемым ими функциям и внутреннему устройству).

Итак, давайте посмотрим на сравнительную схему модели MVC и "классического" способа разработки .


В левой части вы видите как раз то, о чем мы говорили выше. Вверху страницы - SQL-запросы к базе. Затем разметка плюс вставки PHP.

Справа же приведена простейшая схема модели MVC. В рамках данной схемы в модели происходят операции, связанные с взаимодействием с базой данных : извлечение данных, их модификация и удаление, подсчет количества записей в определенных таблицах и т.п.

В контроллере находится логика приложения , т.е. то, что определяет его функционал.

Вид же предназначен для показа конечному пользователю .

Двунаправленные стрелки на схеме показывают то, что в парах "Модель - Контроллер" и "Контроллер - Вид" существует взаимосвязь. Рассмотрим эту взаимосвязь подробнее на примере следующей схемы.


На этой схеме у нас добавилось два новых элемента: браузер пользователя и база данных. Рассмотрим в общих чертах весь цикл: от обращения браузера к определенному url-адресу до момента отображения страницы для пользователя:

1. Пользователь вводит адрес, и браузер обращается к контроллеру.

2. Контроллер обращается к модели.

3. Модель обращается к базе данных (к примеру, для получения необходимой для вывода информации)

4. Информация из базы попадает обратно в модель.

5. Из модели информация передается в контроллер.

6. Контроллер передает эту информацию в вид.

7. Вид выводится в браузер с помощью контроллера.

Такова общая схема работы данной модели. Как вы можете видеть, некоторым особняком на данной схеме стоят браузер и база данных. Действительно, браузер может обращаться только к контроллеру, так как контроллер является частью url-адреса . Посетитель не может обратиться к чему бы то ни было, кроме контроллера. Это важно понимать. Человек не может через адресную строку обращаться к видам или моделям. Он взаимодействует только с контроллером.

В связи с этим можно говорить о контроллере как о своеобразном "распределительном центре". Смотрите сами: контроллер обрабатывает запросы пользователя, контроллер обращается к модели, контроллер же является посредником для вывода вида в браузер.

Второй элемент, стоящий особняком - база данных. И это правильно. В рамках концепции MVC принято, что с базой должны работать только модели , однако иногда этот принцип нарушается. При этом взаимодействие с базой производится из контроллера или даже вида.

Разумеется, не стоит перегибать палку с нарушением структуры и принципов MVC, но иногда такой отход от правил может быть очень полезен с точки зрения улучшения читаемости кода и понимания схемы работы приложения.

Модель , кстати сказать, является необязательным элементом в схеме MVC . Вполне можно реализовать все, что нужно, не используя моделей в принципе. Естественно, в этом случае вы будете взаимодействовать с базой данных из файлов контроллера и вида. Как вы уже поняли, это не очень хороший тон. Коль скоро вы решили работать в рамках данной концепции, рекомендуется использовать модели и делать это по их прямому назначению.

"Крайних" мы рассмотрели, а в центре схемы так и осталась наша троица, где происходят взаимодействия "Модель - Контроллер" и "Контроллер - Вид".

После того, как мы изучили основы работы данной модели, можно задуматься над тем, что дает нам такой подход, чем он предпочтительнее классического.

Основная выгода от применения такой схемы в своей работе уже была упомянута - это повышение структурированности кода и приложения в целом . Не секрет, что модель MVC взята на вооружение многим производителями фреймворков, среди которых есть и любимый мной CodeIgniter.

Ведь что из себя представляет фреймворк? Если отбросить иностранное слово, то это просто каркас, определенная структура, по которой вам предлагается разрабатывать сайт. Данная структура является достаточно универсальной, чтобы создать с ее помощью практически любой сайт. При этом, что очень важно, фреймворк одновременно является и очень гибким, позволяя добиваться именно того, что вам нужно.

Говоря другим языком, фреймоворк - это гибкие рамки, которые ограничивают вас в плане структуры, но не ограничивают в плане функционала.

Возвращаясь к вопросу об MVC, можно заметить, что очень многие фреймворки используют именно такой подход: дают достаточно четкую структуру приложения, при которой происходит еще и деление файлов на виды, модели и контроллеры. Все это в совокупности способно сэкономить вам много времени, если вы однажды потратите его на то, чтобы научиться использовать фреймворк и модель MVC.

Среди других преимуществ модели MVC можно отметить разделение кода по функциональному признаку . Вам больше не нужно будет копаться в "каше" из SQL-запросов, разметки и PHP-кода. Если вам нужно что-то подправить или изменить, вы точно будете знать, какой именно файл вам надо править.

Ниже вы можете видеть часть файла, относящегося к группе "виды":


А вот кусок кода из модели:


Так может выглядеть контроллер:


Очень важным преимуществом, как вы видите, является отделение вида от кода . Зачастую необходимо так или иначе менять дизайн или даже структуру сайта, сохраняя при этом ту же самую информацию на странице, что выводилась и раньше. И тут начинается правка мешанины из кода, которая становится со временем все труднее и труднее.

Преимущество модели MVC заключается как раз в возможности полностью исключить правку дизайна сайта при изменении логики работы приложения . Вы можете менять любой из трех элементов: Модель, Вид, Контроллер. При этом вам не придется вносить изменения в другие элементы, так как они являются в известной степени автономными.

Особенно актуален вопрос автономности для моделей и видов. Однажды написав их, вы, как правило, можете с успехом использовать их для разных проектов, внося минимальные правки, либо не внося их вовсе. Это позволяет сэкономить вам много времени, избавляя от повторного написания похожего кода.

Очевидны преимущества применения модели MVC в рамках фреймворка , например, того же CodeIgniter.

Не секрет, что на каждом сайте есть большое количество похожих, а то и вовсе идентичных функций. Достаточно вспомнить форму обратной связи или постраничную навигацию. Это лишь наиболее яркие, "внешние" моменты. Еще больше сходств вы найдете в коде, который не виден обычному пользователю, в коде, который выполняется на сервере.

Практически все веб-разработчики сталкиваются с необходимостью использовать похожие функции PHP, производить похожие запросы к базе данных и т.п. Производители фреймворков сделали здесь очень важную вещь - они постарались сгруппировать те функции, которые применяются наиболее часто в отдельные файлы, предоставив вебмастерам и веб-программистам новые возможности.

Теперь можно выполнять часто необходимые вещи не особо задумываясь о том, какова их реализация. Можно писать пару строчек кода вместо пары десятков строчек, экономя свое время и больше сосредоточившись на логике работы приложения, а не на том, как это реализовать .

И все это происходит в рамках концепции MVC, позволяя вам добиваться практически любых результатов средствами фреймворка. При этом вы получаете высокую степень читаемости кода. А что еще нужно для комфортной и результативной работы?

Послесловие: Не забывайте о том, что любая структура, которая была создана для облегчения выполнения определенных задач, была создана именно для облегчения работы.

Не стоит придерживаться принципа MVC в тех случаях, когда вы уверены, что это плохо сказывается на вашем понимании структуры приложения. Не вы должны "прогибаться" под модель, а она под вас.

Дмитрий Науменко

P.S. Думаете, какой бы PHP-фреймворк освоить? Обратите внимание на CakePHP - он реализует рассмотренный выше паттерн MVC, и прямо сейчас вы можете получить небольшой вводный видеокурс, чтобы получить общее представление о возможностях этого фреймворка:

Понравился материал и хотите отблагодарить?
Просто поделитесь с друзьями и коллегами!


По всему интернет-миру разбросаны миллионы веб-приложений. Есть совсем простые, есть такие, что сам «архитектор матрицы ногу сломит». Но их объединяет одно — MVC .

Самый популярный архитектурный паттерн в мире среди веб-приложений — модель-представление-контроллер (Model View Controller или просто MVC). Впервые, он был использован ещё в конце 70-х двадцатого века, в приложениях на языке Smalltalk . А затем, его приютили программисты Java и расшарили для всего мира и всех языков программирования. PHP не стал исключением. Сегодня, только малая часть программистов, коллекционирующих раритетный PHP-код может себе позволить не смотреть в сторону MVC.

Таким популярным он стал неспроста. Он просто рождён для создания гибких и масштабируемых приложений, которые легко сопровождать и достраивать.
Цель нашего тьюториала — показать на простом примере, как работает паттерн MVC.

Чтобы выполнить задания, вам потребуются следующие программы:

Примечания:

  • Мы предполагаем, что у вас есть базовые знания PHP.

Паттерн MVC

Теперь обо всём по порядку. Сначала раскроем великую тайну аббревиатуры, в которой, очевидно, отражается тот факт, что приложение будет представлять собой три взаимодействующие части:

  • Модель отвечает за управление данными, она сохраняет и извлекает сущности, используемые приложением, как правило, из базы данных и содержит логику, реализованную в приложении.
  • Представление несет ответственность за отображение данных, которые даёт контроллер. С представлением тесно связано понятие шаблона, который позволяет менять внешний вид показываемой информации. В веб-приложении представление часто реализуется в виде HTML-страницы.
  • Контроллер связывает модель и представление. Он получает запрос от клиента, анализирует его параметры и обращается к модели для выполнения операций над данными запроса. От модели поступают уже скомпонованные объекты. Затем они перенаправляются в представление, которое передаёт сформированную страницу контроллеру, а он, в свою очередь, отправляет её клиенту.

Схематично потоки данных в этой модели можно представить так:

Вход в реальность

Давайте наконец сформулируем реальную задачу. Пусть нам заказали построить сайт социальной сети. В этой гигантской задаче есть маленькая подзадача: используя имеющуюся базу друзей, обеспечить просмотр их полного списка, а также детальную информацию по каждому другу.

Мы не будем сейчас рассматривать архитектуру всей социальной сети. Мы возьмём только маленькую подзадачку, представим всю её серьёзность и применим к ней паттерн MVC.

Как только мы начинаем его использовать, то сразу задумываемся — а как бы нам расположить скрипты нашего решения так, что бы всё было под рукой? Для этого, разместим каждый из трёх разделов нашей MVC-системы по отдельным папкам и, таким образом, получим простую структуру каталогов, в которой легко найти то, что нам нужно. Кроме того, эти три папки поместим в каталог lib, и вынесем его выше корневого веб-каталога www:

/lib --/controller ---- FrendCnt.php --/model ---- Frend.php ---- FrendList.php --/view ---- frendlist.php ---- frendone.php /www -- index.php -- .htaccess

Вынесение каталога lib (содержащего движок нашего сайта) из веб-каталога даёт нам бОльшую защищённость, делая нашу систему недоступной для посягательств шаловливых ручонок взломщиков.

Контроллер

Теперь обо всём по порядку. Начнём с контроллера , так как он первый из трёх компонентов паттерна встречает клиентский запрос, разбирает его на элементы, инициализирует объекты модели. После обработки данных моделью, он принимает её ответ и отправляет его на уровень представления.

В нашем простом примере, контроллер будет сконцентрирован в одном классе FrendCnt . Подробнее его опишем позже.А сейчас немного о точке входа в веб-приложение — это, конечно, будет файл index.php . В нём, мы определим точку отсчёта для подключения наших скриптов. Создадим экземпляр контроллера, и вызовем у него метод, который начнёт обрабатывать HTTP-запрос и определит что делать дальше.

Листинг №1 (файл index.php):

$baseDir = dirname(__FILE__) . "/.."; include_once($baseDir . "/lib/controller/FriendCnt.php"); $controller = new FriendCnt(); $controller->invoke();

Теперь о контроллере. У нас — это класс FriendCnt . Вы уже заметили, что экземпляр этого класса создаётся в index.php . Он имеет только один метод invoke() , который вызывается сразу после создания экземпляра. В конструкторе контроллера, создаётся объект на основе класса модели — FrendList (список друзей) для оперирования с данными.

В функции invoke() , на основе пришедшего HTTP-запроса, принимается решение: какие данные потребуются от модели. Затем происходит вызов метода извлекающего данные. Далее происходит подключение шаблонов для отображения, которым передаются данные из контроллера. Обратите внимание, что контроллер ничего не знает о базе данных или о том, как страница генерится.

Листинг №2 (файл контроллера FriendCnt.php):

Require_once($baseDir . "/lib/model/FriendList.php"); class FriendCnt { public $oFriendList; public function __construct() { $this->oFriendList = new FriendList(); } public function invoke() { global $baseDir; $oFriendList = $this->oFriendList; if(isset($_GET["key"])) { $oFriendList->setKey($_GET["key"]); $oFriend = $oFriendList->fetch(); include $baseDir . "/lib/view/friendone.php"; }else { $aFriend = $oFriendList->fetch(); include $baseDir . "/lib/view/friendlist.php"; } } }

Модель и сущности

Модель — это образ реальности, из которой взято только то, что нужно для решения задачи. Модель концентрируется на логике решения основной задачи. Многие называют это бизнес-логикой, на ней лежит большая ответственность:

  • Сохранение, удаление, обновление данных приложения. Это реализуется через операции с базой данных или через вызов внешних веб-сервисов.
  • Инкапсуляция всей логики приложения. Абсолютно вся логика приложения без исключений должна быть сконцентрирована в модели. Не нужно какую-то часть бизнес-логики выносить в контроллер или представление.

У нас к модели относятся два скрипта, в каждом из которых определён свой класс. Центральный класс FriendList и класс-сущность Friend . В центральном классе, происходит манипуляция с данными: получение данных от контроллера и их обработка. Класс-сущность служит контейнером для переноса данных между моделью и представлением, а также определяет их формат. При хорошей реализации паттерна MVC, классы сущности не должны упоминаться в контроллере, и они не должны содержать какую-либо бизнес-логику. Их цель - только хранение данных.
В классе FriendList , работающем со списком друзей, мы создали функцию, которая моделирует взаимодействие этого класса с базой данных. Метод getFriendList() возвращает массив из объектов, созданных на основе класса Friend . Для обеспечения удобства работы с данными, также была создана функция, индексирующая массив объектов. Контроллеру оказались доступны только два метода: setKey() — устанавливает поле ключа, по которому возвращаются детальные данные о друге; fetch() — возвращает или конкретный объект или весь список друзей.

Листинг №3 (файл модели FriendList.php):

Require_once($baseDir . "/lib/model/Friend.php"); class FriendList { private $oneKey; private function getFriendList() { return array(new Friend("Александр", "1985", "[email protected]"), new Friend("Юрий", "1987", "[email protected]"), new Friend("Алексей", "1989", "[email protected]"),); } private function getIndexedList() { $list = array(); foreach($this->getFriendList() as $val) { $list[$val->getKey()] = $val; } return $list; } public function setKey($key) { $this->oneKey = $key; } public function fetch() { $aFriend = $this->getIndexedList(); return ($this->oneKey) ? $aFriend[$this->oneKey] : $aFriend; } }

В зависимости от реализации объектов Сущности, данные о ней, могут быть оформлены в виде XML-документа или JSON-объекта.

Листинг №4 (файл сущности Friend.php):

Class Friend { private $key; private $name; private $yearOfBirth; private $email; public function __construct($name, $yearOfBirth, $email) { $this->key = md5($name . $yearOfBirth . $email); $this->name = $name; $this->yearOfBirth = $yearOfBirth; $this->email = $email; } public function getKey() { return $this->key; } public function getName() { return $this->name; } public function getYearOfBirth() { return $this->yearOfBirth; } public function getEmail() { return $this->email; } }

Представление

Теперь нам нужно представить данные в наилучшем свете для пользователя.

Настал черёд поговорить о Представлении. В зависимости от задачи, данные могут быть переданы представлению в разных форматах: простые объекты, XML-документы, JSON-объекты и т.д. В нашем случае передаётся объект или массив объектов. При это мы не побеспокоились о выводе базового слоя — то, что относится к футеру и хедеру генерируемой страницы, этот код повторяется в обоих файлах представления. Но для нашего небольшого примера это не важно.

Главное здесь показать, что представление отделено от контроллера и модели. При этом контроллер занимается передачей данных от модели к представлению.

В нашем примере представление содержит только два файла: для отображения детальной информации о друге и для отображения списка друзей.

Листинг №5 (файл для вывода списка друзей friendlist.php):

Мои друзья

Имя Год рождения
getKey() ?>"> getName() ?> getYearOfBirth() ?>

Листинг №6 (файл для вывода списка друзей friendone.php):

<?php echo $oFriend->getName() ?> : Мой друг getName() . "
"; echo "Год рождения: " . $oFriend->getYearOfBirth() . "
"; echo "Email: " . $oFriend->getEmail() . "
"; ?> Список

Если вы перенесёте весь этот код на веб-сервер, то в результате вы получите микро-сайт не на две страницы (если судить по количеству файлов представления), а уже на четыре. На первой будет показан список друзей, а на остальных трёх — детальная информация по каждому другу.

Мы могли бы реализовать детальный просмотр с помощью AJAX, тогда бы у нас была всего одна страница, и мы формировали бы часть представления через JSON-объекты непосредственно на компьютерах клиентов. Существует куча вариантов на этот счёт.

Это упрощённый пример веб-приложения на основе паттерна MVC. Но уже на нём можно увидеть массу возможностей. К плюсам мы уже отнесли гибкость и масштабируемость. Дополнительными плюсами будут — возможности стандартизации кодирования, лёгкость обнаружения и исправления ошибок, быстрое вхождение в проект новых разработчиков. Кроме того, вы можете в своём приложении изменять способ хранения сущностей, используя для этого сторонние веб-сервисы и облачные базы данных. Из минусов можно привести только небольшое увеличение объёма скриптов. А так, сплошные плюсы. Так-что пользуетесь на здоровье.

Здесь лежат файлы проекта, качайте сравнивайте:

Ну как? Какие мысли? Комментируем, не стесняемся.