Оспаривание коммунальных платежей. Порядок взыскания задолженности за коммунальные услуги. Нюансы процедуры изъятия средств


Сохранить информацию себе или отправить Ваше объявление в соц.сети можно просто нажав кнопки:

Обзор законодательства и судебной практики рассмотрения споров, связанных с оплатой жилья и коммунальных услуг

Практика рассмотрения споров, связанных с оплатой жилья и коммунальных услуг:

Обобщение судебной практики свидетельствует о том, что основное количество дел указанной категории рассматривалось мировыми судьями и предметом судебного разбирательства в основном являлись исковые требования исполнителей коммунальных услуг и ресурсоснабжающих организаций о взыскании с граждан оплаты за жилье и коммунальные услуги.

Его отстранение от должности судьи, назначенного судьей графства, заявило, что Томпсон, возможно, нарушил правила, в соответствии с которыми судья должен поддерживать «целостность и независимость» судебных органов. Расследование еще не принято. Фред Деннехи, адвокат, представляющий Томпсона, сказал, что до избрания судья не имел никакого отношения к должностным лицам в Итонтауне.

Деннехи сказал, что не может раскрывать характер жалобы на Томпсона, но сказал, что он уверен, что судья будет подтвержден по завершении расследования. Быстрое перемещение и закрытие дел означает, что в новых случаях больше места для записи, что означает увеличение доходов муниципалитета. Введи обвинительные заключения - жизненную силу системы муниципального суда.

Установлено, что при рассмотрении дел данной категории суды в основном правильно применяют нормы материального и процессуального права. Об этом свидетельствует отсутствие жалоб на принятые решения по большинству дел.

1. Применение норм процессуального права при рассмотрении дел обобщаемой категории.

Подсудность.

При разрешении вопроса о подсудности спора, связанного с оплатой жилья и коммунальных услуг, следует руководствоваться положениями, установленными ст.ст. 23-24 ГПК РФ:

Анне Личновски, 29-летнему жителю Кирка, был выдан билет в Лаваллетте за мусор. Она не признала себя виноватой и отправила билет обратно на дату суда. Редко кто-то будет вызван в суд и уйдет, не имея необходимости платить какой-то штраф, говорят юристы Нью-Джерси.

Таким образом, мало случаев судят в суд, потому что давление на судей резко сокращается, частично потому, что судьи несут ответственность за свои собственные бюджеты, сказал Суини. Если муниципальный суд не зарабатывает деньги, по крайней мере, достаточно для поддержания себя, их бюджеты будут сокращены.

а) дела по имущественным спорам при цене иска не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, - установленных федеральным законом на день подачи заявления (например, в случае предъявления иска о взыскании с гражданина задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг), в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 23 ГПК РФ подсудны мировому судье (Данный обзор утвержден постановлением Президиума Саратовского областного суда в 1-м полугодии 2008 г.

Взыскание задолженности за жилищно-коммунальные услуги по месту фактического проживания, а не по месту регистрации

«Это никогда не будет справедливым, даже если судья сделает все возможное», - сказал Суини. «Люди всегда думают, что они виноваты, прежде чем они войдут». С дорожным билетом, даже если вы пойдете в суд, чтобы бороться с ним, у вас есть возможность просить обвинение в «небезопасной операции», что означает отсутствие очков против вашей лицензии, - но штраф, который почти в два раза превышает сумму.

Взыскание задолженности за жилищно-коммунальные услуги с нанимателей и членов семьи

«Когда вы впервые выходите в суд, нет никаких ожиданий в суде», - сказал Арнольд Фишман, защитник в подкомитете Государственной адвокатской коллегии по судебной независимости. «Они смотрят на тебя, как будто у тебя две головы». 26-летний человек в Оушен-Тауншип, который не хотел быть названным из-за страха, что публично говорить о его увольнении с наркотиками, нанесет ущерб его статусу занятости, ему было предъявлено обвинение в хранении марихуаны, когда он был.

Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 147-ФЗ «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» и статью 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» редакция п. 5 ч. 1 ст. 23 ГПК РФ изменена);

б) дела по искам, не подлежащим оценке (например, дела по требованиям граждан о возложении обязанности перерасчитать оплату коммунальных услуг), в силу ст. 24 ГПК РФ подсудны районному суду;

Он должен был пойти на план оплаты, потому что он также платил за колледж. Если бы он пошел на суд и выиграл, ему не пришлось бы платить надбавки. Но если они будут признаны виновными, стоимость будет такой же или более. Большинство дел в муниципальных судах разрешаются с помощью вины, которая приводит к каким-то штрафам.

Он сказал, что общественная служба, а не здоровенный штраф, никогда не была вариантом. Джеймс Герроу, бывший прокурор и адвокат в округе Берлингтон, который практикует закон в течение 41 года, говорит, что он по-прежнему получает запросы от прокуроров за увольнения с штрафами, даже если он считает, что дело достойно полного увольнения.

в) в случае объединения нескольких связанных между собой требований (например, требования о взыскании задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг в размере, не превышающем пятисот минимальных размеров оплаты труда, и выселении, в связи с неоплатой жилья и коммунальных услуг в течение шести месяцев), дело подсудно районному суду - ч. 3 ст. 23 ГПК РФ.

Муниципальные постановления являются ключевыми для местных судов, потому что вся плата идет в муниципалитет, сказал Герроу. Герроу сказал, что суды финансируются «на спине» людей в судах. Сандра Солли, 75-летняя резиденция Хауэлл, которая также владеет незанятым домом в Оушен-Гроув, получила повестку, после того как узнала, что ее дом был помещен в список заброшенных объектов.

Она владела домом прямо, и, хотя ей не хватало нескольких черепиц, а задний двор был зарос, он не был в плохом состоянии, сказал Солли. Ей не нужно было соглашаться, чтобы исправить имущество, но имущество останется в заброшенном списке. Я сказал, что не признаю себя виновным, - сказал Солли. Я не виноват в заброшенном доме.

В соответствии со ст. 28 ГПК РФ иски по спорам, связанным со взысканием с граждан оплаты жилья и коммунальных услуг, предъявляются в суд по месту жительства ответчика, то есть по месту его регистрации.

Иски граждан, связанные с некачественным предоставлением коммунальных услуг, оказанием услуг и выполнением работ по содержанию и ремонту жилого помещения ненадлежащего качества, являются исками о защите прав потребителей. Такие иски могут быть предъявлены в суд по месту:

Солли, который представлял себя, был осужден на суде. Но при обращении в Верховный суд, который Солли подал в рукописном 10-страничном письме, судья согласился с Солли и уволил ее штрафы. Он постановил, что формулировка в таинстве была неопределенной и произвольной.

Сандра Солли сражалась с городом Нептун, заявив, что ее дом не был оставлен. В мае судья отклонил ее штрафы. Когда Катанзе был прокурором много лет назад, он имел дело с обвиняемыми, которые представляли себя. Но сегодня люди собираются в залах муниципальных судов Нью-Джерси изо дня в день, ожидая, чтобы поговорить с прокурором, чтобы заключить сделку, вместо того, чтобы нанимать собственного адвоката или сами бороться с обвинениями.

Нахождения организации, если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства;

Жительства истца;

Заключения или исполнения договора.

Изучение поступивших на обобщение дел показало, что суды правильно применяют вышеуказанные нормы.

Уплата государственной пошлины.

Как указано выше, иски граждан, связанные с некачественным предоставлением коммунальных услуг, оказанием услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту жилого помещения ненадлежащего качества, являются исками о защите прав потребителей. Граждане по делам указанной категории при обращении в суд в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Джефф Голд, бывший прокурор округа Берлингтон, который сейчас находится в частной практике, сказал, что в городе, где он работал несколько лет назад, был полицейский начальник, который «очень влиял» на то, что произошло в этом суде. Голд напомнил один случай, когда он, как защитник, и прокурор хотел провести конференцию с судьей, чтобы обсудить юридический вопрос, который, вероятно, разрешил бы дело. Но начальник полиции постучал в дверь и хотел участвовать в конференции.

И судье действительно было трудно сказать начальнику выйти из этой конференции, - сказал Голд. И на самом деле, начальник остался там на конференции. Это вид судей городского суда давления. Потому что, когда они отчуждают начальника полиции, они не могут быть в состоянии иметь такое судейство очень долго.

Изучение дел показало, что имеют место случаи неприменения вышеуказанной нормы.

Л. обратилась к мировому судье с иском о взыскании с МУП ЖКХ переплаты за пользование водоснабжением и водоотведением, мотивируя свои требования некачественным оказанием данной услуги.

Определением мирового судьи данное исковое заявление было оставлено без движения, в том числе в связи с неоплатой государственной пошлины.

Голд сказал, что есть полицейские связи почти в каждом суде, в котором он практикует. «Я вижу хороших людей, которые пытаются сделать правильные вещи в качестве судей и прокуроров, но их сдерживает тот факт, что они хотели бы снова назначить», - сказал Герроу. Им нравится то, что они делают, и они пытаются дать себя сообществам, в которых они служат. Есть обратная связь от листов доходов.

Города полагаются на доходы от судов за свои бюджеты, сказал Катанзе, бывший судья, который вспоминает давление, чтобы заработать деньги. «Чем больше доходов, тем меньше им нужно повышать налоги на граждан, которые собираются переизбрать членов совета», - сказал Катанзе.

Поскольку истец не оплатила государственную пошлину при исправлении недостатков искового заявления, оно было возвращено определением мирового судьи, которое оставил без изменения суд апелляционной инстанции.

В данном случае мировым судьей и судом апелляционной инстанции не учтено, что хотя исковые требования являются требованиями имущественного характера, вместе с тем истцом заявлен иск, связанный с нарушением ее прав, как потребителя коммунальных услуг, в связи с чем от уплаты государственной пошлины он подлежит освобождению на основании п. 4 ч. 2 ст. 333.36 НК РФ.

«Вы не можете беспокоиться о том, что потеряете свою работу, если будете поступать правильно», - сказала Катанзе. «Нам нужно подняться над денежным хрустом». Я вижу хороших людей, которые пытаются сделать правильные вещи в качестве судей и прокуроров, но они сдерживаются тем фактом, что они хотели бы быть переназначены. Им нравится то, что они делают, и они пытаются дать себя сообществам, в которых они служат.

Записи показывают, что судья разрешил судебное разбирательство в отсутствие муниципального прокурора, допросил самих свидетелей, а затем разрешил полицейскому переквалифицировать обвиняемых. Он также не позволил бы им подать заявку на общественных защитников и заставил их предстать перед судом перед ним.

В соответствии со ст. 333.19 НК РФ подлежат оплате государственной пошлиной исковые заявления исполнителей жилищных и коммунальных услуг о взыскании с граждан задолженности по оплате указанных услуг.

Как показало изучение дел, суды, на основании заявленного ходатайства и представленных доказательств о том, что имущественное положение истца не позволяет ему уплатить государственную пошлину при подаче искового заявления, предоставляют истцам по делам указанной категории отсрочку уплаты государственной пошлины, о чем выносится определение.

Суд пришел к выводу, что судья ДиЛео «трансформировал роль суда от нейтрального и независимого магистрата и вызвал призрак судьи, жюри и палача, который никогда не имел места в американской юриспруденции», согласно резюме решения, принятого клерком Верховного суда Нью-Джерси.

Целевая группа также рассматривает возможность получения доходов и их влияние на муниципальные суды. Райтри, старший аналитик Национального центра государственных судов и сотрудник одного из подкомитетов целевой группы, сказал, что большинство государств за последние несколько десятилетий поглотили муниципальные суды в систему государственного суда как способ запретить получение доходов на местном уровне.

Такая практика представляется правильной, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 333.20 НК РФ суды общей юрисдикции и мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату.

В Миссури, где доходы местных судов выходили из-под контроля, 25-процентный лимит был наложен на доходы муниципальных судов. В штате Юта мэр города выберет судью, но после этого решение направится к избирателям для голосования «да-нет», - сказал он. Они также используют систему оценки эффективности, которая доступна для общественности.

Это вопрос, который возникает снова и снова, и это одна из важных областей, на которые смотрит целевая группа, - сказал Рафтери. «Идея заключается в том, чтобы выяснить, как решить эти проблемы». Бывший судья суда при дворе Берлингтонского округа Суини, который поставил перед собой приоритет, чтобы убедиться, что он понимает, о чем сталкиваются судьи муниципального суда, которым он руководил, заявила, что система муниципального суда Нью-Джерси является несправедливой, особенно потому, что так много контроля находится в руках муниципалитетов.

Так, определением суда удовлетворено ходатайство Комитета жилищного хозяйства муниципального образования об отсрочке уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления к Б. о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, выселении с предоставлением другого жилого помещения. Постановлено отсрочить оплату государственной пошлины до принятия решения по делу.

Судьи Верховного суда, которые были рекомендованы губернатору штата сенатом и занимались уголовным преступлением, гражданским, ювенальным и супружеским случаями, не должны беспокоиться о финансовом давлении. Все они заняты полный рабочий день, причем большинство из них имеют право на владение жильем, сказал он.

Задолженность, не представленная исполнительными облигациями, может быть собрана в судебном порядке через наблюдательное действие. Если у человека есть внесудебный исполнительный титул, следовательно, кредитор определенной суммы денег, становится очевидным, что в случае невыполнения обязательств он может подать принудительное действие для сбора долга в суд и потребовать его оплаты! Это потому, что название - это документ, в котором должник заявляет, что он должен, четко и ясно, часто бесспорным.

При этом судом были исследованы представленные истцом доказательства его тяжелого финансового положения и отсутствия денежных средств на расчетных счетах КЖХ, которое является специализированной службой муниципального образования, входит в структуру администрации муниципального образования, относящейся к органам местного самоуправления муниципального образования, а именно справка о наличии двух счетов в кредитных учреждениях, а также справки данных кредитных учреждений об отсутствии денежных средств на данных счетах.

Но у кредитора не всегда есть документ, который соответствует формальностям закона и не должен беспокоиться, потому что существуют другие виды судебных процессов, которые могли бы помочь собрать долг в суде. Кредитор, у которого есть письменный документ, подтверждающий существование его права, не отвечающего всем требованиям и, следовательно, согласно закону, не является внесудебным исполнительным правом, его не следует беспокоить.

В этих случаях законодатель допускает использование специальной процедуры, то есть не позволяет кредитору пройти долгий и дорогостоящий процесс знания, но также не позволяет ему перейти к экспроприации собственности. Процессуальный закон гарантирует «посредничество», особую процедуру, которая требует применения права на основе письменных доказательств, которые не являются внесудебным исполнительным правом, как будет подробно описано ниже.

Указанные документы свидетельствуют о том, что имущественное положение истца не позволяет ему уплатить государственную пошлину при подаче искового заявления о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, уплата которых является обязанностью граждан, предусмотренной федеральным законодательством и от оплаты которой зависит качественное предоставление жилищных и коммунальных услуг, в том числе третьим лицам.

Таким образом, при наличии объективных оснований для удовлетворения ходатайства об отсрочке уплаты государственной пошлины, судом обоснованно данное ходатайство удовлетворено.

После рассмотрения дела по существу, в случае удовлетворения исковых требований, государственная пошлина, оплата которой была отсрочена истцу, судами взыскивалась с ответчиков пропорционально удовлетворенной части исковых требований, что соответствует требованиям ст. 98 ГПК РФ.

Вместе с тем, имели место случаи, когда судом оставался не разрешенным вопрос о взыскании государственной пошлины, оплата которой была отсрочена истцу при подаче искового заявления. Такие случаи имели место при прекращении производства по делу, в связи с отказом истца от исковых требований по основаниям добровольного погашения задолженности ответчиком, а также при отказе в удовлетворении исковых требований о взыскании задолженности, где основанием отказа явился также факт добровольной оплаты задолженности. При этом судами не учитывалось, что в соответствии со ст. 101 ГПК РФ государственная пошлина в этом случае подлежала взысканию с ответчика.

2. Применение норм материального права при рассмотрении дел обобщаемой категории.

Подавляющее количество дел, рассмотренных судами области, составляют дела о взыскании с граждан задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг.

В соответствии со ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

2) плату за коммунальные услуги.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:

1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);

2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;

3) плату за коммунальные услуги.

Отношения по поводу предоставления коммунальных услуг и их оплаты, а также оплаты за жилое помещение входят в состав жилищных отношений, регулируемых жилищным законодательством (ч. 1 ст. 4 ЖК РФ). Так, ЖК РФ регулирует отношения по поводу предоставления коммунальных услуг, внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, контроля соответствия коммунальных услуг установленным требованиям, предусматривает установление Правительством РФ специальных правил предоставления коммунальных услуг гражданам и порядка оплаты содержания и ремонта жилого помещения, общего имущества многоквартирного дома.

Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.

13.08.2006 г. Правительством РФ принято постановление № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность»

Согласно ст. 8 ЖК РФ к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее (иное) законодательство с учетом требований, установленных ЖК РФ.

Из этой нормы следует, что к рассматриваемым нами отношениям, регулируемым ЖК РФ и Правилами, применимы нормы ГК РФ, Закона РФ «О защите прав потребителей» при отсутствии в ЖК РФ и вышеуказанных Правилах соответствующих специальных правил.

Отношения по предоставлению коммунальных услуг.

В п. 4 ст. 154 ЖК РФ установлен исчерпывающий перечень коммунальных услуг, за которые вносится оплата. Это холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 регулируют взаимоотношения между потребителями и исполнителями коммунальных услуг.

Согласно этим Правилам, коммунальные услуги представляют собой деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающую комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях (п.3).

Сторонами, участвующими в оказании и потреблении коммунальных услуг, являются:

Потребитель - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

Исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги;

Ресурсоснабжающая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.

При разрешении дел по искам граждан, связанным с качеством предоставления коммунальных услуг, важным является правильно определить - кто же является исполнителем коммунальных услуг.

Исполнитель коммунальных услуг определяется в зависимости от выбранного собственниками помещений способа управления многоквартирным домом:

1) при управлении управляющей организацией - исполнителем является управляющая организация на основании договора управления многоквартирным домом, заключаемого каждым собственником жилого помещения (ч. 4 ст. 155, ст. 162 ЖК РФ);

2) при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме - исполнителями являются лица, осуществляющие соответствующие виды деятельности на основании договоров холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, отопления, заключаемых каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени. (ч. 8 ст. 155, ч. 2 ст. 164 ЖК РФ);

3) при управлении товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом - исполнителем является ТСЖ, ЖСК, ЖК или иной специализированный потребительский кооператив, что следует из определения понятия «исполнитель», содержащегося в п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.

Правилами предусмотрено, что исполнитель должен осуществлять целый комплекс действий, обеспечивающих предоставление коммунальных услуг. Исполнитель ответственен, согласно Правилам, и за предоставление всех коммунальных услуг и за обслуживание используемых для этого всех имеющихся в многоквартирном доме внутридомовых инженерных систем.

В связи с этим, если гражданин обращается в суд с иском о некачественном содержании и ремонте внутридомовых инженерных систем, то в данном случае исполнителем является ТСЖ, ЖСК, ЖК или иной специализированный потребительский кооператив независимо от того, кто именно являлся подрядчиком и практически осуществлял действия по содержанию и ремонту внутридомовых инженерных систем.

В том же случае, если гражданин, своевременно производящий оплату коммунальных услуг, обращается в суд с иском на незаконное прекращение подачи коммунальных услуг, которое было произведено, например, в связи с наличием задолженности ТСЖ перед ресурсоснабжающей организацией, необходимо учитывать следующее.

Коммунальные услуги предоставляются потребителю на основании договора, заключаемого исполнителем (ТСЖ) с собственником жилого помещения (п. 4 Правил). В обязанности исполнителя (по договору абонент) входит заключение договора с ресурсоснабжающими организациями и оплата услуг по предоставлению коммунальных ресурсов. В этой связи ТСЖ по существу является посредником между ресурсоснабжающей организацией и гражданами, которые проживают в многоквартирном доме и являются непосредственными потребителями.

В этом случае гражданин, не имеющий задолженности по оплате коммунальных услуг, вправе обратиться в суд с иском непосредственно к ресурсоснабжающей организации на незаконные действия по прекращению поставки коммунальных ресурсов, в том случае, когда прекращение поставки имело место по причине наличия задолженности у ТСЖ перед ресурсоснабжающей организацией.

Правила предоставления коммунальных услуг предусматривают право исполнителя коммунальных услуг приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг в случае неполной оплаты коммунальных услуг (п. 80 Правил). При этом п. 50 Правил предусматривает возможность приостанавливать или ограничивать подачу потребителю горячей воды, электрической энергии и газа. То есть ни в коем случае нельзя приостанавливать подачу холодной воды и отопления.

П. 86 Правил указывает, что действия по приостановлению или ограничению предоставления коммунальных услуг не должны:

Приводить к повреждению общего имущества дома;

Нарушать права граждан, пользующихся другими помещениями;

Нарушать требования пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан.

Соответственно не допускается прекращение подачи какого-либо коммунального ресурса всему дому, в котором проживают граждане своевременно оплачивающие этот коммунальный ресурс, поскольку это нарушает их права.

Запрет на ограничение режима потребления, отключение потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии, предусмотрен и ст. 38 ФЗ от 26.03.2003 г. № 53-ФЗ «Об электроэнергетике», что в соответствии со ст. 548 ГК РФ распространяется к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией, газом, водой.

Отношения по оплате жилья и коммунальных услуг.

Жилищное законодательство устанавливает обязанность внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги гражданами и юридическими лицами (ст. 153 ЖК РФ). Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает:

У нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора;

У арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды;

У нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения договора;

У члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения кооперативом;

У собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица.

Основание и порядок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги определены ст. 155 ЖК РФ, из содержания которой можно сделать вывод о том, что платежные документы на внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги предоставляются собственнику, нанимателю жилого помещения либо члену жилищного кооператива.

Вместе с тем, следует учитывать, что если жилое помещение находится в общей долевой собственности нескольких лиц, то в соответствии со ст. 249 ГК РФ каждый из них вправе в зависимости от размера своей доли в праве собственности требовать от управляющей организации заключения с ним отдельного договора на внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги и выдачу ему соответствующего платежного документа.

В то же время закон не содержит запрета на внесение платы за жилое помещение, находящееся в собственности нескольких лиц, несколькими собственниками на основании одного платежного документа. Данный вывод следует из ст. 247 ГК РФ, в соответствии с которой владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.

Следовательно, собственники жилых помещений вправе заключить соглашение между собой и производить оплату за жилое помещение и коммунальные услуги на основании одного платежного документа. Если же соглашение между ними не будет достигнуто, то они вправе обратиться в суд, который должен установить порядок оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги пропорционально долям в праве собственности для каждого из собственников жилого помещения.

При разрешении дел о взыскании задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг с нанимателей жилых помещений и членов их семей, следует учитывать, что в соответствии с п. 5 ч. 3 ст. 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

На основании ч. 2 ст. 69 ЖК РФ члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.

Таким образом, при разрешении требований о взыскании задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг с нанимателя и членов его семьи, такая задолженность подлежит взысканию в солидарном порядке с указанных лиц.

Вместе с тем, исковые требования о взыскании задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг могут быть предъявлены к одному из солидарных должников. Такие требования подлежат удовлетворению в соответствии со ст. 325 ГК РФ, применимой к данным правоотношениям в связи с отсутствием специальных правил в нормах жилищного законодательства. В свою очередь должник, исполнивший солидарную обязанность, имеет право регрессного требования к остальным должникам.

а) плата за коммунальные услуги:

В соответствии с ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ (ст. 157 ЖК РФ).

Аналогичные положения содержатся в п. 16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 г., что не всегда учитывалось при рассмотрении дел.

Так, Е. было отказано в удовлетворении исковых требований о возложении на МУП «Б.-Жилье» обязанности определять размер платы за горячее водоснабжение (подогрев воды) исходя из показаний прибора учета объема потребленной горячей воды и перерасчете необоснованно начисленной платы по тем основаниям, что решением районного Совета были приняты тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2005 г., однако тарифы для определения размера платы за горячее водоснабжение исходя из показаний приборов учета, приняты не были, в связи с чем у Е., по мнению суда, отсутствовало право на оплату потребленной горячей воды исходя из показаний приборов учета.

При этом суд не учел, что плата за коммунальные услуги определяется двумя способами в зависимости от конкретных условий и если жилой дом оборудован счетчиками потребления, в том числе горячей воды, то расчет стоимости этих коммунальных услуг должен осуществляться на основании объемов потребления по данным приборов учета и право на оплату потребленной горячей воды исходя из приборов учета у жильцов возникает с момента ввода прибора учета в эксплуатацию. Указанные положения являются нормами прямого действия, в связи с чем они подлежат непосредственному применению, независимо от того были ли приняты тарифы для определения размера платы за горячее водоснабжение исходя из показаний приборов учета.

На основании постановления президиума областного суда решение было отменено с направлением дела на новое рассмотрение.

б) плата за жилое помещение:

Статья 156 ЖК РФ регулирует определение размера двух составляющих платы за жилое помещение, установленных ст. 154 ЖК РФ: плата за содержание и ремонт жилого помещения и платы за пользование жилым помещением. В данной статье определяются требования к установлению размеров платежей, входящих в структуру платы за жилое помещение, в зависимости от категорий граждан и способа управления многоквартирным домом, а также указывается, кем устанавливаются размеры таких платежей.

Размер платы за пользование жилым помещением, платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения.

Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления.

Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) государственного или муниципального жилищного фонда устанавливается в зависимости от качества и благоустройства жилого помещения, месторасположения дома.

Порядок определения размера платы за жилое помещение для граждан, проживающих в жилых помещениях домов системы социального обслуживания, в жилых помещения фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, а также в общежитиях, если в одной комнате в общежитии проживают несколько граждан, устанавливается собственниками указанных жилых помещений.

Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном ст.ст. 45-48 ЖК РФ. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

Размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного потребительского кооператива.

Граждане, признанные малоимущими и занимающие жилые помещения по договорам социального найма, освобождаются от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем).

Расчетный период для оплаты жилья и коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.

Плата за жилье и коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10—го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги. Плата вносится на основании платежных документов, представляемых не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

За несвоевременную или неполную оплату за жилое помещение и коммунальные услуги ст. 155 ЖК РФ установлено начисление пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на момент оплаты, от невыплаченных в срок сумм за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты (то есть с 10 числа месяца, следующего за оплачиваемым) по день фактической выплаты включительно.

При разрешении дел о взыскании с граждан пени за ненадлежащее исполнение обязательства по оплате коммунальных услуг, при явной несоразмерности пени последствиям нарушения обязательства, следует обсуждать в соответствии со ст. 333 ГК РФ вопрос о возможности уменьшения пени, независимо от того, заявлялось ли такое ходатайство ответчиком.

Указанная норма Гражданского кодекса РФ применялась не всегда.

Так, с К. в пользу ООО «Водоканал» взыскана задолженность за услуги водоснабжения в размере 1 404 руб. 90 коп. и пени за ненадлежащее исполнение обязанности по оплате услуг водоснабжения в размере 3 163 руб. 31 коп.

Удовлетворяя исковые требования, мировой судья в нарушение ч. 2 ст. 56 ГПК РФ не обсудил в соответствии со ст. 333 ГК РФ вопрос о возможности

уменьшения пени, несмотря на ее явную несоразмерность последствиям нарушения обязательства.

Вместе с тем, при наличии оснований для применения ст. 333 ГК РФ суд вправе уменьшить размер пени независимо от того, заявлялось ли такое ходатайство ответчиком. Возложение законодателем на суды общей юрисдикции решения вопроса об уменьшении размера неустойки при ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательств вытекает из конституционных прерогатив правосудия, которое по самой своей сути может признаваться таковым лишь при условии, что оно отвечает требованиям справедливости (статья 14 Международного пакта о гражданских и политических правах).

Кроме того, ст. 90 ЖК РФ в качестве меры ответственности за невнесение без уважительных причин платы за жилое помещение и коммунальные услуги в течение более шести месяцев предусмотрено выселение в судебном порядке нанимателя и проживающих совместно с ним членов его семьи с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма, размер которого должен соответствовать размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие.

Изучение дел показало, что совместно с исками о взыскании задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг заявлялись и исковые требования о выселении нанимателей жилого помещения и проживающих совместно с ними членов семьи с предоставлением им другого жилого помещения.

При подготовке дел данной категории к судебному разбирательству, судами правильно в качестве обстоятельств имеющих значение для дела определялись такие как: наличие, размер и срок образовавшейся задолженности; наличие уважительных причин неоплаты жилья; соответствие предоставляемого жилого помещения требованиям закона.

Так, решением суда с С. была взыскана задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 26 769 руб. 05 коп. и было отказано в удовлетворении исковых требований о выселении из занимаемого жилого помещения по тем основаниям, что неоплата жилого помещения имела место по уважительным причинам, так как ответчик на момент образования задолженности имела незначительные доходы и испытывала материальные трудности. Кроме того, судом обоснованно было учтено, что ответчиком предприняты меры к погашению задолженности - произведен платеж на сумму 5 000 руб.

Представляется правильным и решение суда, которым было отказано в удовлетворении исковых требований о выселении семьи Е., состоящей из трех человек, в жилое помещение 17 кв.м, поскольку оно не соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие (в соответствии с ч. 1 ст. 105 ЖК ЖФ, а также п. 11 Примерного положения об общежитиях, утвержденного постановлением Совмина РСФСР 11.08.1988 г. в редакции постановления Правительства РФ от 23.07.1993 г. № 726 жилая площадь в общежитии предоставляется в размере не менее 6 кв.м на одного человека).

Изменение платы.

Частью 11 ст. 154 ЖК РФ закреплено право потребителя на перерасчет платы за период временного отсутствия. Порядок перерасчета содержится в разделе VI Правил предоставления коммунальных услуг. Перерасчет производится:

В отношении холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения;

Если в жилом помещении отсутствуют индивидуальные приборы учета по соответствующим видам коммунальных услуг;

При временном отсутствии потребителя в жилом помещении более пяти полных календарных дней подряд;

На основании письменного заявления, поданного в течение месяца после окончания периода временного отсутствия;

При условии документального подтверждения временного отсутствия (перечень документов приведен в п. 56 Правил, он является открытым).

Исполнитель должен произвести перерасчет в течение пяти рабочих дней после получения заявления и отразить его результаты в платежном документе. Размер платы уменьшается пропорционально количеству дней временного отсутствия, не включая день выбытия с места постоянного жительства и день прибытия на это место.

При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение платы за коммунальные услуги в соответствии с ч. 4 ст. 157 ЖК РФ определяется в порядке, установленном Правительством РФ.

Глава 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307, регулирует порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность

При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению. Если перерывы в предоставлении коммунальной услуги превысили установленную продолжительность, а также при проведении 1 раз в год профилактических работ плата за коммунальные услуги при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборов учета снижается на размер стоимости непредоставленных коммунальных услуг.

В случае, если исполнитель после заключения договора своевременно не приступил к предоставлению коммунальных услуг, потребитель вправе потребовать от исполнителя возмещения понесенных убытков и уплаты неустойки в соответствии с гражданским законодательством, законодательством о защите прав потребителей и договором.

Каким же образом устанавливается факт непредоставления коммунальных услуг или предоставления их ненадлежащего качества.

В данном случае потребитель обязан уведомить об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (письменно или устно, в том числе по телефону). Данное сообщение подлежит обязательной регистрации в аварийно-диспетчерской службе. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес проживания, а также вид непредоставленной коммунальной услуги или предоставленной коммунальной услуги ненадлежащего качества. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем заявку (фамилию, имя и отчество), регистрационный номер заявки и время ее приема.

В случае, если сотруднику аварийно-диспетчерской службы известны причины непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан немедленно сообщить об этом потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации заявок. Эта отметка является основанием для признания исполнителем факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.

В случае же если сотруднику аварийно-диспетчерской службы не известны причины, он обязан согласовать с потребителем точное время и дату установления факта непредоставления коммунальных услуг или проверки качества предоставления коммунальных услуг. По результатам проверки составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем).

В акте о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества указываются нарушения параметров качества, время и дата начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.

Акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств.

Так, ООО «Управляющая компания» обратилась с иском к С. о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг в размере 3 732 руб. 78 коп., в состав, которой входила задолженность за отопление с февраля по сентябрь 2006 г. в сумме 3 708 руб. 80 коп. Возражая против заявленных требований, ответчиком суду был представлен акт специалиста ТО ТУ Роспотребнадзора от 30.01.2006 г., из содержания которого следовало, что температура и состояние квартиры не отвечало требованиям СанПиНа 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилых зданиям, помещениям», заявление С. от 10.01.2006 г. в МУП «ЖКХ района», осуществлявшего отопление за указанный период, о ненадлежащем оказании услуги. На основании оценки указанных доказательств, суд пришел к выводу о некачественном оказании услуги по отоплению жилого помещения ответчиков за указанный период и исключил из суммы задолженности 3 708 руб. 80 коп.

Изменение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяется в порядке, установленном Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491 утверждены Правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Правила устанавливают основания и порядок изменения размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Согласно Правилам, работы считаются оказанными или выполненными с ненадлежащим качеством в случае их несоответствия требованиям Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, иным требования законодательства Российской Федерации и условиям договора (договором может быть установлена меньшая продолжительность перерывов в оказании услуг и выполнении работ по сравнению с установленными законодательством требованиями, если это не приводит к снижению качества содержания и ремонта общего имущества).

В случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, управляющие организации или лица обязаны снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в порядке, установленном данными Правилами, по письменному или устному заявлению собственника. Лицо, к которому направлено в письменной форме или сделано устно заявление, обязано в течение 2 рабочих дней с даты его получения направить соответственно собственнику помещения или нанимателю извещение о дате его получения, регистрационном номере и последующем удовлетворении либо об отказе в его удовлетворении с указанием причин отказа.

В случае отказа собственник помещения может защитить свои права как в судебном, так и внесудебном порядке. В данном случае собственник является потребителем услуг.

В Правилах приведена специальная формула расчета размера уменьшения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Особо указывается, что не допускается изменение размера платы, если оказание услуг и выполнение работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, связано с устранением угрозы жизни и здоровью граждан, предупреждением ущерба их имуществу или вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорные обстоятельства).

Основанием для уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения является акт нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ, в котором отражен факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ.

Если в результате оказания услуг ненадлежащего качества или их непредоставления был нанесен ущерб жизни, здоровью или имуществу потребителя, то об этом также составляется соответствующий акт.

Исполнитель освобождается от ответственности за ухудшение качества предоставляемых услуг, если докажет, что оно произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействия) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств.

Потребитель вправе потребовать от исполнителя уплаты неустойки (штрафов, пеней) в соответствии с законодательством о защите прав потребителей.

Компенсация морального вреда.

Гражданину, являющемуся потребителем коммунальных и жилищных услуг, на основании Закона РФ «О защите прав потребителей» предоставлено право на компенсацию морального вреда со стороны организации, оказывающей услуги, выполняющей работы.

Статья 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусматривает компенсацию морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, причинителем вреда при наличии его вины.

В данном случае также применимы положения ст. 151 ГК РФ, согласно которой если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимание обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

При этом согласно ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.

Размер компенсации морального вреда определяется судом вне зависимости от размера возмещения имущественного вреда.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Изучение дел показало, что суды правильно применяют вышеуказанные нормы при разрешении исковых требований граждан, связанных с некачественным предоставлением коммунальных услуг, оказанием услуг и выполнением работ по содержанию и ремонту жилого помещения ненадлежащего качества.

Так, решением суда удовлетворены исковые требования К. к МУ ДЕЗ о защите прав потребителя, в связи с неисполнением договорных обязательств по предоставлению коммунальных услуг, содержанию и ремонту жилья и на ответчика возложена обязанность по проведению ряда ремонтных работ инженерного оборудования дома, в котором проживает истец. При этом, судом обоснованно были удовлетворены требования К. о компенсации морального вреда, поскольку отношения по предоставлению требуемых им услуг основывались на договоре, заключенном с ответчиком, на техническое обслуживание, санитарное содержание и ремонт общего имущества жилого дома. Соответственно К., как потребитель, на основании Закона РФ «О защите прав потребителей» имеет право на компенсацию морального вреда со стороны предприятия, оказывающего услуги, в связи с ненадлежащим оказанием услуг, предусмотренных договором.

Отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (ст. 160 ЖК РФ).

Однако в силу ст. 8 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со ст. 160 ЖК РФ компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными актами до введения в действие Кодекса.

В настоящее время происходит реформирование действующей системы льгот в направлении пересмотра и отмены ряда льгот и введения компенсационных механизмов для малоимущих и наиболее уязвимых слоев населения, перевода льгот, установленных для различных категорий работающих граждан, в форму денежных выплат.

Таким образом, компенсация - это возмещение в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельным категориям граждан произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг.

В соответствии с разъяснениями Верховного Суда РФ (обзор судебной практики за 2 квартал 1998 г.) отсутствие бюджетного финансирования (либо недостаточное финансирование для покрытия расходов по реализации законов, предусматривающих льготы), само по себе не может являться основанием для отказа гражданину в предоставлении льгот, предусмотренных в законе.

Ресурсоснабжающие организации имеют возможность компенсировать свои расходы из федерального, субъекта Российской Федерации или местного бюджета (в зависимости от того, нормативным актом какого уровня предусмотрена льгота и из какого именно бюджета предусмотрены расходы на ее реализацию).

Если ресурсоснабжающая организация прекратит предоставление коммунальных услуг (отключит электроэнергию, воду и т.д.) в связи с тем, что гражданином перечисленные услуги оплачивались не полностью, а в размере с учетом предоставленных ему льгот, то по требованию такого гражданина суд обязывает эту организацию восстановить предоставление услуг и может взыскать компенсацию за причиненный моральный вред в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей».

Среди законов, в соответствии с которыми отдельным категориям граждан предоставляются компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, можно назвать ФЗ «О ветеранах» № 5-ФЗ от 12.01.1995 г. Социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в частности, получение и содержание жилых помещений, оплату коммунальных услуг.

Названным Федеральным законом устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств, ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.

В соответствии со ст. 14 ФЗ «О ветеранах», в частности, инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки:

оплата в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семей инвалидов войны, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда;

оплата в размере 50% коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления); инвалидам войны, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Меры социальной поддержки по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда.

При этом следует учитывать, что начисление платы, в частности за отопление, в размере 50% производится в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 г. «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» с учетом отапливаемой площади и не связано с количеством зарегистрированных и проживающих на жилой площади лиц.

Так, судом обоснованно были удовлетворены требования О., являющегося инвалидом второй группы и имеющего право на льготы, установленные действующим законодательством для инвалидов Отечественной войны, о признании незаконными действий по начислению платы за отопление, которая производилась исходя из количества зарегистрированных и проживающих в квартире лиц.

Следует отметить также, что льгота по оплате за коммунальные услуги распространяется и на членов семьи инвалида войны, хотя пп.9 ч. 1 ст. 14 ФЗ «О ветеранах» предоставляет такую льготу только инвалиду войны.

Вместе с тем, данное положение подлежит применению в соответствии с его конституционно-правовым смыслом, выявленным в определении Конституционного Суда РФ от 04.12.2003 г. № 423-О «По запросу Конституционного Суда Республики Татарстан «О проверке конституционности подпункта 9 пункта 1 статьи 14 Федерального закона «О ветеранах».

В названном определении Конституционный Суд РФ указал, что само по себе оспариваемое положение подпункта 9 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах" - во взаимосвязи с положениями статьи 11 того же Федерального закона, пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года N 1235 и пунктом 17 Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 года N 209, - не может рассматриваться как лишающее льгот по оплате коммунальных услуг в размере 50 процентов проживающих совместно с инвалидами Великой Отечественной войны членов их семей.

Льготами по оплате жилья и коммунальных услуг пользуются педагогические и медицинские работники, проживающие в сельской местности, рабочих поселка (поселках городского типа).

Жилищно-коммунальные льготы указанным категориям граждан были установлены Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 года "О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках" (утратило силу в соответствии с Федеральным законом от 06.05.2003 г. № 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг"). Согласно этому акту квалифицированным медицинским работникам и работникам просвещения, проживающим в сельских местностях и рабочих поселках, должны были быть предоставлены соответствующим местным исполкомом (по местно-бюджетным учреждениям) или надлежащим учреждением, предприятием, организацией бесплатные квартиры с отоплением и освещением; при отсутствии свободных квартир в домах, принадлежащих указанным исполкомам, учреждениям, предприятиям или организациям, необходимая и вполне годная жилая площадь с отоплением и освещением на работника и членов его семьи должна была быть предоставлена в наемных помещениях, с оплатой жилой площади, отопления и освещения за счет соответствующих исполкомов, учреждений или организаций по действительной их стоимости; жилая площадь предоставлялась по нормам, установленным в данной местности (пункт 10).

Право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением для специалистов, работающих и проживающих в сельской местности вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), закреплялось и в статье 59 Жилищного кодекса РСФСР, а в отношении педагогических работников сельских школ, в том числе перешедших на пенсию и имеющих стаж работы в школах сельской местности не менее 10 лет, и совместно с ними проживающих членов их семей оно специально оговорено в сохраняющих силу в настоящее время Постановлениях Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 года N 246 "О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ" (его пункт 1 обязывает исполкомы сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся предоставлять бесплатно учителям, директорам (заведующим) и заведующим учебной частью начальных и семилетних школ в сельских местностях и членам их семей квартиры с отоплением и освещением по нормам, действующим в данной местности) и от 4 мая 1971 года N 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности" (подпункт "б" его пункта 6 предусматривает сохранение права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию учителями, воспитателями, директорами (их заместителями) и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов в сельской местности и за членами их семей).

Указание на то, что педагогические работники образовательных учреждений (и, соответственно, вышедшие на пенсию педагогические работники, проживающие в сельской местности) пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, содержится и в абзаце третьем пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании".

Право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением закреплялось ч. 2 ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. № 5487 (в редакции, действовавшей до 01.01.2005 г.) за врачами, провизорами, работниками со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающий в сельской местности и поселках городского типа, а также за членами их семей.

Изменение подхода к предоставлению льгот в жилищно-коммунальной сфере при одновременном обеспечении государственной поддержки отдельных категорий граждан далее нашло отражение в Законе РФ от 24.12.1992 года "Об основах федеральной жилищной политики", которым определялись основные принципы реализации конституционного права граждан Российской Федерации на жилище в новых социально-экономических условиях, устанавливались общие начала правового регулирования жилищных отношений при становлении различных форм собственности и видов использования недвижимости в жилищной сфере (преамбула), вводилось понятие компенсаций (субсидий), т.е. средств, предоставляемых гражданам, в частности в качестве помощи для оплаты жилья и коммунальных услуг (статья 1).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 г. N 377 были утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности, предусматривающие компенсацию фактически понесенных бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затрат на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности.

Введенный в действие с 1 марта 2005 года Жилищный кодекс Российской Федерации, в связи с принятием которого Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики" утратил силу, в отличие от Жилищного кодекса РСФСР прямо не закрепляет жилищно-коммунальные льготы для конкретных категорий граждан, - в его статье 160 говорится только о возможности предоставления в порядке и на условиях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов для отдельных категорий граждан. При этом согласно статье 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на компенсации в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный этими актами до введения в действие данного Кодекса.

Федеральный закон от 06.05.2003 г. № 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" закрепил, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных, в том числе абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" и частью 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях и что до принятия соответствующих законодательных актов субъектами Российской Федерации, но не позднее чем до 1 января 2005 года, применению подлежат указанные в статье 2 положения федеральных законодательных актов.

Таким образом, ФЗ от 06.05.2003 г. № 52-ФЗ был установлен иной порядок обеспечения предоставления льгот, в соответствии с чем субъекты РФ должны были до 01.01.2005 г. установить своими законодательными актами механизм возмещения расходов в рамках межбюджетных отношений на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, в том числе педагогическим и медицинским работникам и сельских местностях.

В этой связи, в Саратовской области был принят Закон от 31.05.2004 г. № 29-ЗСО «О дополнительных мерах социальной защиты отдельных категорий граждан, проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», вступивший в силу с 01.01.2005 г. и утративший силу в связи с принятием аналогичного Закона Саратовской области от 29.12.2004 г. № 125-ЗСО, действие которого было распространено на правоотношения, возникшие с 01.01.2005 г.

В настоящее время меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) установлены Законом Саратовской области от 12.09.2005 г. № 83-ЗСО (Утрачивает силу с 01 января 2010 г. в связи с принятием Закона Саратовской области от 26 декабря 2008 г. № 365-ЗСО «О возмещении расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)»).

Данный закон, как и предшествующие ему законы, определяет, что социальная поддержка по оплате жилых помещений и коммунальных услуг предоставляется организациями, оказывающими соответствующие жилищно-коммунальные услуги, на основании документов, подтверждающих право гражданина на социальную поддержку.

При этом установлено, что возмещение организациям, оказывающим соответствующие жилищно-коммунальные услуги, расходов на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг осуществляется:

в отношении работников областных государственных организаций - за счет средств областного бюджета;

в отношении работников муниципальных организаций - за счет субвенций из областного бюджета местным бюджетам в порядке, устанавливаемом Правительством области.

Порядок возмещения расходов организациям, оказывающим соответствующие жилищно-коммунальные услуги, в отношении работников муниципальных учреждений, указанных в статьях 1, 4 настоящего Закона, устанавливается органами местного самоуправления.

В публикации поговорим, как выглядит взыскание задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги. Учитывая внесение изменений в законодательство, касающихся этого вопроса, и растущие просрочки выплат населением, сегодня подобная тема приобретает актуальность.

Начнем с юридических изменений, коснувшихся порядка стягивания оплаты за пользование услугами ЖКХ. В 2016 году принят ФЗ№45 – закон о взыскании задолженности по коммунальным платежам, который дополнил статью 122 ГПК РФ . Здесь сказано, что теперь на недобросовестных плательщиков, которые игнорируют оплату за потребленные природные ресурсы и коммунальный сервис, управляющая компания вправе подать судебный иск.

Взыскание задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги с 2017 года проходит по новым правилам

Отметим, что при этом поставщик обслуживания обязан провести необходимые действия. Применение санкций к задолжавшим абонентам практикуется в следующем порядке:

  1. Предупреждение . Если просрочка по оплате коммуналки невелика, управляющая контора направляет должнику извещение с требованием погасить долги.
  2. Ограничение подачи услуг . В ситуациях, когда недоимка растет и достигает эквиваленту суммы за выплаты 3 месяцев пользования сервисом, поставщик вправе отключить задолжавшего потребителя от системы питания. Отметим, что о таких действиях должника предупреждают дважды: в день решения и за 3 дня до планируемого отключения.
  3. Подача судебного иска . При систематическом нарушении плательщиком правил ТСЖ и неуплате коммунальных взносов компания, которая обслуживает дом вправе решать вопрос с неплательщиком в зале суда.

Отметим, что в ситуациях, когда жилец пользуется квартирой на основании коллективного договора и не считается собственником, организация вправе требовать выселения такого квартиросъемщика. Однако в подобном случае потребителю предоставят другое жилье с минимальными нормативами площади, которые составляют 6 м² на человека.

Если же практикуется взыскание задолженности за коммунальные услуги без договора через суд, абонента обязывают выплатить указанную сумму в принудительном порядке. Здесь задействуют инспекторов исполнительной службы.

Помните, столь жесткие меры становятся вынужденной необходимостью – ведь некоторые жильцы умышленно уклоняются от выплат коммунальщикам. К тому же, отсутствие ответственности за такие действия послужило причиной роста задолженности в этой области.


Однако и сегодня обращение в суд становится крайней мерой, на которую идут коммунальные службы

Единственным рычагом влияния представителей управляющей организации на неплательщиков ранее были лишь отключения, либо обращение к – ранее решать такие дела в суде становилось хлопотной задачей.

Хотя и сегодня обращение в суд остается крайней мерой, на которую идут представители коммунальных служб, отчаявшиеся взыскать недоимки с недобросовестного жильца самостоятельно. Отметим, что в таких ситуациях коммунальщики собирают доказательства собственной правоты и прикладывают к делу переписку с абонентом о требовании погасить накопленную сумму долга .

А как на деле

Теперь поговорим, какова реальная судебная практика по взысканию задолженности по коммунальным платежам ЖКХ. Учитывая, что ранее представители коммунального хозяйства тоже наделялись правом стягивать недоимки по платежам жильцов через суд, нынешний закон лишь упростил отработанную схему.

Сегодня пропадает необходимость в предупреждении потребителя о подобном исходе – достаточно зафиксировать факт просрочки выплат за 3 месяца .


Чтобы взыскать положенные выплаты, коммунальщикам достаточно дождаться, пока суммы просрочки за услуги составит 3 месяца, а затем подать судебный иск, о котором должник узнает уже из судебного уведомления

По этой причине абонентам уместно самостоятельно перечисление средств на счета коммунального хозяйства, чтобы не попасть в столь неприятную ситуацию. Правда, ответчик вправе обжаловать такое решение в установленные законом сроки.

А вот в случаях, когда суд принимает сторону истца, изъятие средств у должника проходит так, что исключает неудобства для других жильцов, как отключение электроэнергии .

Отметим, что здесь ключевую роль ранее играла и сумма долга. Дела о задолженностях до 50 000 рублей рассматривал мировой суд. А вот когда критерий неуплаты вырастал до 50 000 – 500 000, иск подавался районному суду. Сейчас же это критерий не действует – все дела рассматривает мировой судья.

Учитывайте, что при совокупной сумме неуплаты свыше 500 000 рублей поставщику придется инициировать слушание о банкротстве неплательщика. В подобных случаях шансы взыскать недоимку падают, ведь решение суда о взыскании задолженности по коммунальным платежам освобождает банкрота от погашения подобных выплат.


В ситуациях, когда размер задолженности превышает 500 000 рублей, инициируется дело о банкротстве неплательщика

По указанной причине управляющие конторы не доводят размер долга до таких значений, а принимаются за решение проблемы на раннем сроке. Кроме того, сегодня стороны не обязаны присутствовать в зале. Это положение стало новым правилом в законодательстве.

Судебные постановления

Если говорить о судебном приказе, который становится исполнительным листом для ФССП, здесь судья рассматривает дело на протяжении пяти дней. Затем результат высылается заказным письмом обеим сторонам процесса, а у ответчика есть 10 дней, чтобы оспорить принятое решение . Отметим, что в этой ситуации расписка адресата о получении не учитывается. Так что, отказ должника от получения письма фактически приравнивается к согласию с вынесенным вердиктом.


Суд принимает решение на протяжении 5 дней, а затем высылает копию приказа заказным письмом для обеих сторон

Учитывайте, что при вступлении решения в законную силу, за дело берутся уже инспектора исполнительной службы. В таких случаях имущество и счета неплательщика описывают или арестовывают. Кроме того, здесь предусмотрен порядок погашения задолженности по коммунальным платежам путем перечисления 50% финансовых поступлений со счетов ответчика истцу.

Иногда судебные приставы не выполняют решения судьи, опираясь на . В этой ситуации с должника временно снимают обязательства до повторного инициирования судебных слушаний. Еще одним основанием для прекращения процедуры взыскания становится .

Однако пока на сайте ФССП не появится подобных записей, к неплательщику, который уклоняется от выплат, применяют жесткие санкции, вплоть до запрета покидать страну или административного ареста. Что касается причин, по которым судья выносит решение в пользу ответчика, здесь основаниями становятся подтвержденное документами заболевание, потеря рабочего места и другие уважительные причины.


Когда за дело берутся инспекторы ФССП, должник лишается ряда гражданских прав

В таких ситуациях суд предлагает сторонам мирное урегулирование вопроса путем заключения соглашения о либо предоставлении должнику отсрочки. Само собой, в таком договоре стороны оговаривают конкретную долю выплат и определяют конечные сроки ликвидации суммы недоимки.

Нюансы процедуры изъятия средств

Остановимся подробнее на вопросе, как взыскать задолженность по коммунальным платежам. Порядок взыскания в этих ситуациях следующий:

  • вынесение решения судом;
  • рассылка результатов слушаний сторонам процесса;
  • передача приказа инспекторам ФССП.

После вступления в силу решения судьи, судебные приставы получают полномочия для истребования недостающей суммы с должника. Инспектора исполнительной службы описывают имущество и счета задолжавшего абонента. Причем при поступлении средств этому человеку, автоматически отчисляется определенный процент в пользу истца до полного погашения указанной в приказе суда суммы.


Сроки исковой давности задолженности по коммунальным платежам составляют 3 года

Однако тут уместно помнить, что судебная процедура проходит по каждому из заявленных платежей – ведь закон устанавливает сроки исковой давности на подачу просьбы о взыскании. В случае с должниками по услугам ЖКХ это период составляет 3 года.

По истечении трехлетнего срока судья отказывает истцу в слушании дела о взыскании средств.

Таким образом, срок погашения задолженности по коммунальным платежам устанавливается действующим законодательством, и пропуск истцом указанного периода становится поводом для отказа в судебном разбирательстве. Однако этот момент не становится основанием для списания долга абоненту.

В таких ситуациях управляющая компания вправе ограничить поставку услуги задолжавшему потребителю до полного погашения требуемой суммы. Причем здесь должником считается и квартиросъемщик, и зарегистрированные и проживающие в квартире жильцы, которые несут солидарную ответственность с собственником .


Зарегистрированные и проживающие в квартире лица несут солидарную ответственность вместе с собственником

Исключением из этого правила становятся лишь квартиранты: в ситуациях, когда временные жильцы отказываются оплачивать услуги ЖКХ, к ответственности привлекут лишь собственника жилья. По этой причине необходимость проверки вовремя внесенных средств за жилье квартирантами – главная задача арендодателей.

Итоги

Помните, что в ситуациях с истребованием просроченной суммы по оплате коммунальных услуг сложно систематизировать конкретные схемы процедуры. В таких случаях судья индивидуально рассматривает каждое дело, беря во внимание все жизненные обстоятельства и доказательную базу. Однако уже известно немало случаев, когда решение выносилось в пользу управляющей компании.


Чтобы избежать процедуры взыскания задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги, уместно самостоятельно контролировать состояние счетов и вовремя погашать недоимки

По этим причинам абонентам уместно систематически отслеживать перечисление средств на счета коммунальщиков, чтобы не стать жертвой собственной беспечности. Помните, имея дело с инспекторами ФССП, неплательщик рискует частично лишиться гражданских прав, поэтому тут неуместно допускать подобного исхода .

Надеемся, что информация о процессе взыскания долгов по оплате услуг ЖКХ окажется полезной для читателей. Предлагаем ознакомиться и с материалом, где описан порядок проверки задолженности по квартплате. Найти сведения удастся по ссылке. Учитывайте, что спокойствие жильца и отсутствие проблем с коммунальщиками определяется степенью заинтересованности абонента и периодическом контроле счетов.