Что такое яркость, контрастность и насыщенность и с чем их едят. Какая контрастность телевизора лучше

К выбору монитора, стоит подойти очень ответственно. Ведь именно он, служит основным объектом передачи информации от компьютера к пользователю. Определённо, никому не хотелось бы монитор с неравномерной подсветкой, битыми пикселями, неправильной цветопередачей и другими недостатками. Данный материал поможет разъяснить некоторые критерии, которые помогут понять что именно вам нужно от монитора.

Выбор хорошего монитора, обусловлен суммой таких характеристик как: тип используемой матрицы , равномерность подсветки , разрешение матрицы , контрастность (в том числе и динамическая), яркость , соотношение сторон , размер экрана , порты коммуникации и внешний вид . Так же, будут упомянуты те факторы, которые отрицательно влияют на здоровье глаз.

Для начала, стоит понять как возникает цветовое ощущение при взгляде на монитор.

RGB (Red ,Green ,Blue ) – количество цветовых градаций и разнообразий, видимых человеческому глазу, которые могут быть составлены из базовых цветов (красный, зелёный, синий). Так же, это все те основные цвета, которые человек может видеть. Пиксели монитора, состоят из красных, зелёных и синих пикселей, которые при определённой интенсивности яркости могут составлять более сложные цвета. Поэтому — чем более продвинута матрица монитора, тем больше она может отображать градаций цветов, и тем больше у неё возможных градаций для каждого из красного, зелёного и синего пикселей. От качества и типа матрицы зависит точность отображения цвета и уровень статичной контрастности.

Жидкокристаллические матрицы, состоят из не малого количества слоёв и бо льшого количества жидких кристаллов, которые могут выстраивать больше комбинаций, поворачиваясь каждый под разным углом, либо меняя своё положение в определённом ракурсе. Именно поэтому, более простые матрицы работают быстрее. Происходит это благодаря тому, что для занятия необходимой позиции, нужно совершить меньше действий и с меньшей точностью, чем более сложным матрицам.

Давайте разберём всё по порядку.

Тип ЖК матрицы.

Какой же тип матрицы выбрать?

Всё зависит от поставленных задач перед монитором, цены и ваших личных предпочтений.

Начнём самыми простыми и закончим более сложными.

(twisted nematic ) матрица .

Мониторы с данной матрицей – самые распространённые. Первые изобретённые ЖК мониторы, были основаны на технологии TN . Из 100 мониторов в мире, примерно 90 имеют TN матрицу. Являются самыми дешёвыми и простыми в производстве и потому самыми массовыми.

Способны передавать цвет в 18 -и или 24 -х битном диапазоне (6 или 8 бит на каждый канал RGB ), что хоть и является неплохим показателем в сравнении с первыми ЖК мониторами на TN , в наше время этого бывает недостаточно для качественной цветопередачи.

Мониторы матрице TN имеют следующие плюсы:

  • Высокая скорость отклика.

  • Низкая цена.

  • Высокий уровень яркости и возможность использования любых подсветок.

Меньшее время отклика матрицы – положительным образом влияет на картинку в динамичных сценах фильмов и игр, делая картинку менее смазанной и более реалистичной, что улучшает восприятие происходящего на экране. К тому же, при снижении частоты кадров ниже комфортного значения, это ощущается не так выражено как на более медленных матрицах. У медленных матриц, происходит накладывание обновлённого кадра на следующий. Это вызывает моргание и более явное «подтормаживание» картинки на экране.

Производство TN матриц обходится дёшево, потому они имеют более привлекательную конечную цену, чем другие матрицы.

Однако, мониторы с TN матрицей имеют следующие минусы:

  • Маленькие углы обзора. Искажения цвета вплоть до инверсии при взгляде под острым углом. Особенно выражено при взгляде снизу вверх.

  • Довольно плохой уровень контрастности.

  • Неправильная, неточная цветопередача.

Основанные на TN мониторы, можно считать более экологичными в сравнении с мониторами на других LCD матрицах. Они потребляют меньше всего электроэнергии, по причине использования слабомощных подсветок.

Так же, всё большее распространение получают мониторы с подсветкой на LED диодах, которыми оснащаются сейчас большинство TN мониторов. Существенных плюсов LED подсветка не даёт, кроме меньшего энергопотребления и большего срока службы подсветки монитора. Но не каждому она подходит. Бюджетные мониторы оснащаются дешёвыми низкочастотными ШИМ , которые допускают моргание подсветки , что неблагоприятно сказывается на глазах.

Приставка TN +film , указывает на то, что в данную матрицу добавлен ещё один слой, который позволяет немного расширить углы обзора и сделать чёрный цвет, «более чёрным» . Данный тип матрицы с дополнительным слоем, стал стандартом и в характеристиках обычно указывается просто TN .

(In Plane Switching) матрицы .

Данный вид матрицы был разработан компаниями NEC и Hitachi .

Основной целью – было избавление от недостатков TN матриц. Позднее, данная технология была заменена на S —IPS (Super —IPS ). Мониторы с данной технологией производят Dell , LG , Philips , Nec , ViewSonic, ASUS и Samsung (PLS ). Основное предназначение данных мониторов – работа с графикой, обработка фото и другие задачи, где требуется точная цветопередача, контрастность и соответствие стандартам sRGB и Adobe RGB . В основном, используются в сферах профессиональной работы с графикой 2D/3D, фото редакторам, мастерам пред печатной подготовки, но так же популярны среди тех, кто просто хочет радовать свой глаз качественной картинкой.

Основные плюсы IPS матриц:

  • Лучшая в мире цветопередача среди TFT LCD панелей.

  • Высокие углы обзора.

  • Хороший уровень статичной контрастности и точности передачи оттенков.

Данные матрицы (большинство), умеют воспроизводить цветность в 24 бит а (по 8 бит на каждый RGB канал) без ASCR . Конечно, не 32 бита как у ЭЛТ мониторов, но довольно близко к идеалу. К тому же, многие IPS матрицы (P-IPS , некоторые S-IPS ), уже умеют передавать цветность 30 битов , однако стоят они значительно дороже и не предназначены для компьютерных игр.

Из минусов IPS можно отметить:

  • Более высокая цена.

  • Обычно более крупные габариты и вес, в сравнении с мониторами на TN матрице. Большее энергопотребление.

  • Низкая скорость отклика пикселей, но лучше чем у *VA матриц.

  • На данных матрицах, чаще чем на остальных встречаются такие неприятные моменты как glow , «мокрая тряпка » и высокий input-lag .

Мониторы на IPS матрице имеют высокую цену в силу сложности технологии их производства.

Бывает много разновидностей и названий, созданных отдельными производителями матриц.

Чтобы не запутаться, мы опишем самые современные виды IPS матриц :

AS — IPS – улучшенная версия S —IPS матрицы, в которой частично была устранена проблема плохой контрастности.

H — IPS – ещё значительнее улучшена контрастность и убрана засветка фиолетовым цветом при взгляде на монитор сбоку. С её выходом в 2006 году, сейчас практически заменила мониторы с S —IPS матрицей. Может иметь как 6 бит, так 8 и 10 бит на канал. От 16.7 млн. до 1 млрд. цветов .

e — IPS – разновидность H-IPS , но более дешёвая в производстве матрица, которая обеспечивает стандартный для IPS цветовой охват в 24 бита (по 8 на RGB -канал). Матрица специально высветлена, что даёт возможность использования LED подсветок и менее мощных CCFL . Нацелена на средний и бюджетный сектор рынка. Подходит практически для любых целей.

P — IPS – самая продвинутая IPS матрица до 2011 года, продолжение развития H-IPS (но по сути, маркетинговое имя от ASUS). Имеет цветовой охват 30 бит (10 бит на каждый канал RGB и достигается скорее всего, посредством 8 бит+FRC), лучшую скорость отклика в сравнении с S-IPS , расширенный уровень контрастности и лучшие углы обзора в своём классе. Не рекомендуется для использования в играх с низкой сменой частоты кадров. Подтормаживания становятся более выраженными накладываясь на скорость отклика, что вызывает моргания и замыленность.

UH-IPS — сравнима с e-IPS . Тоже высветлена для использования совместно с LED подсветками. При этом немного пострадал чёрный цвет.

S-IPS II — аналогична по параметрам с UH-IPS .

PLS — вариация IPS от компании Samsung. В отличии от IPS , есть возможность размещать пиксели более плотно, но при этом страдает контрастность (не очень удачная для этого конструкция пикселей). Контрастность не выше 600:1 — самый низкий показатель среди LCD матриц. Даже у TN матриц данный показатель выше. Матрицы PLS могут использовать любой вид подсветки. По характеристикам, более предпочтительны чем MVAPVA матрицы.

AH-IPS (с 2011) наиболее предпочтительная технология IPS . Максимальный цветовой охват AH-IPS на 2014 год не превышает 8 бит+FRC , что в сумме даёт 1.07 млрд. цветов в самых продвинутых матрицах. Применяются технологии, которые позволяют производить матрицы с высокими разрешениями. Лучшая передача цвета в классе (сильно зависит от производителя и назначения матрицы). Был достигнут небольшой прорыв и в углах обзора, благодаря которому, AH-IPS матрицы вышли практически в один ряд с плазменными панелями. Улучшена свето-пропускаемость IPS матрицы, а значит и максимальная яркость вкупе с уменьшенной потребностью в мощной подсветке, что благотворно влияет на энергопотребление экрана в целом. В сравнении с S-IPS улучшена контрастность. Для геймеров, да и в общую копилку, можно добавить и значительно улучшенное время отклика, которое теперь практически сравнимо с .

(Multi-domainPatterned Vertical Alignment) матрицы (*VA).

Технология была разработана корпорацией Fujitsu .

Является неким компромиссом между TN и IPS матрицами. Цена мониторов на MVA /PVA так же варьируется в пределах цен на TN и IPS матрицы.

Плюсы VA матриц:

  • Высокие углы обзора.

  • Самая высокая контрастность среди TFT LCD матриц. Достигается благодаря пикселю, который состоит из двух частей, каждой из которых можно управлять отдельно.

  • Глубокий чёрный цвет.

Минусы VA матриц:

  • Довольно высокое время отклика.

  • Искажение оттенков и резкое уменьшение контрастности в тёмных участках картинки при перпендикулярном взгляде на монитор.

Принципиальной разницы между PVA и MVA нет.

PVA — является фирменной технологией корпорации Samsung . На самом деле это на 90% та же MVA , но с изменённым расположением электродов и кристаллов. Явных преимуществ PVA над MVA не имеет.

Если вы жалеете денег на высококачественную матрицу на IPS технологии, возможно оптимальным вариантом для вас, будет монитор на xVA матрицах.

Или же можно посмотреть в сторону e-IPS матрицы, которая очень схожа по характеристикам с MVA /PVA . Хотя e-IPS всё же предпочтительней, так как обладает лучшим временем отклика и не имеет проблем с потерей контрастности при прямом взгляде.

Какую же матрицу для монитора выбрать?

Зависит от ваших требований.

TN

TN подходит для:

  • Игры
  • Интернет сёрфинг
  • Экономного пользователя
  • Офисные программы

TN не подходит для:

  • Просмотр фильмов (плохие углы обзора + невнятный чёрный + плохая цветопередача)
  • Работа с цветом и фото
  • Профессиональные программы и пред печатная подготовка

IPS

IPS подходит для:

  • Просмотр фильмов
  • Профессиональные программы и предпечатная подготовка
  • Работа с цветом и фото
  • Игры (+-; только для E-IPS, S-IPS II, UH-IPS)
  • Интернет сёрфинг
  • Офисные программы

IPS не подходит для:

  • Игры (для P-IPS, S-IPS)

*VA

PVA/MVA подходит для:

  • Просмотр фильмов
  • Профессиональные программы и пред печатная подготовка
  • Работа с цветом и фото
  • Интернет сёрфинг
  • Офисные программы

PVA/MVA не подходит для:

  • Игры (слишком низкая скорость отклика)

Разрешение монитора, диагональ и соотношение сторон.

Несомненно, чем больше разрешение, тем чётче и плавнее картинка. Видно больше мелких деталей и меньше видны пиксели. Всё становится мельче, однако это не всегда проблема. Практически в любой операционной системе, можно настраивать масштаб и размеры всех элементов начиная размером шрифта, заканчивая размерами значков и выпадающих меню.

Другое дело, если у вас проблемы со зрением или вы не хотите ничего настраивать, то не рекомендуется использовать очень мелкий пиксель. Оптимальная диагональ для FullHD (1920х1080) 23 24 дюйма. Для 1920х1200 24 дюйма, для 1680х1050 22 дюйма, 2560х1440 27 дюймов. Соблюдая данные пропорции, у вас не должно возникнуть никаких проблем с чтением, просмотром изображений и мелких элементов управления интерфейсом.

Самые ходовые и распространённые соотношения сторон – 4:3 , 16:10 , 16:9 .

4:3

В данный момент соотношение сторон в виде «квадрат» (4:3 ) выводится с рынка ввиду своей не удобности и не универсальности. Данный формат, не удобен в первую очередь для просмотра фильмов, так как фильмы имеют широкий формат 21.5/9 , который максимально близок к 16:9 . При просмотре, появляются большие чёрные полосы сверху и снизу, при этом изображение становится гораздо меньше по размеру. При использовании 4:3 также ухудшается видимый обзор в играх, что не позволяет видеть больше. К тому же, формат не является естественным для углов обзора человека.

16:9

Данный формат удобен тем, что он больше стандартизирован под HD фильмы, да и мониторы данного формата, зачастую имеют разрешение FullHD (1920х1080 ) или HDready (1366x 768 ).

Это удобно, ведь фильмы можно просматривать практически во весь экран. Полоски все же остаются, так как современные фильмы имеют стандарт 21.5/9 . Так же, на таком мониторе очень удобно работать с документами в нескольких окнах или программах со сложными интерфейсами.

16:10

Данный вид мониторов, так же практичен как и 16:9 мониторы, но при этом не такой широкий. Подойдёт для тех, у кого ещё не было широкоформатных мониторов, однако предназначен он для профессионалов. Профессиональные мониторы, в основном имеют именно такой формат. Большинство профессиональных программ «заточены» именно под формат 16:10. Он достаточно широк для работы с текстом, кодом, построения 3D/2D графики в нескольких окнах. К тому же, на таких мониторах также удобно играть, смотреть фильмы, делать офисную работу, как и на 16:9 мониторах. При этом они более привычны для углов обзора человека и его можно взять, как компромисс между 4:3 и 16:9 .

Яркость и Контрастность.

Высокая контрастность нужна для того, чтобы лучше отображать чёрный цвет, оттенки и полутона. Это важно при работе с монитором в светлое время суток, так как низкая контрастность – пагубно сказывается на изображении при наличии какого-либо источника света помимо монитора (хотя здесь больше влияет яркость). Хорошим показателем является статическая контрастность — 1000:1 и выше. Вычисляется отношением максимальной яркости (белый цвет) к минимальной (чёрный цвет).

Также, существует система измерения динамической контрастности .

Динамическая контрастность – это автоматическая подстройка ламп монитора монитора, под определённые параметры которые выводятся в данный момент на экран.

Допустим в фильме появилась тёмная сцена, лампы монитора начинают гореть ярче, что увеличивает контрастность и различимость сцены. Однако, данная система работает не мгновенно, да и частенько неправильно из-за того, что не всегда вся сцена на экране имеет тёмные тона. Если будут светлые участки, они будут сильно засвечиваться. Хорошим показателем на момент 2012 года является показатель 10000000:1

Но не стоит обращать на динамическую контрастность никакого внимания. Очень редко когда она приносит ощутимую пользу или вообще адекватно работает. К тому же все эти громадные цифры не показывают реальную картину.

Почему на мониторе с показатель динамической контрастности всегда значительно выше чем на мониторе с ?

Потому что LED подсветка может мгновенно включаться и отключаться. Измерение начинается с полностью выключенной подсветкой, соответственно показатель будет огромным, плюс добавить сюда высокую яркость светодиодов и белый фон как конечную точку. CCFL подсветке требуется более 1 секунды чтобы включиться, поэтому измерение происходит с включенной заранее подсветкой на чёрном фоне.

В первую очередь стоит обращать на статическую контрастность, а не на динамическую. Как бы вам не нравились такие огромные значения в характеристиках. Это всего лишь маркетингивый ход .

Яркость монитора – не самый важный параметр. Тем более это палочка о двух концах. Поэтому можно сказать кратко – хорошим показателем яркости является значение 300кд/м2.

А почему палочка о двух концах – будет сказано чуть ниже, в части «Монитор и Зрение» .

Порты коммуникации.

Совершая выбор монитора, не стоит в этом пункте надеяться на производителя. Самой частой ошибкой бывает – покупка монитора с аналоговым входом и разрешением экрана выше чем 1680х1050 . Проблема в том, что данный устаревающий интерфейс, не всегда способен в условиях квартиры и сопутствующих не идеальных условий в плане помех, обеспечить нужную скорость передачи данных для разрешений выше, чем 1680х1050 . На экране появляются мутности и нечёткости, что может испортить впечатление от монитора. * очень мягко говоря



На борту монитора обязательно должен быть порт или . Наличие DVI и D-Sub это стандарт для современного монитора. Неплохо, так же иметь порт HDMI , иногда может и пригодиться для просмотра HD-видео ресивера или внешнего проигрывателя. Если есть , но нет DVI — всё в порядке. DVI и HDMI совместимы через переходник.

Типы подсветок мониторов. Монитор и его влияние зрение .

Что же можно посоветовать, чтобы глаза меньше уставали от монитора?

Яркость подсветки – один из самых важных факторов, который влияет на усталость ваших глаз. Чтобы уменьшить утомляемость — уменьшите яркость до минимального комфортного значения.

Есть другая проблема и присуща она мониторам с . А именно — если снижать яркость, может появиться видимое мерцание , которое ещё больше влияет на утомляемость глаз, чем высокая яркость. Связано это с особенностью регулировки подсветки с использованием . В бюджетных мониторах применяются более дешёвые, низкочастотные ШИМ , которые создают мерцания диодов. Скорость затухания света в диоде значительно выше чем в лампах , именно поэтому у LED подсветки это более заметно . В таких мониторах лучше соблюсти золотую середину между минимальной яркостью и началом видимого мерцания светодиодов.

Если вы имеете какие то проблемы с утомляемостью глаз , то лучше поискать монитор с CCFL подсветкой, либо LED монитор с поддержкой 120 Гц . В 3D мониторах, используются боле высокочастотные ШИМ регуляторы, чем на обычных. Это касается как LED подсветок, так и CCFL .

Так же, чтобы глаза меньше уставали, можно настроить монитор на более мягкие и тёплые тона. Это поможет вам работать за компьютером больше времени и поможет глазам лучше «переключаться» на реальный мир.

Не стоит забывать, что монитор должен быть строго на уровне глаз и стоять устойчиво, не раскачиваясь из стороны в сторону.

Есть миф , что более качественные матрицы дают меньшую усталость для глаз. Это не так, матрицы никоим образом не могут на это влиять. На утомляемость влияет лишь интенсивность и качество реализации подсветки монитора.

Выводы.

Повторим ещё раз самые главные характеристики, на которые стоит обращать внимание при выборе монитора для себя.

Одной из самых главных характеристик телевизора при выборе является значение контрастности изображения на экране телеприемника. Если вы выбираете телевизор по качеству картинки, то обязательно обратите внимание на значение контрастности у разных моделей.

По определению контрастность равна отношению яркости в самой светлой точке экрана к яркости точки, где самое тёмное изображение. Другими словами уровень белого делим на уровень черного и получаем контрастность. Только вот значения этих уровней можно получить только при специальной проверке телевизора с применением специализированных приборов. Поэтому простому пользователю приходится верить или производителям или различным обзорам на сайтах, где тестируют телевизоры. Кому больше доверять и как проверяют контрастность, и поговорим дальше.

Мы сказали, что контрастность одна из самых важных характеристик телевизора. Поэтому производители стараются максимально повысить это значение для улучшения продаж. Производитель может в лаборатории измерить яркость пикселя, при подаче сигнала, который никогда в реальных условиях не используется. Затем измерить яркость этого пикселя при отсутствии сигнала, что невозможно при обычном просмотре. После этого высчитывается значение контрастности. И вот значения, измеренные в таких условиях, и попадают в паспорт изделия. Из-за этого и видим сегодня, что значения контрастности многих телевизоров просто зашкаливают. Все это возможно, потому что в мире нет обязательных правил по измерению контрастности дисплеев.


большая контрастность

Разделяют статическую (естественную) и динамическую контрастность . Естественная контрастность зависит только от возможностей дисплея, а динамическая получается в результате применения дополнительных технологий.

Статическая контрастность измеряется по яркости точек в одном сюжете (самой яркой и самой темной). При измерении динамической контрастности используются технологии для её завышения. Сам телевизор при воспроизведении видео регулирует контрастность в зависимости от сюжета, который в данный момент показан на экране. То есть регулируется подсветка в жк матрице. При показе яркого сюжета световой поток от подсветки увеличивается. А когда сюжет меняется на темный (ночь, темная комната и т.д.), то и подсветка начинает уменьшать свой световой поток. Получается, что на ярких сценах из-за увеличения света от подсветки значение уровня черного плохое, а на темных сценах уровень черного хорош, но световой поток уменьшится. Нам это тяжело заметить, потому что на ярких сценах и подсвеченный черный кажется полностью черным. А на темных сценах яркость светлых объектов кажется достаточной. Такая особенность человеческого зрения.

Такая схема управления подсветкой увеличивает контрастность, хотя и не настолько как заявляют производители. И действительно многие телевизоры с динамической контрастностью выигрывают по качеству изображения у аппаратов, которые не имеют такой схемы регулировки.

Но все равно дисплеи с высокой естественной контрастностью будут цениться выше. Это можно продемонстрировать, если вывести на экран картинку, где будет изображен белый текст на черном фоне. У экрана с высокой статической контрастностью текст действительно будет белым, а фон будет черным. А вот дисплей с высокой динамической контрастностью если и покажет черный фон, то буквы будут уже серыми. Поэтому и при воспроизведении обычного видео на экране с повышенной естественной контрастностью картинка буде максимально приближена к реальному изображению. Например, на фоне вечернего неба будут яркие уличные фонари. А на фоне дневного яркого неба черная машина действительно будет черной. Такое изображение мы видим в кинотеатрах.

Максимально реальным, по контрастности , изображение было на экранах кинескопных телевизоров. Но с приходом эры HDTV эти телеприемники уступили свое место на рынке другим аппаратам. Сегодня значения высокой естественной контрастности достигаются при использовании домашних проекторов LCOS. Первое место среди этих устройств занимают аппараты фирмы JVC со своей версией D-ILA. Далее можно отметить Sony с технологией SXRD. На третье место уже можно поставить плазменные телевизоры.

Производители жк телевизоров внедрили в последние годы несколько технологий для достижения того уровня контрастности, которая возможна в других моделях. Наилучшие результаты в повышении контрастности дает применение светодиодной подсветки с локальным затемнением. При этом невозможно регулировать подсветку каждого пикселя и не происходит управление каждым светодиодом в отдельности, но все равно результат получается хорошим. Но производители отказались от самого эффективного вида подсветки, когда светодиоды расположены по всей площади экрана. Такое производство оказалось дорогим. Сегодня в основном используется так называемая боковая подсветка. Здесь светодиоды располагаются сверху и снизу. Для боковой подсветки так же разработаны схемы локального затемнения. Телевизоры с такой подсветкой показывают достаточно хорошие результаты по значению контрастности.

Во время выбора телевизора в магазине оценить качество контрастности дисплея тяжело . Мешает внешнее яркое освещение, экраны могут иметь разное покрытие: антибликовое или глянцевое. В паспорте не всегда написано правдивое значение контрастности, потому что производители его измеряют в лабораториях и при подаче на экран специальных сигналов. Даже прочитав несколько обзоров в Интернете не всегда понятно, какое настоящее значение контрастности. Ведь каждый меряет его по-своему.

Есть несколько методик измерения контрастности . Подают на вход сначала черное поле и замеряют яркость, а затем – белое поле и замеряют яркость. Получается хорошая контрастность, но при реальном просмотре никогда не будет полностью белой или полностью черной картинки. При это еще и при показе обычного видеосигнала в телевизоре включается видеообработка, которая так же вносит свои изменения. Более правдивые показания дает тест по методу ANSI, когда на экран подается шахматное поле с белыми и черными полями. Это больше соответствует обычному изображению. Но при этом белые поля будут влиять на измерения значения яркости черных полей. Так что единого правильного метода измерения контрастности нет.

Так что рекомендации по выбору телевизора с хорошей контрастностью остаются те же. Если вы будете смотреть в основном кино в затененной комнате, то лучше всего подойдет плазма. В освещенной комнате хорошие результаты покажет LCD телевизор со светодиодной подсветкой из-за своей большой яркости. Между этими моделями можно поставить жк телевизор при наличии запаса по светоотдачи. И нужно запомнить главное, любой телевизор нуждается в правильной настройке. Отрегулируйте правильно яркость и контрастность аппарата для получения максимально качественного изображения.

Дополнительно:

Примечание PW: В данной статье от ProjectorCentral превосходно раскрыта тема контрастности. Хотя на первый взгляд кажется, что есть противоречие с моим подходом (я люблю параметр контрастности Full On/Off), я хотел бы обратить внимание на следующее:

  1. Автор в итоге вообще отказывается от самостоятельных измерений ANSI контрастности.
  2. Автор акцентирует на бесполезности параметра «контрастность полного включения/выключения» (далее - Full On/Off Contrast ) для рядового покупателя, основываясь на данных, опубликованных производителем.
  3. Автор во многом говорит о более дорогом сегменте домашне-кинотеатральных проекторов.

Из всех публикуемых характеристик проекторов, параметр "Full On/Off Контрастность " наименее полезен и больше остальных сбивает с толку . Заявляемая контрастность не даст много полезной информации о том, что вы реально увидите на экране и, безусловно, не даст никакой полезной информации относительно того, как два проектора будут выглядеть при сравнении бок о бок.

И все же, поскольку покупатели обычно не имеют возможности посмотреть на проектор в работе или сравнить с другой моделью перед покупкой, то они увлекаются заявленной производителем контрастностью по вполне понятной причине. А кто, собственно, не захочет себе проектор с высокой контрастностью? И производители отлично знают о такой чувствительности покупателя к параметру контрастности, и поэтому вынуждены раздувать его до абсурдных значений, чтобы просто оставаться в игре.

Почему же спецификации контрастности столь ужасны

Существует два распространенных метода измерения контрастности - "Full On/Off " и "ANSI ". Первый тип измерений легче поддается манипуляциям, дает сбивающие с толку цифры, и именно он чаще других используется в проекторной отрасли. Измерениями по методу ANSI сложно манипулировать, он дает куда меньшие значения контрастности, но эти значения гораздо более информативны. Данный метод редко используется производителями проекторов, за исключением специфических ниш. Давайте посмотрим, в чем разница между этими методами.

Параметр Full On/Off контрастности измеряет отношение яркости полностью белого тестового изображения (100 IRE, «полное включение») к яркости полностью черного изображения (0 IRE, «полное выключение»). Соотношение в 10000: 1 означает, что измерительный прибор зафиксировал, что яркость белого в 10 тыс. раз больше, чем яркость черного.

В методе измерения контрастности "ANSI " не используются белые (100 IRE) и черные (0 IRE) поля. Вместо этого используется изображение в виде «шахматной доски», состоящее из 16 прямоугольников, - 8 черных и 8 белых. Сперва измеряется яркость всех белых клеток и полученные значения усредняются. Затем то же самое делается с черными клетками. Отношение усредненного значения белого к усредненному значению яркостей черного и является ANSI контрастностью.

Когда дело касается проекторов, методы Full On/Off и ANSI дают совершенно различные цифры, и уровень ANSI контрастности всегда существенно ниже (на самом деле, несравнимо ниже). Причина в том, что, хотя обычно мы и получаем схожие значения яркости белого у полностью белого тестового изображения (100 IRE) и у белых клеток на «шахматной доске», но уровни яркости черного на черных клетках «шахматной доски», используемой в методе ANSI, будут всегда выше, чем на полностью черном тестовом изображении (0 IRE).

Собственно, почему так? Прежде всего, всегда есть вероятность рассеивания света внутри оптической системы проектора при проецировании чего-либо отличного от черного экрана. Когда проектор отображает полностью черный тестовый шаблон (0 IRE), просто нет того света, который мог бы рассеиваться внутри проектора, ухудшая уровни черного. С другой стороны, при проецировании «шахматной доски», картинка на 50% состоит из белого, и через проектор проходит много света. Мизерное количество этого света отражается и переотражается внутри объектива или оптического тракта, в конечном итоге влияя на уровень черного на проецируемой шахматной доске. В дополнение к этому, любая пыль, оказавшаяся на пути проецируемого света, приведет к его рассеиванию.

Но читатель спросит: «Разве может мизерное рассеивание света оказать столь значительное влияние на соотношение контрастности?» Может! К примеру, измерительный прибор показывает, что при «full on» белом экране (100 IRE) у нас 1000 единиц, а на «full off» черном (0 IRE) - 0,05 единиц. Это будет контрастность в 20000: 1.

Переключившись на «шахматную доску», яркость белых клеток у нас по прежнему составляет 1000 единиц, но в связи с рассеиванием света мы получим 0,5 единиц на черном экране вместо 0,05. В данном случае контрастность на наших глазах упала в 10 раз, до 2000:1, из-за слабозаметного, почти не воспринимаемого человеческим глазом (кроме как в очень темных условиях) изменения уровня черного. Это изменение в уровне черного будет сведено на нет любым количеством переотраженного света в помещении. Глядя на тестовые шаблоны, разница в контрастности между 20000:1 и 2000:1 не выглядит в толь же степени огромной, в какой различаются цифры.

Но факт остается фактом: даже небольшие изменения в уровнях черного оказывают существенное влияние на параметр контрастности. Все обращали внимание на эту маленькую красную табличку «ВЫХОД» в кинотеатрах. Одна эта табличка с легкостью может произвести достаточно света, чтобы уполовинить контрастность на экране по сравнению с полностью темным помещением.

Автоматические диафрагмы и им подобные...

Когда речь идет о манипуляциях с уровнями «Full On/Off» контрастности, огромную роль играет поведение самого проектора. Многие модели подстраивают свой световой поток под средний уровень яркости каждой отдельно взятой сцены. Они могут делать подобное, «на лету» регулируя энергопотребление лампы, открывая и закрывая диафрагму, либо отключая лазер. Таким образом, при проецировании темной сцены можно мгновенно сократить уровень светового потока, чтобы черный выглядел чернее. Затем, когда приходит время отображать яркое изображение, световой поток возвращают к его полной мощности, что дает более яркую, сверкающую картинку. У большинства проекторов, использующих эти функции, упомянутая подстройка светового потока происходит столь быстро, что зритель редко оказывается в состоянии ее заметить.

Эти изменяющие яркость функции действительно работают и они полезны, и мы не говорим, что это плохо. Дело лишь в том, что они путают все карты в игре в контрастность. Когда проектор таким образом адаптирует яркость, уровень контрастности «Full On/Off» будет основан на измерениях самого черного черного на темной сцене и сравнении его с яркостью белого цвета на яркой сцене, причем подобные уровни черного и белого было бы невозможно получить на одном кадре. Некоторые производители называют это "Динамической " контрастностью вместо контрастности «Full On/Off», чтобы подчеркнуть, что цифры получены с участием упомянутых регулировок светового потока в реальном времени.

Вот здесь нам и пригодится метод ANSI. Поскольку он предполагает использование одного тестового изображения, на 50% состоящего из белого и на 50% из черного, то он полностью исключает из наших вычислений способность проектора динамически регулировать световой поток, изменяя его от кадра к кадру. В результате уровень ANSI контрастности будет существенно ниже уровня динамической контрастности. Теоретически этот параметр даст вам лучшее представление о том, что вы сможете увидеть на каждом отдельно взятом кадре.

Безусловно, ANSI контрастность не покажет ничего относительно позитивного вклада динамической регулировки светового потока, так что вы тоже будете правы, если поспорите со мной и скажете, что и ANSI контрастность не рассказывает нам всей истории.

Точное измерение ANSI контрастности

Несмотря на все наше желание, ProjectorCentral.com не осуществляет замеров ANSI контрастности в процессе написания обзоров. Причина в том, что точное измерение ANSI контрастности требует либо кромешно-темного помещения с полностью черными и не отражающими свет стенами, коврами, потолками, одеждой и пр., либо черную камеру-туннель или палатку, специально созданную именно для этой задачи. Почему? Потому, что свет от белых клеток «шахматной доски» отражается ото всех объектов в помещении, подсвечивая черные клетки, делая получаемые измерения контрастности заведомо неполноценными. Единственный тип измерений контрастности, по крайней мере который мы готовы были бы опубликовать, должен быть сделан в специализированной лаборатории, оборудованной всем необходимым для проведения подобных замеров.

Насколько разнятся цифры при использовании каждого метода?

В целом, уровень «Динамической» контрастности дает самые большие значения, «Full On/Off» с отключенными возможностями регулировки светового потока даст меньшие уровни, а «ANSI» даст совсем небольшие значения контрастности, видеть которые потребитель не привык. Насколько небольшие? Ну, в мире домашних кинотеатров, где высокая контрастность предпочтительнее высокого светового потока, ANSI контрастность в 300:1 будет средней, 700:1 будет очень хорошей, а 1000:1 будет считаться выдающейся. Но многие ли захотят купить проектор для домашнего кинотеатра, у которого заявленная контрастность составляет 700:1? В сегодняшних условиях высококонкурентного рынка с его уровнями контрастности в миллионы-к-одному - немногие.

Christie Digital - один из немногих производителей, публикующих все три типа характеристик контрастности (Динамическую, Полного Вкл./Выкл., а также ANSI). К примеру, для инсталляционного проектора Christie DHD600-G заявлены 4800:1 динамической, 1200:1 Full On/Off контрастности и 250:1 ANSI контрастности. Как видите, даже в мире инсталляционных проекторов эти методы дают совершенно различные цифры. Christie может себе позволить публиковать эти сведения, поскольку они продают хорошо разбирающимся в теме покупателям через профессиональных AV реселлеров, а в AV бизнесе все знают о разнице между этими параметрами и о том, что они обозначают.

С другой же стороны, у рядового потребителя нет представляния об этих различиях в методах измерении контрастности. Неудивительно, что им нужны максимально высокие цифры. В связи с этим, для производителя, чьи проекторы продаются широкой публике, было бы смерти подобным публиковать ANSI контрастность - они и не публикуют. Проектор с экстремально высоким уровнем Динамической контрастности, например 500000:1, при этом может обладать ANSI контрастностью в 800:1. К тому же этот уровень ANSI означает блестящую контрастность изображения, но потребитель об этом никогда не узнает. Производитель станет публиковать значения ANSI контрастности только при сильном стремлении покинуть бизнес.

Что делать?

Для начала, нужно помнить, что, хотя точно измерить ANSI контрастность может быть с технической точки зрения сложно, но увидеть ее очень легко. Высокий уровень ANSI контрастности характеризуется солидным уровнем черного, искрящимися оттенками белого, хорошей и при этом натуральной насыщенностью цветов [так в оригинале], точными и хорошо обозначенными деталями «теней», а также глубиной и объемностью изображения. Низкая ANSI контрастность даст слабый уровень черного, более низкую насыщенность цветов, размытые детали в тенях, более плоское, двумерное изображение. Когда вы смотрите на проектор и думаете про себя: «Ого! Вот это - превосходная контрастность!» - то зачастую вы реагируете именно на высокую ANSI, а не Full On/Off контрастность.

Во-вторых, при установке двух проекторов бок о бок обычно бывает очевидно, какой из них контрастнее, безо всяких измерений. Основной критерий - сравнение изображений по их глубине (кажущейся объемности).

В-третьих, если не доказано обратное, следует предполагать, что нет НИКАКОЙ прямой зависимости между «Динамической» или «Полного Включения/Выключения» контрастностью с одной стороны и ANSI контрастностью с другой. Очень высокая контрастность «Полного Вкл./Выкл.» не означает, что ANSI контрастность тоже высока - она может быть действительно высока, но вы об этом знать не можете. Проектор может обладать низким уровнем контрастности «Полного включения/выключения», обладая при этом очень высокой ANSI контрастностью и давая впечатляющее изображение. Не удивляйтесь, если, сравнивая Проектор А с заявленной контрастностью в 50000:1 с Проектором Б с 500000:1, вы обнаружите, что изображение Проектора А выглядит гораздо более контрастно. Такое происходит постоянно.

Говоря другими словами, характеристики контрастности «Динамическая» и «Full On/Off» откровенно вводят в заблуждение. Они практически ничего не говорят вам о том, как будет выглядеть среднестатистический кадр. Если бы все публиковали ANSI контрастность, это было бы невероятно полезно, но риск для производителя слишком велик, просто поскольку покупатель неверно это поймет. Если только производитель внезапно не решил серьезным способом испытать судьбу и опубликовать ANSI контрастность в спецификациях, сделайте себе одолжение и просто игнорируйте заявленные уровни контрастности, которые можно увидеть в спецификациях сегодня . Заявленные уровни Full On/Off и Динамической контрастности ровным счетом ничего не скажут о том, как будет выглядеть изображение, и их совершенно невозможно использовать для сравнения проекторов.

Практическая фотография Бунимович Давид Захарович

Что такое контрастность

Что такое контрастность

В быту контрастом мы называем всякую резко выраженную противоположность. Понятие контрастности можно применить к чему угодно. Посмотрим, что под этим имеется в виду в фотографии. Коротко это можно выразить так: контрастностью называется способность фотографических материалов передавать яркости сфотографированного объекта с той или иной степенью различия.

В свое время выпускались фотопленки разной контрастности. Одни фотопленки передавали различия в яркостях так же, как они различаются нами в натуре, т. е. без искажений. Такие фотопленки назывались нормальными . Другие - передавали эти различия с некоторым приуменьшением. Их называли мягкими . Третьи же, наоборот, преувеличивали различие в яркостях. Они назывались контрастными .

Задача фотографии состоит в том, чтобы правильно, без всяких тоновых искажений, передать на снимке сфотографированный объект, и совершенно очевидно, что сделать это можно, пользуясь только нормальными пленками. Поэтому одновременно с выпуском фотопленок типа «Фото» четырех степеней светочувствительности прекратили также выпуск мягких и контрастных фотопленок, и все пленки типа «Фото» сейчас выпускаются только нормальными.

Однако объекты съемки бывают разные, и правильное их воспроизведение на снимке не всегда отвечает творческому замыслу фотографа. На практике нам иногда приходится фотографировать объекты, которые сами по себе очень вялые. Так выглядят многие объекты в пасмурную погоду. Иное дело, если вы намерены сознательно подчеркнуть эту вялость, серость, пасмурную погоду. Тогда, конечно, лучше всего снимать на нормальных пленках. Но если такая задача не стоит и случилось так, что снимок надо сделать контрастным, а погода пасмурная, тут могла бы выручить контрастная пленка.

Встречаются и обратные случаи, особенно летом, в ясную, солнечную погоду. Яркое солнечное освещение сильно повышает контрастность объекта. При съемке на нормальных пленках объект получится таким же контрастным. Подробности объекта в тенях могут на снимке пропасть. Мягкая пленка в таких случаях могла бы смягчить контраст и тем самым повысить техническое качество снимка.

Но контрастность зависит и от времени проявления. В зависимости от того, какое время вы будете проявлять пленку, негативы могут получиться разной контрастности. Следовательно, контрастностью можно управлять и на нормальных пленках.

Практически самым важным параметром, который определяет качество монитора или экрана, является контрастность. Под этим термином понимают максимальную разницу между самым темным цветом (в идеале - абсолютный черный цвет), который может отобразить экран, и самым светлым (белый).

Точной методики, по которой измеряется контрастность, нет. По этой причине производители используют любую, существующую на сегодняшний день, и результаты выдают за реальные параметры монитора, хотя это не совсем так. При таких проверках создаются идеальные для каждого режима условия, которых просто не может существовать при ежедневном использовании монитора или экрана. В результате параметры получают завышенные в десятки раз. Поэтому, при выборе монитора или экрана, ориентируйтесь на собственное восприятие, а не на паспортные параметры, хотя их и нужно знать, но они не должны стать определяющими при выборе.

Контрастность различают двух видов: естественную статическую (родную) и динамическую. Под естественной понимают разницу между черным и белым цветом, которую способен выдать монитор без дополнительной обработки картинки сервисными программами. Динамическая контрастность - название технологии, которая позволяет улучшить исходные параметры экрана. Этот параметр обеспечивается программным обеспечением, которое анализирует текущую картинку и изменяет освещенность монитора в определенных точках.

Монитор жидкокристаллический сам не излучает свет, для подсветки изображения используют специальные микролампы или светодиоды, которые располагаются за экраном. Для достижения наибольшей контрастности картинки на участке экрана с темным цветом происходит отключение подсветки, чем достигается более глубокий черный цвет. Для обеспечения наиболее яркого белого - интенсивность свечения элементов усиливается. Эта технология и носит название динамическая контрастность. При помощи такой можно во много раз увеличить реальную характеристику экрана.

Динамическая контрастность может быть реализована только на подвижной картинке. Если изображение статично (например, обработка текста в текстовом редакторе) действует только естественная контрастность, которая и является основной технической характеристикой монитора. Именно она в данном режиме и определяет параметры изображения.

При просмотре фильмов или во время игры, динамическая контрастность намного улучшает восприятие и четкость картинки. Так что полностью назвать эту технологию ненужной или излишней нельзя, но это именно технология, а не параметр экрана. Дисплей с высокой естественной контрастностью всегда покажет глубокие цвета и обеспечит высокую четкость изображения, а динамическая только улучшает подвижную картинку, при этом текст на экране останется серым, а не черным. По этой причине, выбирайте те экраны или мониторы, при работе которых вы чувствуете себя наиболее комфортно - мы разные и одни и те же параметры будут по-разному восприниматься различными людьми. Ориентируйтесь на личное восприятие и ощущения, но не забывайте и о технических параметрах.