Что такое газомоторное топливо. Газомоторное топливо: произойдет ли реальное изменение баланса

Компримированный природный газ (англ. Compressed natural gas ) — это продукт, получаемый из очищенного природного газа путем его сжатия (компрессии) до состояния жидкой фазы . Этот процесс происходит в каскадных холодильных установках, при использовании многоступенчатого сжатия (5-ти … 12-ти кратного), также используются турбинно-вихревые и турбодетандерные машины. Сжатие газа происходит до конечного давления 200 — 220 бар , продукция хранится и перевозится в специальных цистернах. Транспортировка на большие расстояния осуществляется морскими танкерами в криоцистернах.

Основными недостатками этих технологий являются методы получения чистого водорода и способы его хранения на борту автомобиля. Особенностью электродвигателей, используемых для движения автомобилей, является то, что они также могут работать в режиме генератора. Таким образом, во время торможения или опускания длинных склонов электрические автомобили производят электричество, которое хранится в батареях.

Преимуществом электромобилей является отсутствие загрязняющих выбросов, бесшумная работа и снижение затрат на техническое обслуживание. Все эти преимущества омрачаются рядом недостатков: высокая цена, низкая автономность и длительное время зарядки аккумулятора.

И видео по теме: сжатый, или компримированный природный газ

Компримированный природный газ должен соответствовать технической и нормативной документации. На территории Российской федерации действует Госстандарт ГОСТ 27577-2000. Этот документ разработан на основе международных нормативных актов и принятых международных договоренностей.
Согласно ГОСТ 27577-2000, компримированный природный газ должен соответствовать следующим основным показателям.
Объемная теплота сгорания: 31800кДж/м3, (не менее).
Расчетное октановое число газа не менее 105 (согласно моторному методу).
Концентрация сероводорода в продукте не более 0,02г/м3.
Концентрация меркаптановой серы (естественный одоризатор), не более 0,036 г/м3.
Количество механических примесей не более1,0% на 1 м3.
Общая объемная доля негорючих компонентов не более7,0%.
Массовая доля паров воды, мг/м3, не более 9,0%.

Автомобили с сжиженным нефтяным газом

Сжиженный нефтяной газ - это ископаемое топливо, которое может использоваться на автомобильных тепловых двигателях. Эти автомобили имеют специальные системы хранения, заправки и впрыска для двух видов топлива. Основными преимуществами сжиженного нефтяного газа для тепловых двигателей являются: снижение выбросов загрязняющих веществ и снижение стоимости владения.

Автомобили с этанолом

Классические бензиновые двигатели могут быть адаптированы для работы с этанолом в некоторых пропорциях. Автомобиль с гибким топливом может работать на бензине, этаноле со скоростью 15% или 85%. Эти двигатели используют ту же систему хранения, питания и впрыска независимо от состава топлива.

Является взрывоопасным веществом, поэтому при его использовании, хранении и транспортировке требуется соблюдать меры предосторожности, регламентированные соответствующими нормативными документами (см. ГОСТ 12.1.011, категория и группа взрывоопасной смеси IIA-T1). По токсикологическим показателям газ относится к веществам 4-го класса опасности (см. ГОСТ 12.1.007).

Среди преимуществ гибкого топливного автомобиля: получение топлива из сельскохозяйственных культур, снижение выбросов загрязняющих веществ и примерно такая же стоимость производства, как и бензиновый автомобиль. Недостатками являются более высокий расход топлива и трудности с холодным пуском при преобладающем использовании этанола.

Автомобили со сжатым природным газом

Природный газ представляет собой бесцветный, без запаха углеводород и не обладает коррозионными или канцерогенными свойствами. Природный газ содержит около 97% метана. Поскольку воздух легче, природный газ не течет на почву, а рассеивается в атмосфере. Это выгодно по сравнению с бензином, поскольку оно значительно снижает риск возгорания в случае аварии.

При нормальных климатических условиях: температура окружающей среды 293 К (20 °С) и нормальном атмосферном давлении возгорание газа может произойти при его концентрации от 4,5 % до 17 % по объему воздуха в помещении. При большей концентрации для воспламенения смеси недостаточно кислорода, однако эти пределы могут несколько колебаться в зависимости от погодных условий и состава углеводородов в газовой смеси (октанового числа газа). Диапазон опасной концентрации газа определяется согласно ГОСТ 12.1.044 для каждой партии продукта.

Для увеличения плотности энергии природный газ сжимается до 200 бар. Даже при этих высоких давлениях плотность энергии составляет всего 20% по сравнению с тем же объемом бензина. Биодизель - это форма дизельного топлива, произведенного из растительных масел, животных жиров или переработанных бытовых масел.

По сравнению с дизельным топливом биодизель имеет следующие преимущества: он может быть получен из возобновляемых источников, его можно использовать в любом дизельном двигателе, он производит меньше загрязняющих веществ и выбросов парниковых газов, является биологически разлагаемым, не токсичен и обрабатывается в менее опасных условиях.

Основными областями применения компримированного природного газа является автомобильная отрасль, объекты промышленности, строительства, малого и среднего бизнеса. Его стоимость существенно ниже продуктов нефтепереработки, а в результате сгорания сжатого газа практически не образуется вредных веществ, загрязняющих окружающую среду. Явления парникового эффекта гораздо ниже от сгорания газа, чем от дизельного топлива или бензина. Все эти факторы способствовали популярности компримированного природного газа. Страны Евросоюза, в числе перспективных энергоресурсов на ближайшие 45 лет, назвали природный газ и его производные (сжиженный и компримированный природный газ ).

Однако по сравнению с дизельным топливом 100% биодизельное топливо имеет следующие ограничения: расход топлива выше и ниже динамические характеристики, более высокие издержки производства, проблемы с низкой температурой сгорания и надежность двигателя могут быть затронуты.

В случае автомобилей, для движения, водород можно использовать двумя способами: на топливных элементах или сжигать непосредственно в цилиндры. Потенциал для водорода огромен, поскольку он может устранить нефтяную зависимость. Водород - самый легкий и самый распространенный элемент во Вселенной. Проблема в том, что Земля находится не в свободной форме, а в сочетании с углеродом или кислородом. Таким образом, водород может быть получен путем электролиза воды, который включает в себя разъединение кислородно-водородных связей посредством электричества или путем реформирования ископаемого топлива.

На один и тот же факт можно смотреть как минимум с трех точек зрения. Так на использование сжатого природного газа на транспорте в качестве топлива, можно сказать - это удел бедных и даже нищих, а можно сказать, что это выбор экономных и не привыкших сорить деньгами зря, а еще есть мнение, что метан - это топливо будущего и те кто сейчас переходит на него, просто идут в ногу со временем и оседлали волну близкого и перспективного мейнстрима. Как считать - выбор ваш!

Двигатель, который сжигает водород вместо бензина, является более надежным, потому что возникающее давление сжигания выше. Водородный двигатель имеет более высокую мощность приблизительно 20% по сравнению с обычным двигателем с обычным топливом. При хранении, обычно в газообразной или жидкой форме, водород может использоваться в качестве топлива для двигателей внутреннего сгорания. Недостатком по сравнению с обычными видами топлива является меньшая плотность энергии. Использование водорода создает особые проблемы, поскольку оно легковоспламеняемо и также хранится при очень высоком давлении.

Поиск альтернативных источников автомобильного топлива - проблема, которой в последние годы уделяется самое пристальное внимание. Рост цен на нефть энергоносители, ужесточение экологических требований, экономия горючесмазочных материалов - все это стало основной движущей силой в поиске альтернативных топлив для многих стран. В последнее десятилетие ХХ века в мировой экономике начала набирать силу третья волна популярности природного газа, используемого в качестве моторного топлива.
По прогнозам экспертов, эта волна достигнет апогея к концу первой четверти ХХI века.

Медленно, но верно, альтернативные двигательные машины начинают быть жизнеспособным решением для современного общества. Первым технологическим прыжком был гибридный двигатель. Уже сейчас гибридные автомобили являются нормальными явлениями, и почти все крупные автопроизводители проходят обучение в этой области.

Следующим технологическим скачком будет то, что у чистых электромобилей, но потребуется около 10 лет, чтобы доля рынка была такой же, как у современных гибридных автомобилей. Альтернативные виды топлива также широко используются во всем мире. Например, высокоразвитый рынок автомобилей с этанолом - Бразилия, где производство этого топлива легко из-за огромных тростниковых культур.

Природный газ
Природный газ, более чем на 90 % состоящий из метана, сегодня доступен практически во всем мире. А что тогда говорить о России!

По мнению экспертов, на использование природного газа в меньшей степени влияют экономические кризисы, чего нельзя сказать о рынке нефти и нефтепродуктов. Метан, будь то ископаемый природный газ или биометан, может распределяться как через существующую сеть природного газа, так и через уже имеющуюся заправочную сеть. Правда, в некоторых странах, стоящих на пороге промышленной революции, вопрос с распределительными сетями пока не решен. Метан, необходимый для автомобильного транспорта, к потребителю может поставляться:
■ по международной газопроводной сети;
■ в виде сжиженного природного газа с помощью наливных судов, автомобильных или железнодорожных цистерн;
■ по местным трубопроводам низкого давления (биометан);
■ автомобильными цистернами (сжиженный биометан).
В настоящее время приняты международные стандарты и одобрены основные виды транспортных средств, пригодных для доставки метана, и в большинстве регионов уже есть сертифицированные поставщики комплектного газового оборудования для применения его в автомобилях.

Использование водорода для движения остается на экспериментальном уровне пока. Вопросы, связанные с стоимостью производства, хранением и распределением водорода, долгое время не позволят широко использовать водород для движения автомобилей. Наши ссылки доказывают это. Скважинный газ представляет собой газ, полученный в результате добычи сырой нефти или газа. Используя его, когенерационная установка, расположенная вблизи устья скважины, производит электричество, подаваемое в сетку, и тепловое - для местного использования на месте.

Для проектов когенерации, посвященных теплицам, природный газ используется для выработки электроэнергии, тепловой энергии для тепличного отопления и углекислого газа, извлеченного из выхлопной системы, и используется в качестве органического удобрения.

Неоспоримые преимущества
Перевод автомобилей на природный газ не требует переделки двигателя и позволяет значительно улучшить экологию, так как снижается выброс токсичных веществ в атмосферу.
Так, выбросы оксида углерода уменьшаются в 5–10 раз, углеводородов - в 3 раза, оксидов азота - в 1,5–2,5 раза. Уровень шума работающего двигателя понижается в 2 раза. Работа двигателя на сжатом газе становится мягче, ни в одном режиме не происходит детонации, октановое число газа - 110. К тому же метан легче воздуха и при утечке сразу улетучивается, не создавая взрывоопасной смеси.

Сельское хозяйство и пищевая промышленность

Это особенно полезно при отсутствии надежной централизованной электростанции или когда она дешевле и надежнее производить электроэнергию природного газа вместо того, чтобы производить ее на централизованной электростанции. Они специально разработаны для работы на биогазе, что снижает эксплуатационные расходы.

Генераторы с низким расходом топлива предназначены для работы с топливом с изменением содержания метана, типичного для этих применений. В противном случае электричество может распространяться и использоваться на местном уровне. Для более крупных установок произведенное электричество может потребляться машинами на месте. Отработанный газ, в основном состоящий из метана и двуокиси углерода, естественно образуется при разложении органических отходов на свалки. Эти системы обеспечивают надежное и «здоровое» электричество с экологической точки зрения.


Использование газового топлива увеличивает срок службы двигателя и моторного масла в 2 раза, а свечей зажигания - на 40 %. При одинаковом расходе на 100 км пути стоимость газа в 2–3 раза ниже стоимости бензина или дизельного топлива, что сдерживает рост тарифов на транспортные услуги. Использование природного газа в качестве моторного топлива уменьшает зависимость транспорта от нефти и нефтепродуктов и высвобождает значительную их часть для применения в областях, где им нет альтернативы. Сразу заметим, что далее речь пойдет только о природном газе (метане: сжатом или сжиженном), а не о пропанбутановой смеси, широко применяемой в быту, а также применяемой на транспорте (т. н. сжиженный углеводородный газ).

Очистные сооружения

Многие очистные сооружения используют газ из своих процессов в качестве источника топлива для ТЭЦ. Этот газ состоит из метана и двуокиси углерода, образующихся в резервуарах для сточных вод в процессе обработки.

Коммерческие и промышленные здания

Многие коммерческие предприятия, такие как гостиничные комплексы, торговые центры, офисные здания, университеты, центры обработки данных и больницы, а также промышленные предприятия, нефтеперерабатывающие заводы и станции централизованного теплоснабжения могут снизить эксплуатационные расходы за счет внедрения системы когенерации или тригенерации с использованием газа естественно, как источник топлива.

Сжатый или сжиженный
Сжиженный природный газ (СПГ, англ. LNG - liquefied natural gas) получают при охлаждении природного газа метана до –162 °С. В жидком состоянии объем газа уменьшается в 600 раз, что позволяет в значительной степени увеличить эффективность его хранения и транспортировки. Сжиженный природный газ транспортируют так же, как и нефть, в специальных танкерах. В странах импортерах он хранится в резервуарах. В специальных терминалах СПГ разогревается, благодаря чему возвращается в газообразное состояние, и после этого за качивается в газотранспортную систему. Компримированный, или сжатый природный газ (КПГ англ. CNG - compressed natural gas) - это тот же метан, но находящийся в газообразном состоянии, под давлением до 20 МПа. Потребитель может сразу использовать этот газ для собственных нужд. Эксперты попрежнему продолжают спор о достоинствах и недостатках сжатого и сжиженного природного газа. Некоторые считают, что со временем, при создании необходимых условий, сжиженный природный газ вытеснит сжатый, однако другие так не думают. В таблице 1 приведена сравнительная характеристика сжиженного природного газа и компримированного, сжатого.

Энергетические системы для такого типа применений предназначены для обработки сложных, переходных, конкретных операций добычи. Глобальный рост населения стимулирует растущий спрос на новые источники производства электроэнергии. В то же время возрастающая концентрация на эффективности и сокращение потерь в секторе производства электроэнергии вызывает изменения в альтернативном использовании обычных и нетрадиционных газообразных топлив.

Теплоэлектроцентраль в Дорнешти. Для коммерческих автомобилей двигатели должны иметь медленное сгорание по сравнению с бензином. Поэтому, среди прочего, предпочтительными являются турбодизельные двигатели. Высокий крутящий момент и снижение скорости являются веским аргументом в пользу дизеля. Но с увеличением интереса к менее загрязняющим двигателям и борьбе с этим явлением в крупных городах было ясно, что решение необходимо найти. Одним из самых удобных двигателей является природный газ. Их можно настроить как в качестве платформ, так и в качестве грузовых или смешанных транспортных средств.


Видно, что КПГ не требует специальных транспортных устройств для доставки от производителя, однако при его применении необходимо использовать специальные баллоны, имеющие высокую стоимость и значительный вес. Что касается цены такого топлива, то в России стоимость кубометра компримированного газа устанавливается законодательно - в размере 50 % от стоимости литра бензина АИ76. По этой позиции КПГ значительно выигрывает у сжиженного углеводородного газа, для которого цену диктует рынок. Однако проигрывает по стоимости баллонов и оснастки.
СПГ за рубежом
Несмотря на все сложности, за рубежом параллельно с использованием КПГ расширяется применение в автотранспорте и сжиженного природного газа метана, особенно это показательно для США. Так, широкая сеть автозаправочных станций создана на югозападе США в штатах Калифорния, Аризона, Колорадо, Техас, Пенсильвания и других. Крупные автомобильные корпорации, такие как Mack, Ford, MAN уделяют этому вопросу самое серьезное внимание. В Европе производством автомобилей, работающих на сжиженном природном газе, занимаются такие компании, как MercedesBenz, MAN, BMW и др. Сжиженный газ как моторное топливо стал применяться в Бельгии, Финляндии, Германии, Нидерландах, Норвегии, Франции, Испании, Великобритании и других странах Европы.
КПГ в СНГ
На сегодня в России большее распространение в автотранспортной сфере получил КПГ, особенно для городского и коммунального транспорта. В последние годы предпринимаются попытки расширить применение данного вида топлива. К решению этой проблемы привлечены государственные организации и частные компании. Уже имеется многолетний опыт эксплуатации автомобильного газового оборудования, работающего на КПГ, особенно в структуре ОАО «Газпром».
В 2001 году Экономический совет СНГ предложил к реализации межгосударственную программу «Использование природного газа в качестве моторного топлива для автотранспортных средств на 2001–2005 годы», и отчасти благодаря ей в России, да и странах СНГ, наибольшее распространение получил именно КПГ (сжатый метан), а не сжиженный природный газ.

Вес 3, 5-тонного автомобиля является одной из основных особенностей, которые позволяют повысить полезную нагрузку. В настоящее время нет никаких сомнений в том, что колоды или подвески не выдерживают максимальной допустимой массы 3, 5 тонны. Поэтому, чем проще транспортное средство, тем более юридически он может нести более высокий вес. Для сравнения 100 литров дизеля имеют около 80! Из-за конструкции транспортного средства для природного газа также возникают другие различия в массе, так что в конечном итоге добавляется разница до 90 кг в зависимости от выбранной ежедневной версии по сравнению с ежедневным турбодизелем.

Баллоны для КПГ
Для замены одного литра дизельного топлива аналогичным количеством энергии, содержащимся в бензине, потребуется топливный бак, объем которого на 15 % больше. Если же использовать СПГ, то объем бака придется увеличить на 70 %, а при использовании компримированного природного газа (метана), который хранится при рабочем давлении в 200 бар (20 МПа), топливные баки должны занимать объем больший в 4,5 раза.

Но, конечно, любой, кто будет выглядеть более тщательно под или как будет построен автомобиль, поймет, что 3, 5 тонны предназначены только для соблюдения закона. Фактически, автомобиль мог нести все больше и больше неприятностей. Внешние размеры тестируемого автомобиля рекомендуют его особенно для городского распределения. На расстоянии 6 метров и около 2 по ширине он может легко перемещаться по городу. Внутренний объем почти 11 кубических метров и полезная нагрузка около 800 кг рекомендуется для многих задач.

Внутри нам понравилось много складских помещений. Поэтому, если кто-то жалуется, что у него недостаточно сидений, либо он типичный, который только ставит один предмет в каждом отсеке или имеет еще одну проблему с нервами. Двигатель искрового зажигания более тихий, чем двигатель с воспламенением от сжатия. Когда у вас есть состояние для полного дня в трафике, вы определенно предпочитаете его, а не турбодизель. Независимо от того, насколько хорошо автомобиль был сброшен, шум был еще жив. И если нет шума, есть вибрации.

Поэтому применение компримированного природного газа во многом ограничивается наличием специальных баллонов. В отличие от остальных стран СГН в России этот вопрос решается достаточно успешно. Баллоны для метана, как правило, имеют цилиндрическую форму и условно подразделяются на четыре типа, включающие как баллоны, традиционно изготавливаемые из стали, так и облегченный вариант - баллоны с использованием полимерных композиционных материалов на основе стеклянных углеродных или органических волокон. Среди таких емкостей:
■ бесшовные стальные баллоны;
■ металлопластиковые баллоны (тип 1), состоящие из металлической толсто стенной оболочки (лейнера), несущей основную нагрузку, и внешней армирующей оболочки из полимерного композиционного материала;

■ металлопластиковые баллоны (тип 2) - тонкостенный металлический лейнер и армирующая оболочка из полимерного композиционного материала типа «кокон» по всей поверхности;
■ композитные баллоны - полимерный лейнер с закладными металлическими элементами для присоединения запорной аппаратуры и силовая оболочка из композиционного материала.
В России насчитывается 4 производителя баллонов для сжатого природного газа (рассчитанные на давление 20 МПа), два из них выпускают как цельнометаллические, так и металлопластиковые баллоны (см. таблицу 2).


Такие компании, как, «Рузхиммаш» (г. Рузаевка, Мордовия) и «Оргэнергогаз» (подразделение «Газпрома»), производившие эту продукцию, прекратили выпуск автомобильных баллонов. Мелкие партии производит НПП «Маштест» (г.Королев).
Имеется пара производителей автомобильных баллонов для КПГ на Украине.
Это ОАО «Бердичевский машиностроительный завод Прогресс» и ОАО «Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича». В условиях хорошего спроса на КПГ и развитой сети газозаправочных станций на Украине производители отмечают неплохой спрос на свои изделия.
Практически все российские производители баллонов ориентированы на внутренний рынок и рынок стран СНГ, хотя завод в Орске получил международный сертификат и имеет возможность поставлять данную продукцию в страны дальнего зарубежья.
Мировая практика свидетельствует, что около 70–80 % используемых для транспортировки метана баллонов - цельнометаллические. И это несмотря на то, что использование металлопластиковых баллонов позволяет снизить вес комплекта примерно в 1,3–1,5 раза, что особо актуально при необходимости установления нескольких баллонов. Связано это с тем, что эффективные технологии производства «композитных» баллонов появились значительно позже и, конечно же, с тем, что металлопластиковые баллоны дороже цельнометаллических. Однако нужно заметить, что применение облегченных баллонов в продолжительной перспективе выгоднее из-за экономии веса машины, приводящей к экономии топлива, и повышения грузоподъемности средства передвижения - последнее особенно важно, когда речь идет о грузовом транспорте.
ГБО - газобаллонное оборудование
Кроме самих баллонов для установки их на автотранспортное средство необходимо закупать дополнительно соответствующее газобаллонное оборудование (ГБО). У владельца транспортного средства есть два варианта - купить отечественное ГБО (производства «Рязанский завод автомобильной аппаратуры», «Воткинский завод газовой аппаратуры» и др.) или импортное.
Цена вопроса
Переоборудовать автомобиль для рабо ты на КПГ - удовольствие недешевое. Так, стоимость металлокомпозитного баллона составляет около 7,5–8,5 долл./л, цельнометаллического - 7 долл./л. Таким образом, серийный металлокомпозитный баллон объемом 50 л обойдется потребителю в 400 долларов, цельнометаллический - 350 долларов, и это без учета стоимости газобаллонного оборудования. Если же планируется перевод на КПГ грузовых автомобилей или автобусов, то, в зависимости от необходимого объема, придется устанавливать несколько баллонов, что приведет к удорожанию комплекта в несколько раз. Перевод легкового автомобиля на КПГ обойдется в 1 тыс. долларов, грузового и автобусов - выше 2,0–2,5 тыс. долларов.



Стоимость автомобильных баллонов стран СНГ на 50 л для сжиженного углеводородного газа (пропанбутановая смесь) равняется 30–50 долларам, а затраты на переоборудование легкового автомобиля составят порядка 200–400 долларов, в зависимости от производителя и вида ГБО.
Окупаемость
По расчетам экспертов, с учетом цен на топливо на начало 2006 года, окупаемость автомобильных транспортных средств при переводе с бензина на компримированный газ, при среднегодовом пробеге 60 тыс. км составляет от 3 до 5 лет, в зависимости от грузоподъемности и типа автомобиля. Если учесть возросшую с начала года стоимость бензина и больший пробег автомобиля, то период окупаемости может оказаться существенно короче. Если же взять автотракторную технику, например К700 или Т150, то благодаря внушительному расходу топлива срок окупаемости составит около года.
Становится понятно, почему в западных странах и в нашей столице на альтернативное газовое топливо прежде всего переводится городской транспорт - экономия слишком очевидна и велика.
Мировой опыт
К концу 2005 года в мире насчитывалось свыше 4,6 млн автомобилей, работающих на КПГ. Несомненными лидерами среди стран в данной области являются Аргентина, Бразилия и Пакистан. Первые две страны имеют парк газобаллонных автомобилей (ГБА) свыше одного миллиона.
АГНКС - заправочные станции
Современные АГНКС должны удовлетворять следующим требованиям:
■ низкая стоимость;
■ минимальные габариты и масса;
■ простота установки и эксплуатации;
■ независимость от систем электро и теплоснабжения;
■ максимальная безопасность и комфортность условий работы обслуживающего персонала;
■ автоматизация управления станцией;
■ оперативность заправки с точностью, достаточной для коммерческого учета (до 2 %).
Производители должны быть готовы предложить заказчику достаточную номенклатуру АГНКС по производительности.

Аргентина и Бразилия располагают хорошо развитой системой автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС). Количество АГНКС, действующих в этих странах к началу 2006 года, превышало тысячу, что позволило реализовывать Аргентине около 280 млн куб. м. газа в месяц, а Бразилии - около 163 млн куб. м. Примечательно, что набольшие темпы в строительстве новых АГНКС отмечены в Пакистане и Китае, где запланировано строительство более 200 станций. Свыше 100 АГНКС строятся в Бразилии и Иране, а вот лидер по числу автомобилей, работающих на газе, - Аргентина - пока не планирует строительство новых АГНКС.
Россия и СНГ
Несмотря на значительные запасы природного газа, Россия пока уступает Украине в использовании КПГ и занимает в мировом рейтинге 12 место (см. таблицу 3).

Российский парк автомобилей, работающих на метане, оценивается примерно в 52 тысячи. Сегодня в России действует 215 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций, 87 % из которых принадлежит «Газпрому», их суммарная проектная мощность
составляет около 2 млрд куб. м/год, что позволило бы заправлять 250 тыс. автомобилей в год. Через российские АГНКС в 2005 году было реализовано 237 млн куб. м природного газа (19,75 млн куб. м/мес.).
Таким образом, загрузка имеющихся газозаправочных станций в России составляет лишь 10–15 %, но в целом за последние годы потребление природного газа автомобильным транспортом в России стабильно растет на 25–30 % в год.



Свою сеть многотопливных заправочных комплексов (МАЗК) в России создала и компания Douglas Consulting, которая не только реализует газомоторное топливо, но и предлагает полный спектр услуг по переводу автомобилей на газ. В последние годы на КПГ обратили внимание и другие нефте и газодобывающие компании. Благодаря политике «Газпрома», в схемах газификации регионов в обязательном порядке предусматривается сооружение АГНКС, на газ постепенно переводятся целые отрасли. Так, ОАО «Российские железные дороги» успешно реализует программу перевода на газ магистральных и маневровых тепловозов.
Подготавливается аналогичная программа по газификации сельхозтехники. В программе «Энергетическая стратегия России на период до 2020 года» указано, что в предстоящие годы наиболее динамично будет расти потребление моторного топлива - на 15–26 % к 2010 году и на 33–55 % к 2020 году. При этом в качестве моторного топлива в долго срочной перспективе будут использоваться наряду с традиционными жидкими нефтепродуктами сжиженный и сжатый природный газ (в эквиваленте до 5 млн т нефтепродуктов к 2010 году и до 10–12 млн т в 2020 году).
В Татарстане, нефтяном российском регионе, действуют 9 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций ООО «Таттрансгаз» суммарной производительностью 70,6 млн куб. м в год, при этом их фактическая загрузка составляет в среднем 7–8 % проектной мощности изза малого количества газобаллонных автомобилей. В 2006–2010 гг. ООО «Таттрансгаз» планирует ввести в эксплуатацию еще 11 АГНКС. Кроме того, в республике действуют десятки газораспределительных станций, способных после дополнительной установки заправочных компрессорных модулей обеспечить получение значительного количества сжатого природного газа для заправки транспортных средств. Таким образом, КПГ в России имеет неплохие перспективы.
Украина
К концу 2005 года на Украине насчитывалось около 67 тыс. газобаллонных автомобилей и 147 АГНКС. Реализация КПГ достигла 540 млн куб. м/год. Первоначально большинство АГНКС находились в ведении компании «Укравтогаз», однако затем стали появляться независимые операторы. Однако, несмотря на убедительные преимущества, полностью реализовать потенциал КПГ пока не удается. Согласно оценкам структур, работающих в газо вой сфере, Украина ежегодно может переоборудовать 20–25 тыс. транспортных средств.
Одной из вероятных причин отставания эксперты считают отсутствие на Украине современного производства металлокомпозитных баллонов. Два производителя, о которых упоминалось ранее, поставляют на внутренний рынок только цельнометаллические баллоны, да и они пока не могут полностью удовлетворить потребности рынка.
Среди задач, требующих решения, остается также развитие сети ГЗС, поддержка государства и муниципальных властей в данной сфере.
Армения
По информации министерства транспорта Армении, в настоящее время газовыми установками оснащено около 38 тыс. автомобилей, что составляет от 20 до 30 % эксплуатируемых в стране машин - довольно высокий показатель. Причина резкого увеличения использования КПГ - значительная разница между ценами на компримированный природный газ и традиционными видами автомобильного топлива. Согласно прогнозам, высокие темпы роста перевода автомобилей на газ в этой стране сохраняться и в ближайшие годы, более того, они могут достичь 20–30 % в год.
Другие члены содружества
Таджикистан переживает существенный рост потребления природного газа автомобильным транспортом. Начиная с 1997 года, после выхода соответствующего постановления правительства страны, количество АГНКС возросло к 2006 году с 3 до 53. В основном это станции не большой производительности. На сегодняшний день сеть АГНКС Белоруссии состоит из 24 АГНКС в 17 городах республики, 5 передвижных АГЗС. Обслуживаемый парк - 5,5 тыс. газобаллонных автомобилей. ОАО «Белтрансгаз» разработало стратегию расширения использования КПГ, на базе национальной программы расширения использования газа в качестве моторного топлива, и концепцию развития сети АГНКС. К 2010 году планируется довести число ГБА до 14,5 тыс. и объем реализации КПГ до 72,3 млн куб. м/год.
В Молдове и Узбекистане перевод автотранспорта на сжатый природный и сжиженный газ происходит не так быстро. Так, в Молдове насчитывается около 4,5 тыс. ГБА и лишь 8 АГНКС. В Узбекистане эксплуатируется менее 10 тыс. единиц автомобилей, работающих на газовом топливе (менее 1% от всего автомобильного парка), используется порядка 30,0 тыс.т сжиженного углеводородного газа и 70–72 млн куб. м КПГ, хотя природные ресурсы позволяют значительно увеличить количество ГБА.



Тормоз для КПГ
По мнению аналитиков рынка, существуют проблемы, мешающие более масштабному переходу на КПГ. Главные из них:
■ высокая стоимость переоборудования транспорта для работы на газе и зачастую - отсутствие для этих целей необходимых денежных средств у хозяйств, коммунальных служб и т. п.;
■ отсутствие серийного производства уже готовых газобаллонных автомо билей российскими автопроизводителями;
■ недостаточно развитая сеть АГНКС. В странах Европы пункты заправки находятся на максимальном расстоянии друг от друга в 30 км, а в РФ имеются трассы, где на тысячи километров не насчитывается ни одной АГНКС.

Кроме того, приходится решать и вопросы высокой степени износа (особенно по резерву двигателей) автопарка муниципальной собственности и госструктур, неподготовленность персонала во многих региона РФ к обслуживанию автомобилей, работающих на КПГ. В России ограничено число компаний, имеющих сертификаты и способных переоборудовать транспортные средства для работы на КПГ, своевременно освидетельствовать автотранспортное средство с ГБО. Эта проблема особенно актуальна для регионов.
Перевод транспорта на природный газ - задача несомненно важная и при разумном подходе экономически выгодная, однако решение ее возможно только при непосредственном участии соответствующих ведомственных организаций и поддержке государства.

России, имеющей крупнейшие в мире запасы природного газа, непозволительно не воспользоваться ситуацией для популяризации КПГ и возможной замены традиционных видов топлива.

Сергей Ким Октябрь 2006

P.S. От себя могу добавить, что муж моей родственницы, работающий таксистом уже более 15 лет, постоянно переводит свои вновь купленные машины на метан и после переделки стоимость топлива для пробега машины снижается примерно в 3 раза по сравнению с бензином.

Это, так сказать, непосредственный опыт.