Хищение нефти. Методика расследования хищения нефтепродуктов. Присосались к трубе

Теневой рынок нефти и нефтепродуктов, который, казалось бы, поутих в 2006-2008 годах, вновь набирает обороты. Пока одни ропщут на нефтяные компании и государ­ство, заливая в бак автомобиля вечно дорожающее топливо, другие ищут способ не только сэкономить, но и подзаработать. Нефть и нефтепродукты попросту воруют. Такой «серый» неф­тяной бизнес способен озолотить хозяина всего за несколько дней. Если не воровать самому, то можно такое «серое» «черное золото» перерабатывать или продавать - тоже доходное дело. Смекалке и наглости «жуликов» (именно так их называют сотрудники правоох­ранительных органов) можно только подивиться.

Мексика предприняла шаги по ужесточению санкций в отношении лиц, осужденных за кражу сырой нефти, но маловероятно, что эти меры значительно повлияют на распространенность этого преступления и его популярность для организованных преступных групп. Рост нефтяного краж связан с его растущей популярностью среди организованных преступных групп, особенно Зет. Тем не менее, последние статистические данные показывают, что такая практика имеет место, например, в Мексике и Гуанахуато. Негативные последствия кражи нефти в два раза.

Преступление без наказания

Это не только помогает увеличить прибыль для насильственных преступных групп, но и подрывает успех того, что, возможно, является самым важным учреждением в Мексике, основным источником доходов и развития правительства. Хотя желание правительства защитить нефтяную промышленность понятно, более жесткие санкции вряд ли окажут более чем незначительное влияние. что повышение вероятности быть пойманным и наказанным является более эффективным сдерживающим фактором для преступников, чем повышение тяжести наказания.

Теневая нефтянка, как и легальная отрасль, - многоуровневая система. Здесь есть свои нефтедобытчики, они выкачивают «черное золото» не из земли, а из чужой трубы. Есть нефтепереработчики, владеющие нелицензионными мини-НПЗ, в народе - «самоварами». Не обошлось без сбытовиков, на заправке которых можно залить в бак АИ-93 (особая марка топлива), и мелкая розница, промышляющая сливом топлива, например, из трактора в грузовик. Отдельный подвид - нефтепродуктодобытчики, которые стремятся врезаться в соответствующий трубопровод. Картину дополняют покупатели - водители грузовых автомобилей, особенно дальнобойщики, небольшие сельскохозяй­ственные компании и экономные владельцы отечественных автомобилей.

То есть, Мексике было бы лучше подвергать 90 процентов нефтяных воров до года в тюрьме, чем подвергать 10 процентов нефтяных воров до пятидесяти лет лишения свободы. К сожалению, мексиканские власти не смогли добиться достаточного прогресса на этот счет, несмотря на значительное увеличение числа арестов.

В то же время неясно, что аресты привели к осуждению и тюремному заключению. Кроме того, даже ограничивая анализ только арестами, наказание было ограничено другими способами. Другими словами, власти не смогли решить ключевые факторы, лежащие в основе этой преступной деятельности.

По дешевке и мелкими партиями

Самые мелкие криминальные нефте­денежные ручейки протекают от потребителя к потребителю. Тут способ простой - сэкономить и списать лишнее, то есть надуть собственника транспортной компании. Топливо водителям грузовиков обычно оплачивает фирма, предоставляя для этих целей специальные талоны или отдельную пластиковую карту. Схема подзаработать простая: договориться с кассиром на АЗС, который проведет платеж, к примеру, на 500 л (объем бака грузовика в зависимости от модели 200-900 л). При цене дизтоплива 24,8 руб. за литр на 8 июля 2011 года с карты списывается 12 400 руб., а по факту в бак заливается 420 л. Разница за недополученный дизель возвращается водителю на руки, правда, не в полном объеме. В таком примере вместо 1984 руб. он получит 1600 руб. (по 20 руб. за литр). «Потом эти «лишние» 80 л продаются за наличные какому-нибудь постоянному покупателю, но по 23 руб., скажем. Навар небольшой, но смотря сколько таких клиентов и какие объемы оборачиваются», - рассказывает РБК daily собеседник, не понаслышке знакомый с такой схемой.

Посягают меньше, а тащат больше

К сожалению, эти новые меры не остановили поток украденного масла - ни денег, которые он вкладывает в казну преступных групп. Может быть, снижение уровня прибыли лишь стимулирует более криминальную активность, учитывая легкость, с которой эти группы могут увеличить свою деятельность. В любом случае, самая последняя идея Мексики по борьбе с этой проблемой явно недостаточна.

Мэтью покачал головой, когда он полетел вертолетом «Шелл» над дельтой Нигера. Трудно понять, почему сначала, потому что мангровые болота сразу внизу выглядят как первозданное и пышное сочетание зеленого и синего. Но при ближайшем рассмотрении большой объем водных артерий, пересекающих дельту, покрывается жирный фильм.

Топливом торгуют и между собой: у кого осталась пара лишних литров - продает другому. Так происходит не только с грузовыми авто, но и с другими видами транспорта, передвигающимися на таком же виде топлива. «У нас комбайны на ворованном не ездят, да и откуда нам взять, от нас труба далеко, - говорит один из аграриев Тамбовской области. - Наши, наоборот, сами продают, что в поле сэкономить смогут. В основном дальнобойщикам».

И, пытаясь приблизиться к земле, есть явные признаки разливов нефти и пожара на земле, которая обуглила и смочила окружающую среду. Местные жители и синдикаты организованной преступности крадут нефть, распивая в трубы и выкапывая ее в часто запутанном процессе, известном как бункеровка. И практика растет.

«Они разрушают каждую часть леса - смотрят, что они только начали там работать», - говорит отчаянный Мэтью через микрофон с гарнитурой, который заглушает шум лопастей вертолета. Он указывает ниже на захудалую смесь разлитого масла и обугленной земли, которая возникает, когда нефть очищается, нагревая ее в самодельном устройстве, изготовленном из ствола и некоторых труб. Результирующее низкокачественное топливо, как правило, используется для заправки дизельных двигателей, которые обеспечивают большую часть прерываемого источника питания в регионе.

У водителей бензовозов свои криминальные горизонты. Можно договориться с тем, кто стоит на «пистолете» и заполняет цистерну, залить ее не до отсечки, а по самое горлышко. Водитель автоцистерны порой даже не знает, что везет ворованное топливо, продолжает собеседник. Это в том случае, когда база-приемщик и отправитель договариваются напрямую. По документам вроде бы залили один объем, а по факту привезли больше. Расчет опять же за наличные. На нефтебазе потом уже не разберешься, где бензин криминальный, а где легальный, поэтому и продают его как по рыночной цене, так и со скидкой. Причем скидка может быть ниже так называемой себе­стоимости левого топлива, когда, скажем, нужно быстро освободить емкости для новой партии.

Слева, направо, повсюду. Незаконная деятельность повсюду, - добавил Мэтью, когда он вылетел группой журналистов по тщательно спланированной экскурсии по нефтяным разливам, связанным с кражей. Некоторые из них высаживаются для продажи или использования на месте, а некоторые загружаются на грузовики и перевозятся через Нигерию.

В этих случаях баржи опрокидывают свой черный жидкий груз на более крупные суда, пришвартованные у берегов и предназначенные для жаждущих азиатских рынков, таких как Сингапур. Хотя у него нет доказательств, компания подозревает, что организованные преступные группировки из Восточной Европы занимают центральное место в нефтяной ракетке, которая становится все более изощренной. Хуже того, спросил, встает ли бункеровка, Митиу Суньмону, председатель Нигерийской операции «Шелл», говорит: «В моем сознании нет никаких сомнений».

Транспортным компаниям продают «серый» дизель исходя из минимально объема 5 т. «Мы потребляли около 4-5 т в неделю, по весне цена составляла 15 руб. за литр, - на условиях анонимности рассказали РБК daily в одной из небольших логистических компаний. - Сейчас цена 16-17 руб. за литр (в среднем по стране на начало июля 24 руб. за литр. - РБК daily), но мы ездим теперь на легальном: канал перекрыли». Дело в том, что правительство продвигает идею контроля передвижения опасных грузов, для этого в том числе бензовозы оборудуют системой контроля передвижения ГЛОНАСС/GPS. Так, например, в компании «ЕКА-Транс» заверили, что весь их автопарк уже снабжен такими системами мониторинга. Что касается пломбирования цистерны - это зависит от условий каждого конкретного контракта, добавили в компании.

Если нам не удастся обуздать эту тенденцию, мы непреднамеренно предоставим этим преступникам возможность завладеть нашими областями местного управления, а затем они перейдут к руководству штатами, поскольку у них теперь есть ресурсы, чтобы решить, кто придет к власти. Однажды мы сможем, а также проснуться, чтобы обнаружить, что они захватили всю страну, - сказал он.

В разговорах с руководителями «Шелл» в Порт-Харкорте, центре нефтяной промышленности страны, появляется множество теорий о том, почему кража нефти находится на подъеме. «Это, безусловно, очень расстраивает», - сказал г-н Суньмону.














Непревзойденная также средняя сумма ущерба в размере 096 евро.

Системы слежения усложняют схему хищений: теперь нужно делиться и с оператором, который подправит или закроет глаза на изменение маршрута, парирует собеседник РБК daily. Особо изобретательные жулики научились сливать топливо с цистерны прямо на ходу. «Техника сродни дозаправке самолета в воздухе», - смеется другой рассказчик.













Все остальные статистические данные можно найти в нашей галерее. В прошлом году сети, которые занимались незаконной добычей нефти, причинили убытки, превышающие 000 миллионов песо. И за последние два года государственную нефтяную компанию ограбили от 000 баррелей, особенно от нефтепроводов Трасандино и Каньо-Лимон-Ковеньяс.

«Были времена, году в 2005‑м, когда с Московского НПЗ на одну только стоянку у МКАД перекачивалось до 40 т «серого» топлива в сутки. Последние года два-три тихо - кислород перекрыли. По крайней мере я о подобном давно не слышал», - говорит один из водителей бензовозов, работающих с заводом. «После получения контроля над МНПЗ «Газпром нефть» поменяла службу безопасности завода. Сейчас мы видим положительные результаты», - заявили в пресс-службе нефтяной компании.

Криминальные сети, получающие прибыль от этой деятельности, являются бедствием трубопроводов и полипроводов, из которых они добывают сырую нефть через нелегальные клапаны. В прошлом году увеличились потери от кражи нефти. Среди банд, которые истекают нефтяными компаниями, выявили поддельные компании. У него было под командованием 25 человек, которые подписали других преступников, чтобы извлечь из этого механизма масло, которое Экопетрол перевозил через Среднюю Магдалену. Эта практика была раскрыта после долгой тайной работы, которая позволила захватить Джарамильо в мае прошлого года.

«Если послушать разговоры в эфире, дальнобойщики только и речи ведут, что «куплю-продам дешевую солярку», - рассказывает глава Межрегионального союза водителей-профессионалов Александр Котов. - Их можно понять: когда машина потребляет 40 л на 100 км, а у хозяина в парке, скажем, 20 машин, при нынешней-то цене!» Но сам г‑н Котов крайне негативно высказывается о такой практике. Пока есть «серый» рынок - эту проблему замалчивают, считает он. «Если бы все вынуждены были ездить на легальной солярке, давно бы начались массовые забастовки, федеральные трассы бы перекрыли. Может, государ­ство и начало бы принимать реальные меры», - уверен г-н Котов.

«Капо» сырой был приговорен к 49 месяцам лишения свободы и выплате 452 миллиона песо, и был инициирован против него процесс исчезновения владения его товарами. Мы обнаружили очень важный в Картахене, и очень скоро будут очень позитивные результаты, - сказал чиновник.

Но нефтепроводы не только пострадали от бумажных фирм. В этих регионах похищенное масло используется для переработки кокаина, что наносит серьезный ущерб экосистеме. В рамках совместных усилий между Общественными силами, Прокуратурой и Экопетролом нам удалось сократить кражу углеводородов.

Присосались к трубе

Настоящие «нефтяные реки, денежные берега» там, где тянутся магистральные трубопроводы «Транснефти». Промышляют нелегальными врезками в нефте­проводы в основном в Поволжье и на Кавказе (см. график). «В Дагестане доходило до смешного: врезку могли подарить на свадьбе в качестве приданого, такой вот семейный бизнес», - вспоминает сотрудник «Транснефти». В 2010 году ущерб, причиненный незаконными проникновениями в магистральный нефтепровод (МН), составил более 100 млн руб., пояснили в пресс-службе компании.

В этом году власти разобрали три из этих организаций, посвященных хищению углеводородов, захватив 49 человек. Они специализировались на переработке нефти для переработки коки в Кататумбо и Нариньо. Другая форма кражи связана с рафинированными углеводородами, которые извлекаются из полидуктов.

Каков сценарий кражи углеводородов в стране? Какие методы выдвинуты, чтобы противостоять этому преступлению? Мы начинаем с криминального анализа и сопоставления преступления с целью установления связи между подозреваемыми, конфискованными пунктами, финансовыми транзакциями и использованиями держателя прокси, среди прочего, и тем самым генерируем стратегию атаки.

«В начале 2000-х был полный беспредел, - вспоминает бывший сотрудник охраны нефтепровода в Самарской области. - У нас на стене висела карта, на которой красными точками были обозначены врезки в трубу, - там места пустого не было». Воровали в промышленных масштабах, на территории Самар­ской области работали четыре преступные группировки. «Потом «Транснефть» забеспокоилась, установили системы контроля, заключили договор с МВД и местным отделением вневедомственной охраны (ОВО). Постепенно воровать стали меньше», - добавляет собеседник.

Как они действуют на земле? В Дижине была создана специальная группа для кражи углеводородов. Они проникают в организации, завоевывают доверие боссов и получают информацию из первых рук, которая служит для их судопроизводства. Мониторинг вовлеченных лиц и мониторинг определенных пунктов, хотя и старая тактика, являются фундаментальным инструментом в исследованиях.

Присосались к трубе

Мы поддерживаем процессуальную связь и с Прокуратурой открываем расследования, направленные на прекращение права собственности на коммерческую недвижимость, жилые помещения или объекты, используемые для приема, хранения и коммерциализации углеводородов.

Данные «Транснефти» это подтверждают. «Проводимая совместная работа службы безопасности и правоохранительных органов позволила в период с 2005 по 2009 год на 70,5% сократить количество краж нефти из магист­ральных нефтепроводов (с 932 до 275), а на магистральных нефтепродуктопроводах (МНПП) число криминальных врезок снизить более чем в два раза (с 558 до 262)», - говорят в компании.

Какая поддержка видных прокуроров? Он не получил эти деньги по двум причинам: судья считал, что полугосударственный не предоставил достаточных доказательств для доказательства преступления или не мог собрать деньги, которые необходимо было восстановить. Он не раскрыл название офиса. Любой иск против обоих был отклонен Судом.

По дешевке и мелкими партиями

У них не было достаточного количества доказательств. Все было основано на подозрении, никогда не было доказательств. В июле прошлого года «Политическое животное» запросило информацию о прозрачности судебных процессов, которые уже были завершены к тому времени.

«Врезаться стали меньше, но и ловить стало труднее, - поясняет действующий сотрудник такого ОВО. - Технологии на грани фантастики. Врезаются в трубу под землей, причем даже снизу строят отвод, аж километров на десять бывает». Особенность в том, что врез делается так, чтобы падение давления в магистрали было в пределах нормы. Тянут отвод обычно либо сразу на мини-НПЗ, который также работает нелегально, либо в нефтехранилища. Последние с виду обычная дача: огороженный участок, домик, а под ним резервуары для нефти. Туда-то ночью и подъезжают бензовозы (на сленге охраны - «бойлеры»), это их и выдает, если местные жители увидят.

«Даже если докладывают о падении давления, попробуй эту врезку найди», - вторит отставной коллега. Их маскируют под километражные столбы или делают врезку прямо в вантузном колодце. К тому же трубопровод длинный, объезд его осуществляется по определенному маршрутному листу. Пока доберешься до места врезки, там и след простыл. «У жуликов есть свои люди почти везде. Мы слышали, как водителю нашей охранной машины по телефону кто-то звонил, перечислял номера маршрут-листов с какими-то комментариями, - вспоминает собеседник. - Из динамика слышен мужской голос, а водитель ему: «Мам, я перезвоню». Ну тут все понятно. Можно было спокойно спать в машине: туда, где воруют, нас сегодня не довезут».

В среднем один «бойлер», груженный ворованной нефтью (20-тонная цистерна наполняется около 25 минут), - это примерно 200 тыс. руб. прибыли. За ночь бандиты могли заработать до 3 млн руб. «Задержали одного, так у него из бардачка деньги пачками вываливались», - негодуют охранники. Говорят, не раз предлагали взятки. «Большие, 100-300 тыс. руб., - отвечает один. - Да я не взял. Возьми - и ты уже на них работаешь. Зачем мне это? «Транснефть» нам за задержание платила. Меньше, конечно, но при нашей зарплате это существенная прибавка». Меньше - это около 1,5-3 тыс. руб. в зависимости от того, вместе с машиной или без нее. Зарплата, говорят, 15 тыс. руб. (выходит, премия - 10% от оклада).

Премий, как и задержаний, с 2008 года почти нет, но радоваться рано. «Как цены на топливо пошли вверх, началась новая волна. В нефтяной трубе большую врезку нашли этой весной, а сделали ее предположительно осенью 2010-го. А в МНПП буквально вчера нашли, но оттуда качать не начали, не успели. Еще, наверное, не устранили», - говорит действующий сотрудник. «Динамика краж нефти вновь приобрела тенденцию к росту. В 2010 году на МН обнаружено 313 несанкционированных врезок, что на 13,8% больше аналогичного периода прошлого года», - подтвердили в «Транс­нефти».

Свеженькая врезка находится в паре десятков метров от оживленной трассы. Присмотревшись, ее можно увидеть с моста. Прямо под этим мостом заправка, где можно по бросовым ценам заправиться А-76 и АИ-93 (см. фото). Логистических затрат никаких. Врезку запаяли (над землей красуются ее остатки), а поле вдоль трубы перепахали в поисках других. А вот заправка удивления ни у кого, видимо, не вызвала - возле бензоколонки на солнышке спокойно сидят хозяева в ожидании клиентов.

Украсть по пути

«На НПЗ ЛУКОЙЛа хищений нет. Нет даже такой технической возможности», - говорят в компании. По словам представителя ЛУКОЙЛа, основной ущерб происходит при перевозке на РЖД, но если правоохранительные органы задерживают воров, то сотрудников ЛУКОЙЛа среди них не бывает. «Объемы хищений - десятые доли процента производства бензина. Если прибавить дизтопливо - сотые доли процента. ЛУКОЙЛ страхует железнодорожные поставки», - добавляет он.

В мае 2010 года на станции Горьковской железной дороги, вблизи которой расположен НПЗ ЛУКОЙЛа, была задержана преступная группа, длительное время похищавшая из цистерн бензин, сообщил РБК daily начальник отдела охраны грузов ФГУП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ» Юрий Никоноров. По его словам, за первое полугодие текущего года было зарегистрировано семь краж нефтепродуктов из железнодорожных цистерн в пределах 3-5 т каждая.

В 2006 году в перечень охраняемых ведомственной охраной объектов внесли дизтопливо, тогда убытки от хищений доходили до 20 млн руб. в год, ежегодно совершалось до 100 краж. В 2009 году к списку прибавили еще и топливо для реактивных двигателей. «В год нашими сотрудниками сопровождается около 1,5 млн цистерн», - добавляет г-н Никоноров. В основном хищения происходят еще в самом начале пути - на станции около НПЗ, где осуществляется формирование грузов. «В 90-е годы вокруг станции Татьянка в Волгоградской области пришлось выкапывать рвы, чтобы исключить несанкционированный подъезд к ней бензовозов», - вспоминает собеседник.

Проблема хищений на железных дорогах действительно существует. Однако говорить о том, что они носят глобальный характер и наносят непоправимый ущерб грузовладельцам, не приходится. В любом случае грузоотправитель имеет возможность как застраховать свой груз, так и обеспечить его сопровождение охраной, - говорят в пресс-службе РЖД.

Охота на НПЗ

Самая ироничная схема сбыта украденной нефти - продать ее обратно «Транснефти». Например, купил кто-то лицензию, поставил одну качалку у себя на участке, которая может и не работать вовсе, а по документам выходит, что добывается столько-то тонн в сутки. Недостающие тонны выкачиваются из трубы и вполне легально сдаются обратно в трубу. Но чаще всего «серое» «черное золото» поставляют мини-НПЗ.

Настоящая охота на «самовары» началась с легкой руки главы «Газпром нефти» Александра Дюкова, который в начале 2010 года пожаловался на нерадивых переработчиков президенту Дмитрию Медведеву. С тех пор Ростехнадзор проводит уже вторую волну проверок таких предприятий. «По состоянию на июль 2011 год проведены контрольно-надзорные мероприятия в отношении 291 предприятия, расположенного на территории 53 субъектов РФ. 68% предприятий осуществляли на момент проверки деятельность в режиме остановки. 90% не имеют необходимых средств контроля, 82% - материальных и финансовых ресурсов для ликвидации аварий и их последствий», - сыплет цифрами курирующий этот вопрос сотрудник правительства. Всего за время проверок Ростехнадзор оштрафовал мини-НПЗ на... 7 млн руб.

Самый распространенный способ уйти от проверки - не прислать официального представителя, поясняет источник в Ростехнадзоре. На проходной выставляется охрана, которая не пускает чиновников на территорию, так как это чужая собственность и нужны соответ­ствующие санкции. «Другая ситуация: мы приезжаем, а завод якобы не работает, все песочком присыпано. И неудивительно - проверка проводилась от региона к региону. Естественно, как только узнали, что к одним пришли, остальные уже в курсе», - продолжает он. По его словам, доказать, что завод работает на ворованной нефти, практически невозможно, но результаты многих контрольных проверок показывали: сырье завода тех же химических свойств, что и нефть в ближайшей трубе. Но это косвенная улика.

«Очень сложно определить, собирается ли предприниматель, покупающий оборудование для переработки углеводородов, работать легально или нет, собирается ли строить завод по проекту, прошедшему госэкспертизу. Но в процессе разговора с потенциальным клиентом можно понять, насколько серьезно он относится к этому бизнесу. Нам доводилось даже отказывать покупателям, которые вызывали серьезные подозрения», - поясняет генеральный директор «Рей-Ойл» (Краснодар) Юрий Кинев.

По его словам, сейчас законодательство достаточно проработано, но сложности все еще есть. Особенно на стадии экспертизы проекта. Проект мини-НПЗ представляет 1,5-3 тыс. листов чертежей и различных текстовых документов. «На этом этапе придраться можно к чему угодно», - говорит он. Стоимость создания проекта может составлять от 3 млн до 35 млн руб., а на согласование уходит до полугода. Плюс строительство - в среднем создание одного мини-НПЗ занимает год. Средняя цена мини-НПЗ объемом переработки 200 куб. м в сутки с резервуарами для хранения сырья и готовой продукции на семь-десять дней - около 68-110 млн руб. Учитывая необходимые оборотные средства 1-2 млн руб. в сутки, очевидно, что это бизнес с достаточно серьезным входным барьером. Конечно, у некоторых может возникнуть желание обойти закон и сэко­номить, построив где-нибудь подальше от глаз «серый» заводик без всяких согласований, подыскать самого дешевого поставщика и хорошенько заработать.

Государство против

На вопрос, что делать, традиционно однозначного ответа не находится. Большинство собеседников РБК daily, упоминавшихся в этой заметке, сходятся на том, что человеческий фактор непобедим. По некоторым данным, «Татнефть» в свое время решила эту проблему так: если кого-то из сотрудников ловили на воровстве, увольняли не только его, но и всех членов его семьи. Насколько действенным был такой способ, неясно, в компании на запрос РБК daily не ответили. Промолчали также представители «Роснефти» и «Башнефти».

«Эффективным инструментом борьбы с хищениями является существующая в ТНК-ВР система материального поощрения лиц, предоставивших информацию, позволившую предотвратить или возместить ущерб активам компании. Вознаграждение может составить до 10% от суммы предотвращенного или возмещенного ущерба», - говорят в компании.

«Воруют то, на что есть спрос. В 80-е годы больше всего воровали винно-водочные изделия, обувь, одежду, радио- и телеаппаратуру, комплектующие автомобилей. В настоящее время - некоторые виды продовольственных товаров, табачные изделия, цветные металлы, нефтепродукты и прокат черных металлов», - говорят в ФГУП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ».

В «Транснефти» также считают, что определяющим фактором, от которого прямо зависит динамика преступных посягательств на объекты ТЭК, является наличие криминального рынка нефти и нефтепродуктов. «В условиях высоких цен на сырую нефть и продукты ее переработки практически вышла из-под контроля государства деятельность предприятий и организаций, занятых в сфере хранения, транспортировки и переработки углеводородного сырья», - заявили в компании.

Правительство, понимая, что все шишки валятся на него, в середине прошлого года даже разработало программу «Нефтеконтроль» (см. «ФСБ узнает все секреты нефтяников» в РБК daily от 15.11.10). Правда, какими темпами идет ее реализация, выяснить так и не удалось. «Не замечаем мы, чтобы что-то делалось, новых людей к нам не берут, зарплату не повышают, даже про сокращения поговаривают», - рассказывают самарские сотрудники МВД, сопровождающие охранников трубопроводов.

Отдельного состава преступления, под который можно было бы подвести хищение нефти, в Уголовном кодексе РФ нет. Поэтому подобные преступления расследуются по ст. 158 УК «Кража», ч. 3 пункт Б, предусматривающей наказание «штрафом в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет либо без такового».

Являясь одним из элементов криминалистической характеристики, способ совершения преступления связан с предметом преступного посягательства, обстановкой преступления, личностью похитителя и отражается в механизме следообразования. Способ совершения преступления при кражах нефтепродуктов имеет, на наш взгляд, ряд особенностей, позволяющих выделить этот вид преступлений среди других хищений.

Данные о способе совершения преступления содержат «наибольший объем криминалистической информации, позволяющей быстрее и правильнее сориентироваться в сути происшедшего в целом и его отдельных обстоятельствах, круге лиц, среди которых следует искать преступника, наметить оптимальные методы раскрытия преступления» Васильев, А.Н., Яблоков Н.П. Предмет, система и теоретические основы криминалистики [Текст] / А.Н. Васильев, Н.П. Яблоков М., 1984.-С.118.

И.Ф. Герасимов представляет способ совершения преступления как «обусловленный (детерминированный) рядом субъективных и объективных факторов комплекс действий субъекта (субъектов) по подготовке, совершению и сокрытию преступного деяния» Герасимов, И.Ф. Криминалистика: Учебник [Текст] / И.Ф.Герасимов, Л.Я. Драпкин. М.,1994. С.ЗЗ 1-332.

В определении, предлагаемом проф. Г.Г. Зуйковым, еще в большей степени прослеживается связь способа совершения преступления с иными элементами криминалистической характеристики, что позволяет системно подойти к рассмотрению этого вопроса Зуйков, Г.Г. О способе совершения и способе сокрытия преступления [Текст] / Г.Г. Зуйков // Сб. науч. тр. Иркутск. 1982. С.56-64.

Авторы делают упор на определение поведенческих особенностей преступника при совершении им преступных действий (до, в момент, после фактического момента преступления), основанных на влиянии внешних факторов. Таким образом, сведения о способе совершения преступления можно охарактеризовать как комплекс конкретных действий, субъективно осмысленных лицом объективно обусловленных обстановкой, направленных реализацию преступления (подготовку, совершение преступления, сокрытие его следов). Применительно к хищениям нефтепродуктов способ совершения преступления можно представить как комплекс конкретных действий (законных и незаконных) по переводу в свою собственность не принадлежащих ему нефтепродуктов, выполненных преступником на основе его личных убеждений, продиктованных объективной реальностью. Как ни странно, но действия, например, по подготовке могут являться законными. Речь идет об изготовлении различных преступлений, их перевозке.

Подготовка к совершению преступления представляет особый интерес с точки зрения оценки преступного замысла лица. Создавая возможные мысленные модели противоправного деяния, учитывая возможные варианты, влияние внешних факторов, преступник пытается облегчить себе условия для совершения преступления. На этой стадии формируется замысел о преступлении, который затем воплощается в действительность путем выполнения комплекса определенных действий, направленных на достижение преступного результата. В рассматриваемом нами виде преступлений - кражах нефтепродуктов при их хранении и транспортировке - подготовка к совершению преступления имеет характерные особенности, так как включает обязательное приискание (использование) емкости для перемещения предмета преступного посягательства. На стадии подготовки к совершению преступления определяется и сам способ преступления, который представляет логическое продолжение стадии подготовки.

В Восточно - Сибирском регионе особенность способа определяют многие факторы: наличие большого числа мест добычи нефти, ее переработки, транспортировки, технологической дислокации.

Способ совершения в случае с хищениями нефтепродуктов представляет собой определенную последовательность действий, которая включает в себя изъятие нефтепродуктов именно из хранилища. Процесс изъятия при краже будет иметь ряд отличий от иных видов хищений (наиболее ярко это прослеживается при кражах совершаемых путем несанкционированной «врезки» в нефтепродуктопроводы, а также при устройстве «отвода» для хищения нефтепродуктов). Изъятие (относительно хищения) - «это противоправное извлечение, вывод, удаление и любое другое обособление имущества из владения собственника с одновременным переводом его в фактическое незаконное физическое обладание преступника» Скуратов, Ю.И. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. (Особенная часть) [Текст] / Ю.И.Скуратов и В.М. Лебедев. М, 1997. С.116. При краже нефтепродуктов изъятие осуществляется в форме перемещения (перелива, перекачки) предмета преступного посягательства (продуктов переработки нефти) в заранее приготовленные преступниками емкости. При этом зачастую используются вспомогательные технические средства (насосное оборудование, устройства для контроля за процессом слива нефтепродуктов, подъемные механизмы и т.д.). Для обеспечения изъятия, в отличие от иных видов хищений, используется самодельное устройство (приспособление), предназначенное для контроля над процессом перелива нефтепродуктов из трубопровода, где они транспортируются под давлением, в заранее приготовленные емкости.

Под хранилищем понимаются хозяйственные помещения, обособленные от жилых построек, участки территории, магистральные трубопроводы, иные сооружения независимо от форм собственности, которые оборудованы ограждением либо техническими средствами или обеспечены иной охраной и предназначены для постоянного или временного хранения материальных ценностей прим.3 ст. 158 УК РФ.

Место (хранилище), из которого чаще совершается хищение По материалам расследования отдела по расследованию преступления в сфере топливно-энергетического комплекса ССО ТЭК при ГСУ при ГУВД по Иркутской области за 2008-2009 годы:

1. Нефтепровод - 64%

2. Железнодорожная цистерна - 18%

3. Хранилища, емкости, резервуары - 18%

4. Склады предприятий и организаций - 0%

5. Топливные баки транспортных средств - 0%

6. Танк нефтепроводного судна - 0%

7. Места аварийных разливов - 0%

В связи с тем, что в большинстве случаев хищения совершались из нефтепроводов, можно сделать соответствующие выводы о подготовке.

Одной из характерных особенностей данного вида преступлений является обязательное использование преступниками емкостей для перемещения похищенных нефтепродуктов (это могут быть заранее приготовленные либо стандартные емкости для хранения нефтепродуктов).

«Врезка», то есть несанкционированное проникновение в тело нефтепровода, равно как и в другого хранилища представляет собой отверстие (повреждение) в корпусе нефтепродуктопровода или иного хранилища, забитое «чопом» из любого материала (дерево, резина и т.д.), либо оборудованное отводом и краном. В случае повышения давления в магистральном трубопроводе при «прокачке» продукта подобная «заглушка» может быть разрушена, поэтому такой способ наиболее опасен, с точки зрения причиняемого имущественного ущерба, т.к. может послужить причиной технологической аварии или экологической катастрофы.

Подготовка к данному преступлению выражается в предварительной разведке места, наиболее удобного для устройства «врезки», выяснению вида транспортируемого продукта и графика «перекачки», подготовке емкостей для похищенного и транспорта для доставки в места укрытия, приискании инструментов для повреждения трубопровода и монтажа «врезки». Целостность стенок хранилища, хотя они и выполнены из специальных материалов (металла, резины и т.д.), преступниками легко нарушается при помощи различных сверлильных устройств, а иногда сильного удара ломом.

Разновидностью «врезки» является более сложная процедура присоединения к магистрали нефтепродуктопровода через специально изготовленное устройство, предназначенное для контролируемого слива нефтепродуктов через шланг, с последующим совершением хищения.

При подготовке данного преступления заранее выбирается место, где будет устроена «врезка», которое, как правило, характеризуется удаленностью от дорог, наличием объектов, ограничивающих прямую видимость (неровности ландшафта, обильная растительность и т.д.). Заранее подготавливаются инструменты и приспособления для выполнения «врезки», в том числе соединительные шланги для перекачки нефтепродуктов, емкости и средства транспортировки.

Как правило, присоединение к магистрали или хранилищу происходит при помощи высверливания отверстия и вбивания или вкручивания отрезка металлической трубы или шланга с присоединенным краном. Однако существуют и более «квалифицированные» способы совершения «врезки», когда на трубопровод наваривается или прикрепляется иным способом пластина из металла с установленным на ней шаровым краном, через который впоследствии, путем введения сверла, проделывается отверстие в корпусе нефтепродуктопровода. Данный вид «врезки» является более сложным в техническом плане и выполняется на магистралях с большим объемом перекачки нефтепродуктов. Подобная «врезка», как правило, используется для совершения повторных хищений. Поэтому, предпринимаются действия по ее тщательной маскировке (например, само устройство врезки монтируется в технологическом колодце либо под поверхностью грунта и т.д.). Как показывает анализ практики, с учетом отдаленности места несанкционированной врезки от дороги преступники зачастую пренебрежительно относятся к сокрытию следов. В таких случаях на факт совершения кражи из магистрального трубопровода указывают следы, оставленные на месте происшествия: слесарные инструменты, противогазы, спецодежда, следы транспортных средств, разлив нефтепродуктов, повреждение пломб, неисправность задвижек и технологических заглушек на трубопроводе, проломы в ограждениях и т.д. Обнаружение и фиксация подобных следов при осмотре места происшествия, дает информацию о механизме произошедшего события.

Кража, совершаемая посредством устройства «отводов» от хранилищ нефтепродуктов и трубопроводов - присоединению к хранилищу или трубопроводу дополнительной несанкционированной магистрали с целью совершения неоднократных хищений. Подобным способом совершаются хищения нефтепродуктов лицами, настроенными на систематические кражи, для чего ими используются более сложные, по сравнению с «врезкой», технические приспособления и специальные емкости для накопления нефтепродуктов. Данный способ совершения преступления является разновидностью «врезки», однако основное их отличие в том, что при «врезке» нефтепродукты непосредственно похищаются из трубопровода, а при «отводе» скапливаются в емкости, удаленной от магистрали, и в удобное время вывозятся похитителями.

Несанкционированный «отвод» хорошо маскируется преступниками и позволяет совершать хищения небольшими объемами в течение длительного периода. Факт подобной кражи сложно установить, так как падение давления в магистрали (что является основным признаком, указывающим, например, на «врезку») может оказаться незначительным. «Врезка» и «отвод» могут комбинироваться в зависимости от ситуации. Так, на 847 км магистрального трубопровода «Омск - Иркутск» группа лиц соорудила квалифицированную врезка, замаскировано провела отвод на 67 метров от места врезки, в том числе провела трубу под федеральной трассой М-53 и в течении длительного времени совершала перелив нефти через отвод в автоцистерны По материалам расследования отдела по расследованию преступления в сфере топливно-энергетического комплекса ССО ТЭК при ГСУ при ГУВД по Иркутской области за 2008-2009 годы. Действия, направленные на сокрытие факта устройства «отвода», выражаются в маскировке места, где он присоединен к трубопроводу и на всем его протяжении до места, где находится емкость. Указанные емкости, в которых скапливаются нефтепродукты, находятся, как правило, под поверхностью грунта, в лесопосадках, строениях, хозяйственных постройках, на территории хозяйственных дворов различных предприятий, т.е. там, где невозможно случайно обнаружить место «слива». Обусловлено это тем, что использование естественных особенностей ландшафта, окружающего магистральный трубопровод, значительно облегчает маскировку несанкционированной «магистрали», затрудняя ее обнаружение и демонтаж.

Говоря о краже путем перелива нефтепродуктов в приготовленные заранее емкости (простая кража с элементом подготовки), следует помнить, что подготовка к совершению преступления этим способом заключается в организации разведки. Устанавливаются места локализации цистерн с нефтепродуктами на железнодорожной станции; выясняется расположение пробоотборных кранов; разыскиваются несанкционированные «врезки», выполненные другими лицами; выявляются места стоянки транспорта перевозящего нефтепродукты, и др. Обязательно подготавливаются емкости и шланги для слива, а также инструменты (гаечные и газовые ключи).

Наиболее часто данным способом совершаются преступления при транспортировке нефтепродуктов железнодорожными цистернами и автомобильным транспортом. Так, на железнодорожных станциях, во время формирования составов, преступники откручивают крепежные винты на крышке люка цистерны и, опустив шланг внутрь котла, переливают транспортируемые нефтепродукты в заранее приготовленные емкости. Нефтепродукты самотеком наполняют емкость, которая затем транспортируется похитителями к месту хранения или реализации. Этот способ совершения преступления позволяет похищать нефтепродукты, не повреждая запорно-пломбировочные устройства, затрудняя, таким образом, обнаружение признаков совершенного преступления.

Кроме того, преступники для хищения нефтепродуктов пользуются уже имеющимися «врезками» в различные хранилища, выполненными иными лицами. Кражи из топливных баков транспортных средств совершаются обычно в вечернее или ночное время путем перелива нефтепродуктов в заранее приготовленные емкости, через шланг. «Поскольку находящийся на стоянке транспорт не используется на момент совершения кражи, его топливные баки являются хранилищем нефтепродуктов» Скуратова, Ю.И.