Профессор ломброзо труды всемирной криминалистики. Теория ломброзо

Ломброзо родился 6 ноября 1835 года в Вероне в богатой еврейской семье. Он изучал литературу, лингвистику и археологию в университетах Падуи, Вены и Парижа. Уже в 19-летнем возрасте, учась на медицинском факультете университета в Павии, опубликовал свои первые статьи по психиатрии, а именно – по проблеме кретинизма. Эти труды сразу привлекли внимание специалистов. В 1859 году Ломброзо прервал научную деятельность и пошел работать армейским хирургом. Эта практика позволила ему собрать богатейший материал для исследований. В 1871 году молодой специалист возглавил психиатрическую больницу в Пезаро.

Несмотря на то, что усилия Галла были грубыми и несколько смешными по сегодняшним меркам, усилия Галла оказали значительное влияние на последующие исследования, которые пытались идентифицировать мозг как происхождение поведения. Хотя подобная физиогномике в том, что она пыталась сделать выводы о характере и поведении по внешним характеристикам, краниоскопия пыталась соотнести эти внешние физические характеристики с внутренними физическими характеристиками, что было значительным прогрессом.

В то время как немецкие ученые обращали внимание на мозг как важный детерминант индивидуального поведения, различные другие ученые теоретизировали о развитии человека как биологического организма; о характере социальных и политических организаций; и о месте человека, как личности, в рамках этих организаций. Синтез этих идей значительно продвинул бы прогресс исследований, связанных с биологическими перспективами поведения.

В 1876 году Ломброзо получил звание профессора судебной медицины и общественной гигиены в Туринском университете, а к ним в добавок и кафедру психиатрии. В том же году он написал свою наиболее важную и влиятельную работу «L’Uomo delinquente» («Преступный человек»), выдержавшую пять изданий на итальянском языке и переведенную на различные европейские. В чем же основная суть этой знаменитой книги?

Происхождение человечества и механизмы наследования

С начала времени люди ставят под сомнение их происхождение. Сила организованных религий в формировании социальных, политических, экономических и правовых систем человека является свидетельством их огромного влияния. Галилео Галилей, Йоханнес Кеплер, Рене Декарт и Исаак Ньютон внесли значительный вклад, который принес научное мышление в авангарде мысли как конкурент духовных объяснений. Хотя узурпирование философии церкви не было их главными целями, их революционные идеи имели именно этот эффект. Излишне говорить, что светская наука была не очень популярна в церкви и организованной религии.

Служа военным врачом, Ломброзо принял участие в кампаниях по борьбе с бандитизмом на юге страны. Тогда то он и провел свои первые исследования по антропометрии. Фиксируя соответствующие данные нарушителей закона при помощи специального прибора - краниографа, которым Ломброзо измерял размеры частей лица и головы, он пришел к выводу: в результате нищей тяжелой жизни в бедной Южной Италии возник «аномальный» тип людей с различными анатомическими и психическими отклонениями. Чезаре отнес их к особой антропологический разновидности – человеку преступному и опубликовал свои выводы в труде «Антропометрия 400 правонарушителей». Это пособие послужило учебником для многих тогдашних сыщиков.

Сохранение человеческих черт и характеристик

Однако эти изменения были жизненно важны для продвижения понимания человеческого и социального поведения. Помимо того, что они были потенциальным источником физиогномики, древнегреческие философы также были одними из первых, кто осознал и попытался объяснить сохранение черт и характеристик от поколения к поколению. Платон и Аристотель использовали концепцию ассоциации, чтобы объяснить, как генерируются современные психические процессы из предшествующих психических процессов. Эти убеждения расширились, включив все умственные процессы в руки философов, таких как Юм, Милл и Локк.

Согласно теории Ломброзо о прирожденном преступнике, правонарушителями не становятся, а рождаются, ибо уголовные типы просто... дегенераты. Поэтому перевоспитать их якобы невозможно. Лучше превентивно лишать таких «неандертальцев» свободы либо самой жизни.
Именно Ломброзо определил четыре основных типа криминальных персонажей: душегуб, вор, насильник и жулик. Данная типология сохраняется доныне.
Он считал, что преступные наклонности можно определить по внешности. Имеются отличительные признаки – «стигматы»: приплюснутый нос, низкий лоб, массивные челюсти и так далее. Все они, по его мнению, говорят об отставании в развитии и злодейских наклонностях, характерных для примитивного человека и животных. Ввиду этого Ломброзо предложил привлекать к работе с преступниками помимо судей также врачей, антропологов, социологов и потребовал, чтобы вопрос о виновности был заменен вопросом социальной вредности «пещерного» типажа.

Учитывая, что воспоминания и другие, возможно нежелательные, характеристики и черты могут потенциально сохраняться через поколения, Платон выступал за контроль над воспроизведением государством. Инфантицид применялся как форма управления народонаселением в Древнем Риме, Афинах и Спарте. Многие из древних обществ также занимались практикой отсечения слабых, больных, некорректных или непригодных для жизни членов, таких как подвержение маленьких детей элементам, чтобы увидеть, какие из них обладают силой, интеллектом и остроумием, чтобы выжить.

Ломброзо выдвинул знаменитую формулу, которая легла в основу наиболее востребованного в криминологии алгоритма так называемой преступной пораженности. Согласно ей предлагается средние размеры антропологических признаков осужденных соотносить с количеством несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки. Полученный результат, умноженный на условный показатель «Е», и рассматривается как «частотный признак универсала». Данная формула позволяет выявить причинность преступности, которая на общем уровне всегда сводится к длине тех или иных частей тела.

Ученые начали изучать характер постоянных признаков у растений и животных до применения этих идеалов к людям. Однако после его создания потребовалось сравнительно мало времени и относительно мало усилий для объяснения человеческих моделей этими принципами. Как отмечают читатели, в середине-конце 18-го века характерен быстрый прогресс в естественных науках, который положительно повлиял на исследования, ориентированные на биологические исследования в социальных науках.

Кэрол Линней

Линней, шведский ботаник, зоолог и врач, был одним из первых, кто документировал черты, узоры и характеристики среди растений и животных, создавая иерархические таксономии.

Пьер-Луи Моро де Мопертюи

Впоследствии он обсудил свои взгляды на наследственность и рассмотрел вклад обоих полов в размножение, изучив варианты с помощью статистики. Модернизирует ли Мопертюи быть одним из первых, кто пытается осветить теорию эволюции, активно обсуждается. Ему, как правило, приписывают основные принципы эволюционной мысли вместе со своим современником Джеймсом Бернеттом.

Кроме того, именно Ломброзо изобрел первый детектор лжи. Он начал измерять давление крови у подозреваемых во время их допросов следователями и утверждал, что может без труда определить, когда арестованные обманывают. Результаты его исследований, как полагал итальянец, имеют большую ценность, ибо контроль физиологических реакций человека помогает не только выявлять скрываемую информацию, но и способствует установлению невиновности подозреваемого.

Дэвид Хартли и Школа ассоциаций

Хартли опубликовал свою самую влиятельную работу - Наблюдения за Человеком, Его Кадром, Его Долг и Его Ожидания - В этом он попытался объяснить память и мысль, в общем, через учение об ассоциации. Это было важно, потому что он пытался связать процессы тела с процессами мозга. Он объяснил, что действия и мысли, которые не приводят сразу к внешнему раздражителю, зависят от постоянной активности мозга из-за прошлых переживаний человека, обусловленных нынешними обстоятельствами, заставляющих человека так или иначе действовать.

Критика открытий Ломброзо не заставила себя ждать. Уже многие современники итальянского профессора отмечали, что теория антропологической преступности упускает из внимания краеугольный момент: социальный фактор. Из-за этого в конце XIX века теория была признана в целом ошибочной, хотя некоторые из ее разработок важны и сегодня. Например, метод фиксации антропологических данных человека.

Эта деятельность мозга, которую Хартли называла ощущениями, часто ассоциируется и ассоциируется с другими идеями и ощущениями, формируя новые идеи. Работа Хартли была важна в том смысле, что она привнесла научный акцент на процесс мышления, происхождение эмоций и влияние чувств на создание добровольных действий. Это позитивистская философия в том, что действие не рассматривается как прямой результат строгой свободной воли.

Джордж-Луи Леклерк, граф де Буффон

Это исследование естественной истории, от общего к конкретному. В этой работе он предложил идею о том, что виды, включая людей, изменяются на протяжении поколений. Следуя по стопам Линнея, он также предложил радикальную идею о взаимоотношениях между людьми и обезьянами.

В 1863 году Ломброзо издал книгу «Гениальность и помешательство», в которой провел параллель между великими людьми и безумцами. Вот что он написал в предисловии: «Когда, много лет тому назад, находясь как бы под влиянием экстаза, во время которого мне точно в зеркале с полной очевидностью представлялись соотношения между гениальностью и помешательством, я в 12 дней написал первые главы этой книги, то, признаюсь, даже мне самому не было ясно, к каким серьезным практическим выводам может привести созданная мною теория».
То есть, опираясь на экстатическое состояние, врач, согласно его же собственным теориям, изначально ставит самого себя в положение не доктора, но пациента…
В общем и целом книга представляет собой яркий пример превышения врачебных полномочий. Фактически Ломброзо налево и направо раздает неутешительные диагнозы величайшим представителям человечества. Поскольку знаменитости, о которых пишет профессор, были к тому моменту мертвы, они, к сожалению, не имели возможности опровергнуть обидные вердикты.

В другом противоречивом издании «Эра природы» Леклерк поставил под сомнение давнюю и священную веру в то, что Вселенная была создана божественной силой, вместо этого предполагая, что наша солнечная система была создана небесными столкновениями. Наконец, он противоречил понятию, что казалось бы, бесполезные части тела на животных были спонтанно порождены, но вместо этого были рудиментарными, остатками эволюционного прогресса.

Влияние Леклерка было широко распространено и повлияло на последующие убеждения о передаче признаков от одного поколения к другому, а также об изменениях, которые происходят со временем с каждым поколением. Эти идеи существенно повлияли на биологические теории поведения. Чарльз Дарвин, по сути, приписывал Леклерку быть первым современным автором того времени, чтобы рассматривать эволюцию как научный принцип.

Психиатр рассуждал заочно, основываясь исключительно на личной доверчивости или пристрастии к досужим слухам о характерах и привычках великих людей, биографии которых густо обросли всевозможными легендами. Ломброзо писал о физическом сходстве своих героев с помешанными, о влиянии различных явлений (атмосферных, наследственности и пр.) на гениальность и помешательство, приводил многочисленные свидетельства психических отклонений медицинского характера у ряда писателей, а также перечислял странные, как он считал, особенности гениальных личностей: «Ампер в 13 лет уже был хорошим математиком, а Паскаль в 10 лет придумал теорию акустики, основываясь на звуках, производимых тарелками, когда их расставляют на стол. Многие из них чрезвычайно злоупотребляли наркотическими веществами и спиртными напитками. Так, Галлер поглощал громадное количество опия, а, например, Руссо – кофе. Многие не чувствовали потребности работать спокойно в тиши своего кабинета, а как будто не могли усидеть на одном месте и должны были постоянно путешествовать. Не менее часто меняли они также и свои профессии и специальности, точно мощный гений их не мог удовольствоваться одной какой-нибудь наукой и вполне в ней выразиться...

Джеймс Бернетт, лорд Монбоддо

Бернетту, шотландскому судье, приписывают быть одним из первых, кто продвигает эволюционные идеи, в частности идею естественного отбора. В «Происхождении и развитии языка» Бернетт проанализировал развитие языка как эволюционный процесс; он явно был знаком с идеями естественного отбора, хотя он отличался от Леклерка в его поддержке представления о том, что люди связаны с обезьянами.

Один человек, который воспринял идеи Леклерка близко к сердцу, был Эразм Дарвин, дед Чарльза Дарвина и Фрэнсис Гальтон. Дарвин также интегрировал идеи Линнея, переводя работы Линнея с латыни на английский и издавая собственную книгу поэзии о растениях «Ботанический сад». Многие ученые полагают, что предложения Дарвина были предшественниками хорошо определенной теории наследования, которые позже утверждал Жан-Батист Ламарк.

У всех гениев есть свой особый стиль, страстный, трепещущий, колоритный, отличающий их от других здоровых писателей и свойственный им, может быть, именно потому, что он вырабатывается под влиянием психоза. Положение это подтверждается и собственным признанием таких гениев, что все они по окончании экстаза не способны не только сочинять, но и мыслить…
Главные признаки ненормальности этих великих людей выражаются уже в самом строении их устной и письменной речи, в нелогичных выводах, в нелепых противоречиях. Разве Сократ, гениальный мыслитель, предугадавший христианскую мораль и еврейский монотеизм, не был сумасшедшим, когда руководствовался в своих поступках голосом и указаниями своего воображаемого Гения или даже просто чиханьем? Почти все гении придавали большое значение своим сновидениям».

Томас Роберт Мальтус

Его основная предпосылка заключалась в том, что увеличение населения приводит к усилению конкуренции за ограниченные ресурсы, в первую очередь продовольствие. По мере того, как общество становится перенаселенным, пострадают те, кто находится на дне социально-экономических слоев. Он пояснил, что некоторые естественные события и условия служат для контроля роста населения и что моральная сдержанность может служить той же функции.

Вопреки многим экономистам того времени, которые полагали, что увеличение числа рождаемости и населения обеспечит больше работников и повысит продуктивность общества, Мальтус утверждал, что предоставление ресурсов может часто не идти в ногу с ростом населения и приведет к увеличению бедности среди низших классов. Это изображение борьбы за существование было применено последующими учеными к растениям и животным и сыграло важную роль Чарльзу Дарвину в спорах о «естественном отборе» и «выживании наиболее приспособленных».

Впрочем, в заключении Ломброзо признался, что на основании изложенного нельзя прийти к заключению, будто гениальность и есть умопомешательство, хотя в бурной жизни великих заметны моменты, когда они сходствуют с безумцами, а в их психической деятельности присутствует немало общих с ними черт: усиленная чувствительность, экзальтация, сменяющаяся апатией, бессознательность творчества, сильная рассеянность, громадное тщеславие и тому подобное. Как между гениальными людьми встречаются помешанные, так и между сумасшедшими гении. В то же время у многих выдающихся личностей нельзя отыскать ни малейших признаков умопомешательства.

Жан-Батист Ламарк

Он в первую очередь известен тем, что продвигает и защищает теорию мягкого наследования или наследование приобретенных персонажей, в которых характеристики, разработанные в течение жизни организма, передаются последующим поколениям, что делает их более подходящими для выживания. Лемарк считается первым, кто сформулировал когерентную теорию эволюции, хотя он считал, что организмы возникли благодаря спонтанной генерации вместо совместного использования общего источника. Его теория характеризовалась двумя основными аргументами: организмы развиваются от более простых к более сложным через поколения, и организмы развивают адаптацию из-за своей среды или из-за необходимости особых характеристик.

Чезаре Ломброзо, видимо, стал первым, кто обратил внимание на широкое распространение татуировок среди преступников, и это определило его отношение к наколкам. Он рассматривал их как проявление атавизма и признак нравственной деформации личности. Исследователь утверждал: татуировка выдает определенный антропологический тип, ее носители в большинстве случаев прирожденные уголовники и проститутки. Поскольку по теории Ломброзо до 40% всех криминальных персонажей не виновны в содеянном, так как обладают врожденной предрасположенностью к злодеяниям, то и внешняя характеристика такого человека становится очевидной. Иначе говоря, кто татуируется – родился или преступником, или дегенеративной личностью!

Эти события сыграли важную роль в применении биологических перспектив к поведению людей в социальных группах. В этой работе он выступал за универсальный закон трех фаз: теологический, метафизический и научный, через который все общества имеют или будут развиваться. Теологический этап - это самый примитивный этап, характеризующийся сверхъестественными, религиозными или анимистическими объяснениями событий, ситуаций и поведения, а также отсутствием интереса к истокам причин. Метафизическая стадия немного продвинута и идентифицирует абстрактные силы как происхождение причин.

Преступный тип, согласно Ломброзо, обязательно имеет соответствующую атрибутивную татуировку – как клеймо своей судимости. Для подтверждения профессор в специальном альбоме привел многочисленные рисунки наколок, увязываемых с криминальной биографией их владельцев. Исходя из анализа распространенных изображений, можно было заключить, что чаще всего встречаются знаки в виде имен, надписей, женских и мужских портретов, эмблем профессионального и военного характера, эротико-порнографические картинки, а также сюжеты на патриотическую, политическую, антигосударственную и религиозную темы. Наиболее модными фразами, которые наносились в те времена в местах лишения свободы, были: «Маркиз без стеснения», «Княгиня без церемоний» (у женщин), «Ее более уже нет» (возле рисунка могилы или могильного памятника), «Почет Дейблеру» (то есть палачу), «Рожден под несчастной звездою», «Дитя несчастья», «Смерть той, которая меня продает!», «Долой страдания», «Будущее меня пугает», «Я не боюсь никого», «Смерть жандармам», «Отомстить или умереть" и другие.

Самый продвинутый этап, научный этап, - это то, что Конт назвал положительным этапом. На данный момент мало что интересует происхождение действий, но основное внимание уделяется результатам, которые человек может контролировать. Позитивные этапы характеризуются наблюдением, экспериментированием и логикой и пытаются понять отношения между компонентами. Позитивизм Конта пытался применить научные принципы к поведению обществ и к поведению групп внутри обществ и подчеркнул связность всех элементов, связанных с поведением.

Позитивизм - одна из первых теорий социальной эволюции, пытаясь объяснить, как развиваются общества. Конт утверждал, что единственное реальное знание - это знание, полученное через реальный чувственный опыт. Научный этап Конта также иллюстрируется использованием количественных статистических процедур для принятия логичных, рациональных решений на основе доказательств. Статистические процедуры использовались в течение некоторого времени в твердых науках, но позитивистская перспектива требовала, чтобы использование таких методов измерения применялось и к социальным наукам.

Если сравнить этот визуальный и словесный набор с популярным у современного криминального элемента, то легко заметить: особых различий нет, что по-своему говорит в пользу выводов итальянского специалиста.

В конце XIX века многие юристы, судебные врачи и даже политики Европы охотно приняли позицию Ломброзо, объявив татуаж одним из проявлений бунта и скрытой угрозы культурным ценностям цивилизации. В результате широкой кампании преследования татуировщики и носители наколок заведомо стали считаться закоренелыми преступными элементами. Задача серьезного научного и психологического рассмотрения явления татуажа как этносоциальной и мировоззренческой культуры в ту эпоху не поднималась. Накожную «роспись» связывали, прежде всего, с грубой модой моряков и зеков украшать себя в подражание первобытным народам.

Негативный взгляд на тату задержался надолго. Даже после того, как несостоятельность теории Ломброзо в изложении антропологического типа прирожденного преступника была доказана, негативное отношение к татуировке сохранялось. Наколка, можно сказать, перешла на нелегальное положение в Европе и во многих других странах мира, в том числе и в России. После изысканий Ломброзо достойных его последователей в изучении гражданской и уголовной татуировки не было вплоть до второй половины XX века.

«Внезапно, однажды утром мрачного декабрьского дня, я обнаружил на черепе каторжника целую серию ненормальностей... аналогичную тем, которые имеются у низших позвоночных. При виде этих странных ненормальностей - как будто бы ясный свет озарил тёмную равнину до самого горизонта - я осознал, что проблема сущности и происхождения преступников была разрешена для меня.»

Чезаре Ломброзо

Ломброзо Чезаре (Cesare Lombroso) (1835 - 1909) - знаменитый итальянский судебный психиатр и криминолог. Создал в науке уголовного права новое уголовно-антропологическое направление. Внес большой вклад в развитие юридической психологии.

Чезаре Ломброзо родился 6 ноября 1835 г. в Вероне. Выходец из семьи состоятельных земельных собственников, Ломброзо в юности изучал семитские и китайский языки. Однако спокойной карьеры не получилось. Материальные лишения, заключение в крепость по подозрению в заговоре, участие в военных действиях 1859-1860 гг. пробудили в юноше интерес совсем к другой области – он увлекся психиатрией. В 19-летнем возрасте, учась на медицинском факультете университета в Павии, Ломброзо публикует свои первые статьи по психиатрии – по проблеме кретинизма, которые привлекли внимание специалистов. Самостоятельно освоил такие дисциплины как этнолингвистика, социальная гигиена. В 1862 г. он уже профессор психических болезней, затем директор клиники душевных заболеваний, профессор юридической психиатрии и криминальной антропологии. В 1896 г. Ломброзо получает кафедру психиатрии в Туринском университете. Решающую роль в интеллектуальном формировании Ломброзо сыграла философия позитивизма, утверждавшая приоритет научного знания, полученного экспериментальным путем.

Ломброзо – родоначальник антропологического направления в криминологии и уголовном праве. Основные черты этого направления сводятся к следующему: в криминологию должен быть введен метод естествознания - опыт и наблюдение, а центром изучения должна стать личность преступника.

Первые антропометрические исследования предпринял в начале 1860-х, когда был военным врачом и принимал участие в кампании по борьбе с бандитизмом в южных областях Италии. Собранный Ломброзо обширный статистический материал послужил важным вкладом в развитие социальной гигиены, криминальной антропологии, а в ближайшей перспективе и социологии преступности. В результате обобщения полученных эмпирических данных Ломброзо сделал вывод о том, что отсталые социально-экономические условия жизни в Южной Италии обусловили воспроизводство там анатомически и психически аномального типа людей, антропологической разновидности, нашедшей свое выражение в преступной личности – «человеке преступном». Такая аномальность выявлялась путем антропометрической и психиатрической экспертизы, что открывало возможности для прогностических оценок динамики развития преступности. Эти концептуальные подходы Ломброзо ставили проблему ответственности общества, воспроизводившего преступность, оспаривая тем самым позиции официальной криминологии, возлагавшей ответственность исключительно на человека, преступившего закон.

Чезаре Ломброзо одним из первых предпринял систематическое исследование преступников, опираясь на строго фиксируемые антропометрические данные, которые определял с помощью «краниографа» – прибора для измерения размеров частей лица и головы. Результаты он опубликовал в книге «Антропометрия 400 правонарушителей» (1872).

Ему принадлежит теория так называемого «прирожденного преступника», согласно которой преступниками не становятся, а рождаются. Ломброзо объявил преступление естественным явлением, подобным рождению или смерти. Сопоставляя антропометрические данные преступников с тщательными сравнительными исследованиями их патологической анатомии, физиологии и психологии, Ломброзо выдвинул тезис о преступнике как особом антропологическом типе, развитый им затем в цельную теорию («Преступный человек», 1876). Он пришел к выводу, что преступник – это дегенерат, отставший в своем развитии от развития человечества. Он не может затормаживать свое преступное поведение, поэтому наилучшая стратегия общества в отношении такого «прирожденного преступника» – избавиться от него, лишая свободы или жизни.

Согласно Ломброзо, «преступный тип» отличается рядом врожденных особенностей атавистического характера, свидетельствующих об отставании в развитии и преступных наклонностях. Ученый разработал систему физических признаков («стигматов») и психических черт этого типа, которые, по его мнению, характеризуют личность, с рождения наделенную преступными наклонностями. Основными признаками такой личности ученый считал сплющенный нос, низкий лоб, большие челюсти, взгляд исподлобья и т.д., характерные, по его мнению, для "примитивного человека и животных". Наличие этих признаков позволяет идентифицировать потенциального преступника еще до совершения им преступления. Ввиду этого Ломброзо высказывался за привлечение в число судей врачей, антропологов и социологов и требовал, чтобы вопрос о виновности был заменен вопросом о социальной вредности.

Сейчас подобные измерения проводятся в большинстве стран мира, и не только для армии и спецслужб: знание антропометрии необходимо, например, для изучения рынков рабочей силы и конструирования сугубо гражданских объектов и вещей.

Что же касается «взгляда исподлобья», то Чезаре Ломброзо ошибся, считая его присущим в основном преступникам и дегенератам. На самом деле это – одна из наиболее древних и простых мимических реакций, одинаково доступная многим людям в соответствующей обстановке.

Главнейшим недостатком этой теории Ломброзо являлось то, что она игнорировала социальные факторы преступности.

Быстрое и широкое распространение теории Ломброзо и особенно крайние выводы, которые нередко из нее делали, вызвали острую и доказательную критику. Ломброзо пришлось смягчить свою позицию. В более поздних трудах он относит к врожденному антропологическому типу лишь 40% преступников, которых он называет «дикарями, живущими в цивилизованном обществе». Ломброзо признает важную роль ненаследственных – психопатологических и социологических причин преступности. Это дало основание называть теорию Ломброзо биосоциологической.

В конце XIX в. на международных конгрессах по уголовной антропологии теория антропологической преступности была признана в целом ошибочной. Оппоненты Ломброзо основывались на том, что преступление – это условное юридическое понятие, меняющее свое содержание в зависимости от условий, места и времени.

Несмотря на это, идеи Ломброзо положили начало различным биосоциальным теориям в криминологии, которые отчасти нашли применение в криминологической практике. Они оказали влияние на создание морфологической теории темперамента Э. Кречмера.

Ломброзо принадлежит также работа «Гениальность и помешательство» (1895). В ней ученый выдвинул тезис, что гениальность соответствует ненормальной деятельности мозга, граничащей с эпилептоидным психозом. Автор писал, что сходство гениальных людей с помешанными в физиологическом отношении просто поражает. Они одинаково реагируют на атмосферные явления, а расовая принадлежность и наследственность одинаково сказываются на их рождении. Множество гениев страдало умопомешательством: Ампер, Конт, Шуман, Тассо, Кардано, Свифт, Ньютон, Руссо, Шопенгауэр, целый ряд артистов и художников. С другой стороны, между сумасшедшими можно привести немало примеров гениев, поэтов, юмористов и др. В приложении к своей книге Ломброзо привел образцы литературных произведений помешанных, графомановпреступников, а также описал аномалии черепа у великих людей.

Наиболее ценную часть научного наследия Ломброзо составляют исследования по социологии политической преступности – Политическая преступность и революция (Il delitto politico e le rivoluzioni, 1890), Анархисты. Криминально-психологический и социологический очерк (Gli anarchici. Studio di psicologia e sociologia criminale, 1895). Феномен политической преступности, распространенной в Италии на рубеже XIX и XX вв. в форме анархистского терроризма, Ломброзо исследовал под углом зрения индивидуального сознания политического преступника – личности, жертвенно преданной утопическому идеалу социальной справедливости. Природу этого социального поведения, движимого идеями политического вандализма, Ломброзо убедительно объяснял кризисом парламентской демократии в Италии, коррупцией политиков, обесцениванием идеалов социальной справедливости.

Другими знаменитыми работами Ломброзо стали книги о любви у психически больных («Любовь у помешанных»), о преступности среди женщин («Женщина-преступница и проститутка»).

Чезаре Ломброзо впервые в мире стал применять достижения физиологии для выявления обмана. В 1980-х годах он начал измерять пульс и давление крови у подозреваемых во время их допроса следователями. Он утверждал, что может без труда определить, когда подозреваемые лгут. Результаты его исследований свидетельствовали, что контроль физиологических реакций человека может вести не только к выявлению скрываемой им информации, но и, что не менее важно, способствовать установлению невиновности подозреваемого.

В 1895 г. Ломброзо впервые опубликовал результаты использования примитивных лабораторных приборов при допросе преступников. В одном из описанных им случаев криминалист, обследуя подозреваемого в убийстве человека с помощью «плетизмографа», зафиксировал незначительные изменения в его пульсе, когда тот делал в уме математические вычисления, и не обнаружил у него «никаких внезапных изменений», когда подозреваемому предъявлялись изображения израненных детей, в том числе – фотография убитой девочки. Ломброзо сделал вывод, что подозреваемый непричастен к убийству, и результаты расследования убедительно доказали правоту криминалиста. Описанный случай был, по-видимому, первым зафиксированным в литературе примером применения «детектора лжи», который завершился оправдательным результатом. Это означало, что контроль физиологических реакций человека может вести не только к выявлению скрываемой им информации, но – что не менее важно – способствовать установлению невиновности подозреваемого.

Криминологические идеи Ломброзо завоевали широкую известность в России. Они представлены многочисленными как прижизненными, так и посмертными русскими изданиями его научных сочинений. В 1897 Ломброзо, участвовавшему в съезде русских врачей, был оказан восторженный прием в России. В мемуарах, посвященных российскому эпизоду своей биографии, Ломброзо отразил типичное для современных ему итальянских левых резко негативное видение общественного уклада России, который сурово осуждался им за полицейский произвол («подавление мысли, совести и характера личности») и авторитарные методы реализации власти.

В советской период был широко распространен термин «ломброзианство» для обозначения антропологической школы уголовного права – одного из направлений в буржуазной теории права (согласно критериям классового подхода). Особой критике подвергалось учение Ломброзо о прирожденном преступнике. По мнению советских юристов оно противоречило принципу законности в борьбе с преступностью, имело антинародную и реакционную направленность, поскольку осуждало революционные действия эксплуатируемых масс. При таком заведомо предвзятом, идеологизированном подходе без внимания оставались заслуги Ломброзо в исследовании первопричин экстремистских, протестных форм социальной борьбы, находивших свое выражение в политическом терроризме, а в более общем плане – в политической преступности.

Несмотря на справедливую критику и ошибочность некоторых положений своей теории, Чезаре Ломброзо - выдающийся ученый, ставший одним из пионеров внедрения объективных методов в правовую науку. Его труды сыграли важную роль в развитии криминологии и юридической психологии.

Основные работы в области юридической психологии (на русском языке):

Анархисты. Криминально-психологический и социологический очерк, 1895;

Женщина-преступница и проститутка, 1902;

Политическая преступность и революция по отношению к праву, уголовной антропологии и государственной науке, 1906;

Преступление. Новейшие успехи науки о преступнике, 1892;

Преступный человек, изученный на основе антропологии, судебной медицины и тюрьмоведения, 1876;

Психология доказательств в судебном процессе, 1905.