Новый суэцкий канал карта. Суэцкий канал – граница между двумя материками

Суэцкий канал - судоходный бесшлюзовой морской канал на северо-востоке Египта, соединяющий Средиземное и Красное моря. Суэцкий канал - кратчайший водный путь между портами Атлантического и Индийского океанов (на 8-15 тыс. км меньше пути вокруг Африки).

Зона Суэцкого канала считается условной границей между двумя континентами : Азией и Африкой. Главные входные порты: Порт-Саид из Средиземного моря и Суэц из Красного моря. Суэцкий канал проходит по Суэцкому перешейку в его наиболее пониженной и узкой части, пересекая ряд озер и лагуну Мензала.

Мысль о том, чтобы прорыть канал через Суэцкий перешеек, возникла еще в глубокой древност и. Античные историки сообщают о том, что канал, соединяющий правый рукав Нила с Красным морем, пытались соорудить еще фиванские фараоны эпохи Среднего царства.

Первое достоверное историческое свидетельство соединения Средиземного и Красного морей каналом относится к временам правления фараона Нехо II (конец VII - начало VI в. до н.э.).

Расширение и усовершенствование канала производилось по распоряжению персидского царя Дария I, завоевавшего Египет, а впоследствии - Птолемея Филадельфа (первая половина III в. до н.э.). По завершению эпохи фараонов в Египте канал пришел в состояние упадка.

Однако после завоевания Египта арабами канал в 642 году был вновь восстановлен, но в 776 году его засыпали, чтобы направить торговлю через основные районы халифата.

Планы восстановления канала, разрабатывавшиеся позднее (в 1569 году по приказу визиря Османской империи Мехмеда Соколлу и французами во время египетской экспедиции Бонапарта в 1798- 1801 годов), не были осуществлены .

Идея строительства Суэцкого канала возникла вновь во второй половине XIX века. Мир в этот период переживал эпоху колониального раздела. Северная Африка, самая близкая к Европе часть континента, привлекала внимание ведущих колониальных держав - Франции, Великобритании, Германии, Италии и Испании. Египет был предметом соперничества Великобритании и Франции.

Национализация канала послужила поводом для англо-франко-израильской агрессии против Египта в конце октября 1956 года. Суэцкому каналу были нанесены значительные повреждения, движение по нему было прервано и возобновилось только 24 апреля 1957 года, после завершения работ по очистке канала.

В результате арабо-израильской «шестидневной войны» 1967 года судоходство по Суэцкому каналу вновь было прервано, так как зона канала фактически превратилась в линию фронта, разделяющую египетские и израильские войска, а в ходе октябрьской войны 1973 года - в район активных военных действий.

Ежегодный ущерб, наносимый бездействием Суэцкому каналу, исчислялся в 4-5 млрд. долл.

В 1974 года, после отвода израильских войск из зоны Суэцкого канала, Египет приступил к расчистке, восстановлению и реконструкции канала. 5 июня 1975 года Суэцкий канал был вновь открыт для судоходства.

В 1981 году была завершена первая очередь проекта по реконструкции канала, позволившая проводить по нему танкеры дедвейтом до 150 тысяч тонн (по завершении второй очереди - до 250 тысяч тонн) и грузовые суда дедвейтом до 370 тысяч тонн.

В 2005 году была начата новая реконструкция Суэцкого канала. План реконструкции предусматривает углубление фарватера, что позволит проводить по каналу более 90% существующего международного торгового флота. С 2010 года по каналу смогут ходить супертанкеры водоизмещением до 360 тыс. т. На сегодняшний день длина собственно канала 162,25 км, с морскими подходами от Порт-Саида до Порт-Тауфика - 190,25 км. Ширина на глубине 11 метров 200-210 м. Глубина по фарватеру 22,5 м.

Современный символ США Статую Свободы первоначально планировалось установить в Порт-Саиде под названием "Свет Азии" (The Light Of Asia), но тогдашнее правительство страны решило, что перевозка конструкции из Франции и установка являются для государства слишком дорогостоящими.

В настоящее время порядка 10% всех мировых морских перевозок осуществляется через Суэцкий канал. В среднем в день по Суэцкому каналу проходит 48 судов, среднее время прохождения канала - около 14 часов.

По существующим правилам Суэц могут проходить суда всех стран, не находящихся в состоянии войны с Египтом. Правила эксплуатации запрещают появление в нем лишь кораблей с атомными силовыми установками.

На сегодняшний день Суэцкий канал является главным бюджетообразующим проектом Египта. По оценкам ряда экспертов, канал дает стране больше средств, чем добыча нефти, и гораздо больше, чем сегодня позволяет получать стремительно развивающаяся инфраструктура туризма.

Эксплуатация канала является одним из основных источников валютных поступлений в египетскую казну. По оценкам ряда экспертов, канал дает стране больше средств, чем добыча нефти, и гораздо больше, чем стремительно развивающаяся инфраструктура туризма.

Ежемесячный объем сборов за проход через канал составляет 372 млн долларов.

В 2007-2008 финансовом году Суэцкий канал принес Египту более 5 млрд долларов , что стало рекордным показателем за всю историю канала.

В 2008-2009 финансовом году судоходство по Суэцкому каналу снизилось на 8,2%, а доходы Египта от эксплуатации канала упали на 7,2%. Эксперты объясняют это последствиями мирового финансового кризиса, а также действиями пиратов у берегов Сомали.

"Каналом процветания" уже окрестил новый Суэцкий канал президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси. Планируется, что пропускная способность канала удвоится с 49 до 97 кораблей в день, а доходы от транзита к 2023 году вырастут в 2,5 раза. Сейчас эта сумма составляет 4,4 миллиарда евро в год. Суэцкий канал - второй после туризма источник доходов для Египта. Однако эксперты полагают, что объем доходов будет зависеть не столько от пропускной способности канала, сколько от развития мировой торговли.

Старый канал длиной 193 километра строился 10 лет и был сдан в эксплуатацию в 1869 году. Путь из Красного в Средиземное море сократился на 9800 километров. Новый канал по плану должен был строиться три года, однако президент Фаттах ас-Сиси сократил срок приоритетного проекта до двенадцати месяцев.

И вот 6 августа новый канал был торжественно открыт. Возглавлял парад судов сам президент на старинной королевской яхте. В воздухе барражировали только что закупленные Египтом французские истребители "Рафаль" и американские F-16. По информации египетских СМИ, президента и высокопоставленных гостей со всего света охраняли около 10000 полицейских и солдат в шести провинциях. Столица Египта Каир и другие города пестрят национальными флагами и плакатами.

Канал с двусторонним движением

Что изменилось? Старое русло было во многих местах расширено и углублено, чтобы пропускать суда большего тоннажа. Но самое главное - построена вторая ветка длиной 72 километра. До сих пор суда в канале могли разминуться всего в нескольких местах. Из-за этого они зачастую простаивали. Вторая ветка сократит время простоев с 18 до 11 часов.

Обошлись все работы, по официальным данным, в 7,9 миллиарда евро. Глава государства решил, что столь престижный проект должен осуществляться на египетские деньги. Правительство выпустило облигации государственного займа под 12 процентов годовых. Они тут же были раскуплены. При строительстве не обошлось без участия американских, немецких и других западных фирм. Однако основные работы выполнила египетская армия. Правительство намерено создать на берегах канала промышленно-торговую зону, построить ряд портов и центров технического обслуживания судов. Власти Египта обещают, что благодаря новому каналу в ближайшие пятнадцать лет будет создано до миллиона рабочих мест.

Экологи бьют тревогу

Эйфории политиков отнюдь не разделяют экологи. В частности, сотрудница израильского института океанографии Белла Галил опасается, что канал нанесет непоправимый ущерб всей экосистеме Средиземного моря. Уже и через старый Суэцкий канал в Средиземное море попали почти 450 видов морских животных. Многие агрессивные виды быстро размножаются, потому что в новой экосистеме у них нет природных врагов.

Контекст

В качестве примера Белла Галил приводит медузу корнерот. В Средиземном море этот вид появился только в 70-е годы прошлого века. Медуза ядовита, в результате контакта с нею может потребоваться госпитализация. Сейчас она плотными коврами встречается не только у побережья Израиля, но и во всем Средиземном море. Специальные шлюзы в Суэцком канале могли бы в свое время предотвратить ее распространение. Другие экологи, правда, указывают, что чужеродные виды попадают в новые экосистемы не только через каналы, но и другими путями, например, с балластными водами кораблей.

СУЭЦКИЙ КАНАЛ

СУЭЦКИЙ КАНАЛ

водный путь международного значения. Протяженность - 161 км от Порт-Саида (Средиземное море) до Суэца (Крас ное море). Включает собственно канал и несколько озер. Построен в 1869 г., ширина 120- 318 м, глубина на фарватере - 18 м, шлюзов нет. Объем перевозок - 80 млн т, преимущественно нефть и нефтепродукты, руды черных и цветных металлов. Считается условной геогр. границей между Африкой и Азией.

Краткий географический словарь . EdwART . 2008 .

Суэ́цкий кана́л

(Suez Canal ), судоходный, бесшлюзовой канал в Египте , соединяет Красное море у г. Суэц со Средиземным морем у г. Порт-Саид , пересекая Суэцкий перешеек . Открыт в 1869 г. (стр-во продолжалось 11 лет). Авторы проекта – французские и итальянские инженеры (Линан, Мужель, Негрелли). Национализирован в 1956 г., до этого принадлежал англо-французской "Всеобщей компании Суэцкого канала". В результате арабо-израильских военных конфликтов суд-во по каналу дважды прерывалось – в 1956–57 и 1967–75 гг. Проложен по Суэцкому перешейку и пересекает ряд озёр: Манзала, Тимсах и Бол. Горькое. Для снабжения зоны канала речной водой из Нила прорыт канал Исмаилия. Трасса канала считается условной географической границей между Азией и Африкой. Длина 161 км (173 км вместе с морскими подходами). После реконструкции ширина 120–318 м, глубина 16,2 м. В день пропускает в сред. до 55 судов: два каравана на Ю. и один на С. Сред. время прохождения канала – ок. 14 часов. В 1981 г. завершена первая очередь проекта по реконструкции канала, позволившая проводить по нему танкеры дедвейтом до 150 тыс. т (по завершении второй очереди – до 250 тыс. т) и грузовые суда дедвейтом до 370 тыс. т. Для Египта эксплуатация С. к. – второй по значению источник доходов страны.

Словарь современных географических названий. - Екатеринбург: У-Фактория . Под общей редакцией акад. В. М. Котлякова . 2006 .

Суэ́цкий кана́л

судоходный бесшлюзовой канал в Египте, на границе между Азией и Африкой, соединяет Красное море у города Суэц со Средиземным морем у города Порт-Саид. Кратчайший водный путь между портами Атлантического и Индийского океанов. Открыт в 1869 г. (строительство продолжалось 11 лет). Национализирован в 1956 г., до этого принадлежал англо-французской Всеобщей компании Суэцкого канала. Проложен по пустынному Суэцкому перешейку и пересекает ряд озёр, в т. ч. Большое Горькое. Для снабжения зоны канала речной водой из Нила прорыт канал Исмаилия. Дл. Суэцкого канала 161 км (173 км вместе с морскими подходами), шир. (после реконструкции) 120–318 м, глуб. 16,2 м. В день пропускает в ср. до 55 судов – два каравана на Ю., один – на С. Среднее время прохождения канала – ок. 14 часов.

География. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. А. П. Горкина . 2006 .

Суэцкий канал

один из важнейших в мире искусственных водных путей; пересекает Суэцкий перешеек, простираясь от Порт-Саида (на Средиземном море) до Суэцкого залива (на Красном море). Длина канала, главное русло которого идет почти прямо с севера на юг и отделяет основную часть территории Египта от Синайского полуострова, составляет 168 км (включая 6-километровую протяженность подходных каналов к его портам); ширина водной поверхности канала местами доходит до 169 м, а глубина его такова, что по нему могут проходить суда с осадкой более 16 м.
Трасса канала. Канал пересекает низменный участок песчаной пустыни там, где прокладке его русла благоприятствовали озера Манзала, Тимсах, Большое Горькое и Малое Горькое. Водная поверхность обоих Горьких озер лежит ниже уровня моря, но из них пришлось проводить выемку грунта, потому что их глубины оказались меньше, чем требовалось для канала. На участке от Порт-Саида до Эль-Кантары длиной 38 км трасса проходит по оз.Манзала, являющемуся, по существу, мелководной лагуной Средиземного моря. Характер грунтов в зоне Суэцкого канала позволил легко и быстро провести земляные работы, и благодаря ровному рельефу местности здесь – в отличие, например, от Панамского перешейка – не понадобилось строить шлюзов. Питьевая вода в район Суэцкого перешейка поставляется из Нила по пресноводному каналу Исмаилия, который начинается чуть севернее Каира. С Каиром и долиной Нила зона Суэцкого канала связана сетью железных дорог, исходящих из городов Порт-Саид, Исмаилия и Порт-Тауфик.
Первые каналы на Суэцком перешейке. Древние египтяне построили судоходный канал от Нила к Красному морю еще ок. 1300 до н.э., во времена правления фараонов Сети I и Рамсеса II. Этот канал, который сначала был прорыт как русло для потока пресной воды из Нила в район оз.Тимсах, начали продлевать к Суэцу при фараоне Нехо II ок. 600 до н.э. и довели его до Красного моря спустя столетие. При строительстве современного Суэцкого канала часть этого старого русла использовали для сооружения пресноводного канала Исмаилия. При Птолемеях старый канал поддерживался в рабочем состоянии, в период владычества Византии он был заброшен, а затем вновь восстановлен при Амре, завоевавшем Египет в годы правления халифа Омара. Амр решил соединить Нил с Красным морем, чтобы снабжать Аравию пшеницей и другими пищевыми продуктами из долины Нила. Однако канал, строительство которого предпринял Амр, назвав его «Халиджь Амир аль-му"минин» («канал Повелителя правоверных»), прекратил функционировать после 8 в. н.э.
В конце 15 в. венецианцы занимались изучением возможностей прокладки канала от Средиземного моря к Суэцкому заливу, но их замыслы не были претворены в жизнь. В начале 19 в. европейцы освоили путь в Индию через Египет: по Нилу до Каира, а затем на верблюдах до Суэца. Идею сооружения канала через Суэцкий перешеек, который помог бы значительно сократить затраты времени и средств, сочли тогда нереализуемой, основываясь на выводах Лепера – инженера, которому Наполеон поручал провести исследование по проекту канала. Но выводы Лепера были ошибочны из-за принятого им на веру заблуждения о различии уровней водной поверхности Средиземного и Красного морей (якобы в Средиземном он был на 9 м ниже, чем в Красном).
Современный канал. В 1854 Фердинанд де Лессепс, французский консул в Египте, получил от Саида-паши, правителя Египта, концессию на создание Всеобщей компании Суэцкого канала (La Compagnie Universelle du Canal Maritime de Suez). Она была сформирована в 1858. Работы по строительству канала начались в апреле 1859, параллельно велась прокладка пресноводного канала из Каира на Исмаилию. Согласно первоначальным условиям этого договора, египетское правительство должно было получать 15% валовой прибыли от судоходства по каналу, а через 99 лет после сдачи канала в эксплуатацию он должен был стать собственностью Египта. Большую часть акций приобрели французы, турки и Саид-паша, который купил почти половину всех акций. В 1875 Дизраэли, премьер-министр Великобритании, купил у хедива Исмаила 176 602 акции Компании за 4 млн. ф.ст., в результате чего у Великобритании оказалось 44% акций.
Открытие судоходства по каналу состоялось 17 ноября 1869. На его строительство было израсходовано 29 725 тыс. ф.ст. Первоначальная глубина фарватера равнялась 7,94 м, а его ширина по дну – 21 м; позже канал углубили настолько, что по нему стали проходить суда с осадкой до 10,3 м. После национализации канала Египтом (в 1956) проводились работы по дальнейшему его совершенствованию, и в 1981 по нему стали проходить суда с осадкой до 16,1 м.
Роль канала в мировой торговле. Благодаря Суэцкому каналу длина водного пути между Западной Европой и Индией сократилась почти на 8000 км. В северном направлении по нему транспортируют в основном нефть и нефтепродукты для Западной Европы. В южном направлении перевозятся продукты промышленного производства для стран Африки и Азии.
Международное значение канала. Значение канала было признано ведущими державами мира в Константинопольской конвенции 1888, которая гарантировала пропуск по нему судов всех стран в условиях мира и войны. Турки разрешали итальянским судам проходить через канал даже во время итало-турецкой войны 1911 (в период русско-турецкой войны 1877–1878 канал был закрыт для русских судов). Серьезных проблем по этим вопросам не возникало и во время обеих мировых войн. Однако после образования государства Израиль (1948) Египет задерживал суда, направлявшиеся по каналу в Израиль или из него, и конфисковывал их грузы. В зоне канала не было военных укреплений, но британские войска находились в Египте с 1882. До национализации канала его администрация состояла в основном из англичан и французов. Затем на канале стали распоряжаться египтяне.
ЛИТЕРАТУРА
Перминов П.В. Улыбка сфинкса . М., 1985

Энциклопедия Кругосвет . 2008 .

Суэцкий канал

Суэцкий канал находится в Египте (см. Египет) , проложен через Суэцкий перешеек, соединяет Красное море у г. Суэц со Средиземным морем у г. Порт-Саид . В древние времена существовал соединительный путь от Средиземного моря по Нилу и нескольким каналам к Красному морю. Согласно древним хроникам Суэцкий канал построил царь Дарий. Об этом гласят и надписи Дария на камнях, которые стоят в 20 км на север от Суэца. Трасса Дария проходила вдоль западного берега современного канала.
Канал, находящийся в упадке после 2 в. до н. э., восстановил римский император Траян. В течение 2 веков римские корабли плавали по нему к берегам Аравии и Индии. После завоевания Египта Византией канал не действовал с середины 9 и вплоть до середины 19 в. В период новой истории неоднократно высказывалась идея прокопать канал через перешеек, но все попытки заканчивались неудачей, так как слишком большой (9,9 м) была разность уровней воды в двух морях. Только Фердинанду де Лессепсу, инженеру и французскому консулу в Египте, удалось начать строительство канала в 1859 г. Предполагалось идти от Суэца, осмотреть его гавань, а потом отправляться к Пелузе. В окончательном варианте проекта было решено перенести северное устье канала туда, где впоследствии в честь хедива Египта возникла гавань Порт-Саид.
Строительство было успешно завершено к 1869 г., и 4 октября 1869 г. Суэцкий канал был открыт. Ф. де Лессепс организовал небывалую по пышности церемонию для 6 тыс. гостей. Композитору Джузеппе Верди заказали оперу для торжественного открытия канала и нового итальянского театра в Каире. Так была создана бессмертная «Аида». На следующий день 48 украшенных флагами кораблей в заранее назначенном порядке двинулись через канал. Французская императрица Евгения, как почетная гостья, плыла на первом корабле. Участие в тожествах приняли многие коронованные особы Европы и с других континентов. И тут же расторопный агент по путешествиям Томас Кук организовал туристическую поездку по новому каналу. Так, с фейерверками, танцами, музыкой Суэцкий канал был передан в общее пользование.
Благодаря Суэцкому каналу значительно сокращался долгий и опасный путь вокруг Африки для судов, следовавших из Европы на Восток. Важный в экономическом и стратегическом отношении, канал с самого начала попал в сферу интересов великих держав, прежде всего Великобритании и Франции. В 1875 г. правительством английского премьер-министра Б. Дизраэли были приобретены акции «Компании Суэцкий канал» у египетского хедива. С 1880 г. управление Суэцким каналом осуществлялось англо-французской «Всеобщей компанией Суэцкий канал». Проведенная Насером национализация компании, владевшей Суэцким каналом, вызвала в 1956 г. кризис. На оккупацию Израилем Синайского полуострова Насер ответил блокадой канала, которая была снята лишь в 1975 г. Этот путь обслуживает сегодня 14% всех мировых торговых перевозок. Длина канала - 162,5 км, причем его русло несколько раз расширяли и углубляли. Через канал каждые сутки проходит около 50 судов. На это уходит 14-16 часов. В районе Порт-Саида, как и в трех других местах, канал раздваивается, чтобы обеспечить двухсторонее движение судов.

Энциклопедия туризма Кирилла и Мефодия . 2008 .


Смотреть что такое "СУЭЦКИЙ КАНАЛ" в других словарях:

    Суэцкий канал - ‑ судоходный бесшлюзовой морской канал на северо востоке Египта, соединяющий Средиземное и Красное моря. Суэцкий канал ‑ кратчайший водный путь между портами Атлантического и Индийского океанов (на 8 15 тысяч километров меньше пути вокруг Африки) … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Суэцкий канал - Суэцкий канал. СУЭЦКИЙ КАНАЛ, в Египте, проложен через Суэцкий перешеек, соединяет Красное море у города Суэц со Средиземным морем у города Порт–Саид. Открыт в 1869. Длина 161 км, глубина 16,2 м, ширина 120 318 м, без шлюзов. Суэцкий канал … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    В Египте, проложен через Суэцкий перешеек, соединяет Красное м. у г. Суэц со Средиземным м. у г. Порт Саид. Открыт в 1869. С 1880 управление Суэцким каналом осуществлялось англо французской Всеобщей компанией Суэцкий канал. Национализирован в… … Большой Энциклопедический словарь

    Суэцкий канал - (Suez Canal), судоходный канал длиной 171 км, связывающий Средиземное море у Порт Саида с Красным морем. Открыт в 1869 г. Куплен Англией в 1875 г.; с 1882 по 1955 г. зона канала имела статус англ. воен. базы. В 1956 г. Египет национализировал… … Всемирная история

    СУЭЦКИЙ КАНАЛ - канал, соединяющий Средиземное море и Индийский океан и имеющий существенное значение для международного судоходства. Правовой режим канала определяется Константинопольской конвенцией 1888 г., предусматривающей, что как в военное, так и в мирное… … Юридическая энциклопедия

Суэцкий канал - судоходный бесшлюзовой морской канал на северо-востоке Египта, соединяющий Средиземное и Красное моря. Суэцкий канал - кратчайший водный путь между портами Атлантического и Индийского океанов (на 8-15 тыс. км меньше пути вокруг Африки).

Зона Суэцкого канала считается условной границей между двумя континентами : Азией и Африкой. Главные входные порты: Порт-Саид из Средиземного моря и Суэц из Красного моря. Суэцкий канал проходит по Суэцкому перешейку в его наиболее пониженной и узкой части, пересекая ряд озер и лагуну Мензала.

Мысль о том, чтобы прорыть канал через Суэцкий перешеек, возникла еще в глубокой древност и. Античные историки сообщают о том, что канал, соединяющий правый рукав Нила с Красным морем, пытались соорудить еще фиванские фараоны эпохи Среднего царства.

Первое достоверное историческое свидетельство соединения Средиземного и Красного морей каналом относится к временам правления фараона Нехо II (конец VII - начало VI в. до н.э.).

Расширение и усовершенствование канала производилось по распоряжению персидского царя Дария I, завоевавшего Египет, а впоследствии - Птолемея Филадельфа (первая половина III в. до н.э.). По завершению эпохи фараонов в Египте канал пришел в состояние упадка.

Однако после завоевания Египта арабами канал в 642 году был вновь восстановлен, но в 776 году его засыпали, чтобы направить торговлю через основные районы халифата.

Планы восстановления канала, разрабатывавшиеся позднее (в 1569 году по приказу визиря Османской империи Мехмеда Соколлу и французами во время египетской экспедиции Бонапарта в 1798- 1801 годов), не были осуществлены .

Идея строительства Суэцкого канала возникла вновь во второй половине XIX века. Мир в этот период переживал эпоху колониального раздела. Северная Африка, самая близкая к Европе часть континента, привлекала внимание ведущих колониальных держав - Франции, Великобритании, Германии, Италии и Испании. Египет был предметом соперничества Великобритании и Франции.

Национализация канала послужила поводом для англо-франко-израильской агрессии против Египта в конце октября 1956 года. Суэцкому каналу были нанесены значительные повреждения, движение по нему было прервано и возобновилось только 24 апреля 1957 года, после завершения работ по очистке канала.

В результате арабо-израильской «шестидневной войны» 1967 года судоходство по Суэцкому каналу вновь было прервано, так как зона канала фактически превратилась в линию фронта, разделяющую египетские и израильские войска, а в ходе октябрьской войны 1973 года - в район активных военных действий.

Ежегодный ущерб, наносимый бездействием Суэцкому каналу, исчислялся в 4-5 млрд. долл.

В 1974 года, после отвода израильских войск из зоны Суэцкого канала, Египет приступил к расчистке, восстановлению и реконструкции канала. 5 июня 1975 года Суэцкий канал был вновь открыт для судоходства.

В 1981 году была завершена первая очередь проекта по реконструкции канала, позволившая проводить по нему танкеры дедвейтом до 150 тысяч тонн (по завершении второй очереди - до 250 тысяч тонн) и грузовые суда дедвейтом до 370 тысяч тонн.

В 2005 году была начата новая реконструкция Суэцкого канала. План реконструкции предусматривает углубление фарватера, что позволит проводить по каналу более 90% существующего международного торгового флота. С 2010 года по каналу смогут ходить супертанкеры водоизмещением до 360 тыс. т. На сегодняшний день длина собственно канала 162,25 км, с морскими подходами от Порт-Саида до Порт-Тауфика - 190,25 км. Ширина на глубине 11 метров 200-210 м. Глубина по фарватеру 22,5 м.

Современный символ США Статую Свободы первоначально планировалось установить в Порт-Саиде под названием "Свет Азии" (The Light Of Asia), но тогдашнее правительство страны решило, что перевозка конструкции из Франции и установка являются для государства слишком дорогостоящими.

В настоящее время порядка 10% всех мировых морских перевозок осуществляется через Суэцкий канал. В среднем в день по Суэцкому каналу проходит 48 судов, среднее время прохождения канала - около 14 часов.

По существующим правилам Суэц могут проходить суда всех стран, не находящихся в состоянии войны с Египтом. Правила эксплуатации запрещают появление в нем лишь кораблей с атомными силовыми установками.

На сегодняшний день Суэцкий канал является главным бюджетообразующим проектом Египта. По оценкам ряда экспертов, канал дает стране больше средств, чем добыча нефти, и гораздо больше, чем сегодня позволяет получать стремительно развивающаяся инфраструктура туризма.

Эксплуатация канала является одним из основных источников валютных поступлений в египетскую казну. По оценкам ряда экспертов, канал дает стране больше средств, чем добыча нефти, и гораздо больше, чем стремительно развивающаяся инфраструктура туризма.

Ежемесячный объем сборов за проход через канал составляет 372 млн долларов.

В 2007-2008 финансовом году Суэцкий канал принес Египту более 5 млрд долларов , что стало рекордным показателем за всю историю канала.

В 2008-2009 финансовом году судоходство по Суэцкому каналу снизилось на 8,2%, а доходы Египта от эксплуатации канала упали на 7,2%. Эксперты объясняют это последствиями мирового финансового кризиса, а также действиями пиратов у берегов Сомали.

Правообладатель иллюстрации EPA Image caption Несколько контейнеровозов проследовали по новому водному пути

В субботу успешно прошли испытания второй очереди Суэцкого канала. Несколько контейнеровозов под флагами разных стран преодолели 72-километровый отрезок, проложенный параллельно старому. Официальное открытие намечено на 6 августа.

Канал был сооружен всего за год против 10 лет, потребовавшихся в XIX веке для строительства первой очереди, обошелся в 8,5 миллиарда долларов и, как ожидается, повысит доход египетской казны от эксплуатации водного пути с нынешних 5,3 миллиарда до 13,2 миллиарда долларов в год.

Цель проекта - обеспечить двустороннее движение судов. В дальнейшем с юга на север они будут следовать по старому, а с севера на юг по новому руслу. Это позволит избежать заторов и ожидания, сократит время прохождения канала с 18 до 11 часов и повысит суточную производительность с 49 до 97 кораблей.

Суэцкий канал обеспечивает 7% мирового морского грузооборота, играет ключевую роль в снабжении Европы ближневосточной нефтью, а для Египта является вторым после туризма источником валютных доходов и предметом национальной гордости.

Дело престижа

Новый канал, как и прежний, будет государственной собственностью. Строительство финансировалось из внутренних источников. Египетское правительство выпустило заем под 12% годовых, и крупные и мелкие инвесторы раскупили облигации в течение всего восьми дней. Работы велись круглосуточно при масштабном участии инженерных частей египетской армии.

Торжественная закладка канала в августе прошлого года сопровождалась помпезным воздушным парадом и оптимистическими речами. Президент Фаттах-аль-Сиси назвал проект "великой мечтой Египта" и "каналом процветания", пообещав нации экономический подъем и рост занятости.

Глава администрации Суэцкого канала адмирал Мохаб Мамиш говорил о "новом рождении страны" и назвал стройку "мирной битвой за развитие".

Как наши предки 150 лет назад, мы строим канал для наших детей и внуков и для всего человечества Мохаб Мамиш, глава администрации Суэцкого канала

"Как наши предки 150 лет назад, мы строим канал для наших детей и внуков и для всего человечества", - заявил он Би-би-си.

По словам министра инвестиций Ашрафа Салмана, проект "вернет Египет на карту мира" после периода нестабильности, когда в 2011-2013 годах в стране были насильственно свергнуты два президента - Хосни Мубарак и Мохаммед Мурси.

По мнению критиков режима, деньги лучше было бы потратить на улучшение инфраструктуры Каира и других египетских городов, страдающих от перенаселения.

"Для властей это в первую очередь патриотическое начинание, смысл которого не сводится исключительно к деньгам", - заявил Би-би-си живущий в Египте финансовый аналитик Энгус Блэр.

Вопрос безопасности

Субботнее испытание проходило под контролем боевых кораблей и вертолетов, поскольку лежащий к востоку от канала Синайский полуостров известен как база радикальных исламистов, однако все прошло гладко.

Несмотря на политические пертурбации последних лет, работа Суэцкого канала ни разу не нарушалась.

Единственный инцидент - , причинивший незначительный материальный ущерб - имел место 31 августа 2013 года. На следующий день адмирал Мамиш лично проплыл по каналу в обоих направлениях, дабы доказать, что с ним все в порядке.

Начальная фаза строительства сопровождалась техническими ЧП: затоплением части русла и обрушением мостового перехода, однако жертв не было.

Кроме того, египетское почтовое ведомство выпустило в честь проекта марку, был изображен Панамский канал.

История

Первый Суэцкий канал был построен при египетском фараоне Нехо II (конец VII – начало VI в. до н.э.), но затем пришел в упадок.

В новое время идею прокладки короткого водного пути между Европой и Азией выдвинул в 1849 году бывший французский консул в Александрии Фердинанд Лессепс, чей отец, Жан Лессепс, участвовал в экспедиции Лаперуза, проехал посуху от Петропавловска-Камчатского до Парижа и во время ее оккупации войсками Наполеона.

В 1854 году Лессепс создал франко-египетскую Всеобщую компанию Суэцкого канала и получил концессию от египетского хедива (впоследствии долю правительства Египта выкупили британские инвесторы). В 1859 году началось строительство, которое возглавил Лессепс, и 17 ноября 1869 года канал вступил в строй.

В 1956 году египетский президент-националист Гамаль Абдель Насер национализировал Суэцкий канал . Британия и Франция при содействии Израиля попытались силой вернуть свою собственность, но безуспешно, поскольку СССР активно поддержал Египет, а США заняли позицию невмешательства.

После Шестидневной войны 1967 года канал сделался разграничительной линией между Египтом и Израилем, но и тогда судоходство по нему не прекращалось. По Кэмп-Дэвидскому соглашению 1978 года Египет вернул себе контроль над Синайским полуостровом.