Горизонтальное масштабирование серверов баз данных для OLTP-систем, или что есть на рынке. Масштабируемость системы

АЛЕКСАНДР КАЛЕНДАРЕВ , РБК Медиа, программист, [email protected]


Проблемы и пути решения

Рано или поздно популярный веб- или мобильный проект с серверной частью столкнется с проблемой производительности. Один из вариантов решения – это горизонтальное масштабирование базы данных. Рассказываем о подводных камнях и о возможных путях их обхода

Каждый растущий проект упирается в проблему повышения производительности. Поэтому если вы считаете, что ваш проект амбициозен и в скором покорит весь мир, то возможность масштабирования желательно закладывать уже на уровне начальной разработки архитектуры.

Уточним терминологию:

  • Производительность (performance) – способность приложения отвечать таким требованиям, как максимальное время реакции, пропускная способность.
  • Пропускная способность (capacity) – максимальная возможность приложения пропустить через себя определенное количество запросов в единицу времени или держать определенное число пользовательских сессий.
  • Масштабируемость (scalability) – это характеристика приложения, показывающая его способность сохранять производительность при увеличении пропускной способности. В свою очередь, масштабирование – это процесс обеспечения роста системы. Масштабирование может быть вертикальным или горизонтальным.
  • Вертикальное масштабирование – это увеличение производительности за счет наращивания мощности железа, объема оперативной памяти и т.д. Рано или поздно вертикальное масштабирование упрется в верхний предел.
  • Горизонтальное масштабирование – это увеличение производительности за счет разделения данных на множество серверов.

Функциональное разделение данных

Существует несколько вариантов горизонтального масштабирования. Например, очень часто используется разделение данных по функциональному признаку использования. Например, данные для фотоальбомов содержатся на одной группе серверов, данные профилей пользователей расположены в другой группе, а переписка пользователей – на третьей. На рис. 1 изображена схема горизонтального масштабирования по функциональному распределению.

Масштабирование с использованием репликации

Самый простой способ масштабирования, который часто используется для небольших и средних проектов, – использование репликации. Репликация – это механизм синхронизации нескольких копий объекта, таблиц базы данных (см. рис. 2). Master-slave-репликация – это синхронизация данных с основного master-сервера к подчиненным slave-серверам.

Так как в большинстве веб- и мобильных проектов операций чтения на порядок больше, чем операций записи, то операции записи мы можем производить на один master-сервер, а чтение данных осуществлять с множества slave-серверов. Между master- и slave-серверами должна быть настроена репликация.

Множество БД имеет встроенную репликацию, или, как говорят, «решение из коробки». Например, PostgreSQL-репликация может осуществляться следующими утилитами:

  • Slony-I – асинхронная (master to multiple slaves) репликация;
  • pgpool-I/II – синхронный мультимастер репликации;
  • Pgcluster – синхронный мультимастер репликации;
  • Bucardo;
  • Londiste;
  • RubyRep.
  • начиная с версии 9.0, встроенная потоковая репликация.

При масштабировании с использованием репликации необходимо применять разные соединения: одно с master-сервером, только для записи или обновления, и второе, только со slave-сервером, непосредственно для чтения. При этом если у нас используется несколько slave-серверов, то стратегия выбора может быть случайной либо за определенным веб-сервером закрепляют определенный сервер БД.

Статью целиком читайте в журнале «Системный администратор», №10 за 2014 г. на страницах 54-62.

PDF-версию данного номера можно приобрести в нашем магазине .


Вконтакте

Александр Макаров - разработчик популярного фреймворка Yii расскажет про масштабирование веб-проектов.

Масштабирование - способность наращивать систему для обработки большего количества трафика, не теряя при этом пользовательские качества: скорость и отзывчивость.

Масштабирование различают двух типов: вертикальное (больше памяти, диска, лучше процессор) и горизонтальное (больше серверов в кластере).

  • Зачем оно нужно, если и так всё работает?
  • Когда? Мониторинг, необдуманные решения, оптимизация и жизнь с одним сервером.
  • Типичная схема.
  • Балансировка нагрузки.
  • Какие, вообще, проблемы на стороне приложения?
  • Почему PHP так хорош для масштабирования.
  • Сессии.
  • База данных.
  • Файлы.
  • Как быть со статистикой?

Александр Макаров (Yii, Stay.com)

Здравствуйте! Я Александр Макаров, и вы можете меня знать по фреймворку «Yii» — я один из его разработчиков. У меня также есть full-time работа — и это уже не стартап — Stay.com, который занимается путешествиями.

Сегодня я буду рассказывать про горизонтальное масштабирование, но в очень-очень общих словах.

Что такое масштабирование, вообще? Это возможность увеличить производительность проекта за минимальное время путем добавления ресурсов.

Обычно масштабирование подразумевает не переписывание кода, а либо добавление серверов, либо наращивание ресурсов существующего. По этому типу выделяют вертикальное и горизонтальное масштабирование.

Вертикальное — это когда добавляют больше оперативки, дисков и т.д. на уже существующий сервер, а горизонтальное — это когда ставят больше серверов в дата-центры, и сервера там уже как-то взаимодействуют.

Самый классный вопрос, который задают, — а зачем оно надо, если у меня все и на одном сервере прекрасно работает? На самом-то деле, надо проверить, что будет. Т.е., сейчас оно работает, но что будет потом? Есть две замечательные утилиты — ab и siege, которые как бы нагоняют тучу пользователей конкурента, которые начинают долбить сервер, пытаются запросить странички, послать какие-то запросы. Вы должны указать, что им делать, а утилиты формируют такие вот отчеты:

Главные два параметра: n — количество запросов, которые надо сделать, с — количество одновременных запросов. Таким образом они проверяют конкурентность.

На выходе получаем RPS, т.е. количество запросов в секунду, которое способен обработать сервер, из чего станет понятно, сколько пользователей он может выдержать. Все, конечно, зависит от проекта, бывает по-разному, но обычно это требует внимания.

Есть еще один параметр — Response time — время ответа, за которое в среднем сервер отдал страничку. Оно бывает разное, но известно, что около 300 мс — это норма, а что выше — уже не очень хорошо, потому что эти 300 мс отрабатывает сервер, к этому прибавляются еще 300-600 мс, которые отрабатывает клиент, т.е. пока все загрузится — стили, картинки и остальное — тоже проходит время.

Бывает, что на самом деле пока и не надо заботиться о масштабировании — идем на сервер, обновляем PHP, получаем 40% прироста производительности и все круто. Далее настраиваем Opcache, тюним его. Opcache, кстати, тюнится так же, как и APC, скриптом, который можно найти в репозитории у Расмуса Лердорфа и который показывает хиты и мисы, где хиты — это сколько раз PHP пошел в кэш, а мисы — сколько раз он пошел в файловую систему доставать файлики. Если прогнать весь сайт, либо запустить туда какой-то краулер по ссылкам, либо вручную потыкать, то у нас будет статистика по этим хитам и мисам. Если хитов 100%, а мисов — 0%, значит, все нормально, а если есть мисы, то надо выделить больше памяти, чтобы весь наш код влез в Opcache. Это частая ошибка, которую допускают — вроде Opcache есть, но что-то не работает...

Еще часто начинают масштабировать, но не смотрят, вообще, из-за чего все работает медленно. Чаще всего лезем в базу, смотрим — индексов нет, ставим индексы — все сразу залетало, еще на 2 года хватит, красота!

Ну, еще надо включить кэш, заменить apache на nginx и php-fpm, чтобы сэкономить память. Будет все классно.

Все перечисленное достаточно просто и дает вам время. Время на то, что когда-то этого станет мало, и к этому уже сейчас надо готовиться.

Как, вообще, понять, в чем проблема? Либо у вас уже настал highload, а это не обязательно какое-то бешеное число запросов и т.д., это, когда у вас проект не справляется с нагрузкой, и тривиальными способами это уже не решается. Надо расти либо вширь, либо вверх. Надо что-то делать и, скорее всего, на это мало времени, что-то надо придумывать.

Первое правило — никогда ничего нельзя делать вслепую, т.е. нам нужен отличный мониторинг. Сначала мы выигрываем время на какой-то очевидной оптимизации типа включения кэша или кэширования Главной и т.п. Потом настраиваем мониторинг, он нам показывает, чего не хватает. И все это повторяется многократно – останавливать мониторинг и доработку никогда нельзя.

Что может показать мониторинг? Мы можем упереться в диск, т.е. в файловую систему, в память, в процессор, в сеть... И может быть такое, что, вроде бы, все более-менее, но какие-то ошибки валятся. Все это разрешается по-разному. Можно проблему, допустим, с диском решить добавлением нового диска в тот же сервер, а можно поставить второй сервер, который будет заниматься только файлами.

На что нужно обращать внимание прямо сейчас при мониторинге? Это:

  1. доступность, т.е. жив сервер, вообще, или нет;
  2. нехватка ресурсов диска, процессора и т.д.;
  3. ошибки.

Как это все мониторить?

Вот список замечательных инструментов, которые позволяют мониторить ресурсы и показывать результаты в очень удобном виде:

  • Monit — http://mmonit.com/monit/
  • Zabbix — http://www.zabbix.com/
  • Munin — http://munin-monitoring.org/
  • Nagios — http://www.nagios.org/
  • ServerDensity — https://www.serverdensity.com/

Первые 4 инструмента можно поставить на сервер, они мощные, классные. А ServerDensity хостится у кого-то, т.е. мы за нее платим деньги, и она может собирать с серверов все данные и отображать их для анализа.

Для мониторинга ошибок есть два хороших сервиса:

  • Rollbar — https://rollbar.com/
  • Sentry — https://getsentry.com/

Обычно мы мониторим ошибки так — либо пишем все в лог и потом смотрим его, либо дополнительно к этому начинаем email"ы или смс-ки слать разработчикам. Это все нормально, но как только у нас набегает туча народа на сервис, и есть там какая-то ошибка, она начинает повторяться очень большое количество раз, начинает бешено спамить email либо он, вообще, переполняется, или же у разработчика полностью теряется внимание и он начинает письма игнорировать. Вышеуказанные сервисы берут и ошибки одного и того же типа собирают в одну большую пачку, плюс они считают, сколько раз ошибки произошли за последнее время и в приоритетах автоматом поднимают все это дело.

Sentry можно поставить к себе на сервер, есть исходник, а Rollbar — нет, но Rollbar лучше, потому что он берет деньги за количество ошибок, т.е. стимулирует их исправлять.

Про нотификации повторю, что спамить не стоит, теряется внимание.

Что, вообще, надо анализировать?

RPS и Responce time — если у нас начинает время ответа падать, то надо что-то делать.

Количество процессов, потоков и размеры очередей — если это все начинает плодиться, забиваться и т.д., то что-то здесь опять не так, надо анализировать более детально и как-то менять инфраструктуру.

Также стоит смотреть на бизнес-анализ. Google Analytics для сайтовых типов отлично подходит, а mixpanel — для логирования ивентов, он работает на десктопных приложениях, на мобильных, на веб. Можно и на основе каких-то своих данных писать, но я бы советовал готовые сервисы. Смысл в том, что наш мониторинг может показывать, что сервис жив, что все работает, что общий Responce time нормальный, но когда мы, допустим, регистрацию в mixpanel"е начинаем трекать, он показывает, что их как-то маловато. В этом случае надо смотреть, насколько быстро отрабатывают определенные ивенты, страницы, и в чем состоят проблемы. Проект всегда должен быть "обвешан" анализом, чтобы всегда знать, что происходит, а не работать вслепую.

Нагрузка, вообще, возникает или запланировано, или нет, может возникать постепенно, может не постепенно:

Как бороться с нагрузкой? Решает все бизнес, и важна только цена вопроса. Важно:

  1. чтобы сервис работал,
  2. чтобы это было не сильно дорого, не разорило компанию.

Остальное не очень важно.

Если дешевле попрофайлить, оптимизировать, записать в кэш, поправить какие-то конфиги, то это и надо делать, не задумываясь пока о масштабировании и о том, чтобы докупать "железо" и т.д. Но бывает, что "железо" становится дешевле, чем работа программиста, особенно, если программисты очень подкованные. В этом случае уже начинается масштабирование.

На рисунке синяя штука — это Интернет, из которого идут запросы. Ставится балансировщик, единственная задача которого — распределить запросы на отдельные фронтенды-сервера, принять от них ответы и отдать клиенту. Смысл тут в том, что 3 сервера могут обработать (в идеале) в 3 раза больше запросов, исключая какие-то накладные расходы на сеть и на саму работу балансировщика.

Что это нам дает? Указанную выше возможность обработать больше запросов, а еще надежность. Если в традиционной схеме валится nginx или приложение, или в диск уперлись и т.п., то все встало. Здесь же, если у нас один фронтенд отвалился, то ничего страшного, балансировщик, скорее всего, это поймет и отправит запросы на оставшиеся 2 сервера. Может, будет чуть помедленнее, но это не страшно.

Вообще, PHP — штука отличная для масштабирования, потому что он следует принципу Share nothing по умолчанию. Это означает, что если мы возьмем, допустим, Java для веба, то там приложение запускается, читает весь код, записывает по максимуму данных в память программы, все там крутится, работает, на request уходит очень мало времени, очень мало дополнительных ресурсов. Однако есть засада — т.к. приложение написано так, что оно должно на одном инстансе работать, кэшироваться, читать из своей же памяти, то ничего хорошего у нас при масштабировании не получится. А в PHP по умолчанию ничего общего нет, и это хорошо. Все, что мы хотим сделать общим, мы это помещаем в memcaсhed, а memcaсhed можно читать с нескольких серверов, поэтому все замечательно. Т.е. достигается слабая связанность для слоя серверов приложений. Это прекрасно.

Чем, вообще, балансировать нагрузку?

Чаще всего это делали Squid"ом или HAProxy, но это раньше. Сейчас же автор nginx взял и партировал из nginx+ балансировщик в nginx, так что теперь он может делать все то, что раньше делали Squid"ом или HAProxy. Если оно начинает не выдерживать, можно поставить какой-нибудь крутой дорогой аппаратный балансировщик.

Проблемы, которые решает балансировщик — это как выбрать сервер и как хранить сессии? Вторая проблема — чисто PHP"шная, а сервер может выбираться либо по очереди из списка, либо по географии каких-то IP"шников, либо по какой-то статистике (nginx поддерживает least-connected, т.е. к какому серверу меньше коннектов, на него он и будет перекидывать). Можем написать для балансировщика какой-то код, который будет выбирать, как ему работать.

Что, если мы упремся в балансировщик?

Есть такая штука как DNS Round robin — это замечательный трюк, который позволяет нам не тратиться на аппаратный балансировщик. Что мы делаем? Берем DNS-сервер (обычно DNS-сервера у себя никто не хостит, это дорого, несильно надежно, если он выйдет из строя, то ничего хорошего не получится, все пользуются какими-то компаниями), в А-записи прописываем не один сервер, а несколько. Это будут А-записи разных балансировщиков. Когда браузер туда идет (гарантий, на самом деле, нет, но все современные браузеры так действуют), он выбирает по очереди какой-нибудь IP-адрес из А-записей и попадает либо на один балансировщик, либо на второй. Нагрузка, конечно, может размазываться не равномерно, но, по крайней мере, она размазывается, и балансировщик может выдержать немного больше.

Что делать с сессиями?

Сессии у нас по умолчанию в файлах. Это не дело, потому что каждый из серверов-фронтендов у нас будет держать сессии в своей файловой системе, а пользователь может попадать то на один, то на второй, то на третий, т.е. сессии он будет каждый раз терять.

Возникает очевидное желание сделать общую файловую систему, подключить NFS. Но делать так не надо — она до жути медленная.

Можно записать в БД, но тоже не стоит, т.к. БД не оптимальна для этой работы, но если у вас нет другого выхода, то, в принципе, сойдет.

Можно писать в memcached, но очень-очень осторожно, потому что memcached — это, все-таки, кэш и он имеет свойство вытираться, как только у него мало ресурсов, или некуда писать новые ключи — тогда он начинает терять старые без предупреждения, сессии начинают теряться. За этим надо либо следить, либо выбрать тот же Redis.

Redis — нормальное решение. Смысл в том, что Redis у нас на отдельном сервере, и все наши фронтенды ломятся туда и начинают с Redis"а свои сессии считывать. Но Redis однопоточный и рано или поздно можем хорошенько упереться. Тогда делают sticky-сессии. Ставится тот же nginx и сообщается ему, что нужно сделать сессии так, чтобы юзер, когда он пришел на сервер и ему выдалась сессионная cookie, чтобы он впоследствии попадал только на этот сервер. Чаще всего это делают по IP-хэшу. Получается, что если Redis на каждом инстансе, соответственно, сессии там свои, и пропускная способность чтения-записи будет гораздо лучше.

Как насчет cookies? Можно писать в cookies, никаких хранилищ не будет, все хорошо, но, во-первых, у нас все еще куда-то надо девать данные о сессии, а если мы начнем писать в cookies, она может разрастись и не влезть в хранилище, а, во-вторых, можно хранить в cookies только ID, и нам все равно придется обращаться к БД за какими-то сессионными данными. В принципе, это нормально, решает проблему.

Есть классная штука — прокси для memcached и Redis:

Они, вроде как, поддерживают распараллеливание из коробки, но делается это, я не сказал бы, что очень оптимально. А вот эта штука — twemproxy — она работает примерно как nginx с PHP, т.е. как только ответ получен, он сразу отправляет данные и в фоне закрывает соединение, получается быстрее, меньше ресурсов потребляет. Очень хорошая штука.

Очень часто возникает такая ошибка "велосипедирования", когда начинают писать, типа "мне сессии не нужны! я сейчас сделаю замечательный токен, который будет туда-сюда передаваться"... Но, если подумать, то это опять же сессия.

В PHP есть такой механизм как session handler, т.е. мы можем поставить свой handler и писать в cookies, в БД, в Redis — куда угодно, и все это будет работать со стандартными session start и т.д.

Сессии надо закрывать вот этим замечательным методом.

Как только мы из сессии все прочитали, мы не собираемся туда писать, ее надо закрыть, потому что сессия частенько блокируется. Она, вообще-то, должна блокироваться, потому что без блокировок будут проблемы с конкурентностью. На файлах это видно сразу, на других хранилищах блокировщики бывают не на весь файл сразу, и с этим немного проще.

Что делать с файлами?

С ними можно справляться двумя способами:

  1. какое-то специализированное решение, которое дает абстракцию, и мы работаем с файлами как с файловой системой. Это что-то вроде NFS, но NFS не надо.
  2. "шардирование" средствами PHP.

Специализированные решения из того, что действительно работает, — это GlusterFS. Это то, что можно поставить себе. Оно работает, оно быстрое, дает тот же интерфейс, что NFS, только работает с нормальной терпимой скоростью.

И Amazon S3 — это, если вы в облаке Amazon"а, — тоже хорошая файловая система.

Если вы реализуете со стороны PHP, есть замечательная библиотека Flysystem, покрытая отличными тестами, ее можно использовать для работы со всякими файловыми системами, что очень удобно. Если вы сразу напишете всю работу с файлами с этой библиотекой, то потом перенести с локальной файловой системы на Amazon S3 или др. будет просто — в конфиге строчку переписать.

Как это работает? Пользователь из браузера загружает файл, тот может попадать либо на фронтенд и оттуда расползаться по файловым серверам, либо на каждом файловом сервере делается скрипт для аплоада и файл заливается сразу в файловую систему. Ну и, параллельно в базу пишется, какой файл на каком сервере лежит, и мы читать его можем непосредственно оттуда.

Лучше всего раздавать файлы nginx"ом или Varnish"ем, но лучше все делать nginx"ом, т.к. мы все его любим и используем — он справится, он хороший.

Что у нас происходит с базой данных?

Если у вас все уперлось в код PHP, мы делаем кучу фронтендов и все еще обращаемся к одной БД — она справится достаточно долгое время. Если нагрузка не страшная, то БД живет хорошо. Например, мы делали JOIN"ы по 160 млн. строк в таблице, и все было замечательно, все бегало хорошо, но там, правда, оперативки надо больше выделить на буферы, на кэш...

Что делать с БД, если мы уперлись в нее? Есть такие техники как репликация. Обычно делается репликация мастер-слэйв, есть репликация мастер-мастер. Можно делать репликацию вручную, можно делать шардирование и можно делать партицирование.

Что такое мастер-слэйв?

Выбирается один сервер главным и куча серверов — второстепенными. На главный пишется, а читать мы можем с мастера, а можем и со слэйвов (на картинке красные стрелочки — это то, что мы пишем, зеленые — то, что мы читаем). В типичном проекте у нас операций чтения гораздо больше, чем операций записи. Бывают нетипичные проекты.

В случае типичного проекта большое количество слэйвов позволяет разгрузить как мастер, так и, вообще, увеличить скорость чтения.

Также это дает отказоустойчивость — если упал один из слэйвов, то делать ничего не надо. Если упал мастер, мы можем достаточно быстро сделать один из слэйвов мастером. Правда, это обычно не делается автоматически, это внештатная ситуация, но возможность есть.

Ну, и бэкапы. Бэкапы базы все делают по-разному, иногда это делается MySQL-дампом, при этом он фризит весь проект намертво, что не очень хорошо. Но если делать бэкап с какого-нибудь слэйва, предварительно остановив его, то пользователь ничего не заметит. Это прекрасно.

Кроме этого, на слэйвах можно делать тяжелые вычисления, чтобы не затронуть основную базу, основной проект.

Есть такая штука как read/write split.Делается 2 пула серверов — мастер, слэйв, соединение по требованию, и логика выбора соединения варьируется. Смысл в том, что если мы будем всегда читать со слэйвов, а писать всегда в мастер, то будет небольшая засада:

т.е. репликация выполняется не немедленно, и нет гарантий, что она выполнилась, когда мы делаем какой-либо запрос.

Есть два типа выборок:

  1. для чтения или для вывода;
  2. для записи, т.е., когда мы что-то выбрали и потом это что-то надо изменить и записать обратно.

Если выборка для записи, то мы можем либо всегда читать с мастера и писать на мастер, либо мы можем выполнить "SHOW SLAVE STATUS" и посмотреть там Seconds_Behind_Master (для PostgreSQL тоже супер-запрос есть на картинке) — он покажет нам число. Если это 0 (нуль), значит, все у нас уже реплицировалось, можно смело читать со слэйва. Если число больше нуля, то надо смотреть значение — либо нам стоит подождать немного и тогда прочитать со слэйва, либо сразу читать с мастера. Если у нас NULL, значит еще не реплицировали, что-то застряло, и надо смотреть логи.

Причины подобного лага — это либо медленная сеть, либо не справляется реплика, либо слишком много слэйвов (больше 20 на 1 мастер). Если медленная сеть, то понятно, ее надо как-то ускорять, собирать в единые дата-центры и т.д. Если не справляется реплика, значит надо добавить реплик. Если же слишком много слэйвов, то надо уже придумывать что-то интересное, скорее всего, делать какую-то иерархию.

Что такое мастер-мастер?

Это ситуация, когда стоит несколько серверов, и везде и пишется, и читается. Плюс в том, что оно может быть быстрее, оно отказоустойчивое. В принципе, все то же, что и у слэйвов, но логика, вообще, простая — мы просто выбираем рандомное соединение и с ним работаем. Минусы: лаг репликации выше, есть шанс получить какие-то неконсистентные данные, и, если произошла какая-нибудь поломка, то она начинает раскидываться по всем мастерам, и никому уже неизвестно, какой мастер нормальный, какой поломался... Это все дело начинает реплицироваться по кругу, т.е. очень неслабо забивает сеть. Вообще, если пришлось делать мастер-мастер, надо 100 раз подумать. Скорее всего, можно обойтись мастер-слэйвом.

Можно делать репликацию всегда руками, т.е. организовать пару соединений и писать сразу в 2, в 3, либо что-то делать в фоне.

Что такое шардирование?

Фактически это размазывание данных по нескольким серверам. Шардировать можно отдельные таблицы. Берем, допустим, таблицу фото, таблицу юзеров и др., растаскиваем их на отдельные сервера. Если таблицы были большие, то все становится меньше, памяти ест меньше, все хорошо, только нельзя JOIN"ить и приходится делать запросы типа WHERE IN, т.е. сначала выбираем кучу ID"шников, потом все эти ID"шники подставляем запросу, но уже к другому коннекту, к другому серверу.

Можно шардировать часть одних и тех же данных, т.е., например, мы берем и делаем несколько БД с юзерами.

Можно достаточно просто выбрать сервер — остаток от деления на количество серверов. Альтернатива — завести карту, т.е. для каждой записи держать в каком-нибудь Redis"е или т.п. ключ значения, т.е. где какая запись лежит.

Есть вариант проще:

Сложнее — это когда не удается сгруппировать данные. Надо знать ID данных, чтобы их достать. Никаких JOIN, ORDER и т.д. Фактически мы сводим наш MySQL или PostgreSQL к key-valuе хранилищу, потому что мы с ними ничего делать не можем.

Обычные задачи становятся необычными:

  • Выбрать TOP 10.
  • Постраничная разбивка.
  • Выбрать с наименьшей стоимостью.
  • Выбрать посты юзера X.

Если мы зашардировали так, что все разлетелось по всем серверам, это уже начинает решаться очень нетривиально. В этой ситуации возникает вопрос — а зачем нам, вообще SQL? Не писать ли нам в Redis сразу? А правильно ли мы выбрали хранилище?

Из коробки шардинг поддерживается такими штуками как:

  • memcache;
  • Redis;
  • Cassandra (но она, говорят, с какого-то момента не справляется и начинает падать).

Как быть со статистикой?

Часто статистику любят считать с основного сервера — с единственного сервера БД. Это прекрасно, но запросы в статистике обычно жуткие, многостраничные и т.д., поэтому считать статистику по основным данным — это большая ошибка. Для статистики в большинстве случаев realtime не нужен, так что мы можем настроить мастер-слэйв репликацию и на слэйве эту статистику уже посчитать. Или мы можем взять что-нибудь готовое — Mixpanel, Google Analytics или подобное.

Это основная идея, которая помогает раскидывать все по разным серверам и масштабировать. Во-первых, от этого сразу виден профит — даже если у вас один сервер и вы начинаете в фоне что-то выполнять, юзер получает ответ гораздо быстрее, но и впоследствии размазывать нагрузку, т.е. мы можем перетащить всю эту обработку на другой сервер, можно обрабатывать даже не на PHP. Например, в Stay.com картинки ресайзятся на Go.

Можно сразу взять Gearman. Это готовая штука для обработки в фоне. Есть под PHP библиотеки, драйвера... А можно использовать очереди, т.е. ActiveMQ, RabbitMQ, но очереди пересылают только сообщения, сами обработчики они не вызывают, не выполняют, и тогда придется что-то придумывать.

Общий смысл всегда один — есть основное ПО, которое помещает в очереди какие-то данные (обычно это "что сделать?" и данные для этого), и какой-то сервис – он либо достает, либо ему прилетают (если очередь умеет активно себя вести) эти данные, он все обрабатывает в фоне.

Перейдем к архитектуре.

Самое главное при масштабировании — это в проекте сделать как можно меньше связанности. Чем меньше связанности, тем проще менять одно решение на другое, тем проще вынести часть на другой сервер.

Связанность бывает в коде. SOLID, GRASP — это принципы, которые позволяют избежать связанности именно в коде. Но связанность в коде на разнос по серверам, конечно, влияет, но не настолько, насколько связанность доменного слоя с нашим окружением. Если мы в контроллере пишем много-много кода, получается, что в другом месте мы это использовать, скорее всего, не сможем. Нам непросто будет все это переносить из веб-контроллера в консоль и, соответственно, сложнее переносить на другие сервера и там обрабатывать по-другому.

Service-oriented architecture.

Есть 2 подхода разбиения систем на части:

    когда бьют на технические части, т.е., например, есть очередь, вынесли сервис очередей, есть обработка изображений, вынесли и этот сервис и т.д.

    Это хорошо, но когда эти очереди, изображения и т.п. взаимодействуют в рамках двух доменных областей... Например, в проекте есть область Sales и область Customer — это разные области, с ними работают разные пользователи, но и у тех, и у тех есть разные очереди. Когда все начинает сваливаться в кучу, проект превращается в месиво;

    правильное решение — бить на отдельные логические части, т.е. если в областях Sales и Customer используется модель user, то мы создаем 2 модели user. Они могут читать одни и те же данные, но представляют они их немного по-разному. Если разбить систему таким образом, то все гораздо лучше воспринимается и намного проще все это раскидать.

    Еще важно то, что части всегда должны взаимодействовать через интерфейсы. Так, в нашем примере, если Sales с чем-то взаимодействует, то он не пишет в БД, не использует общую модель, а с другими областями "разговаривает" через определенный контракт.

Что с доменным слоем?

Доменный слой разбивается на какие-то сервисы и т.п. — это важно для разработки приложения, но для масштабирования его проектирование не очень-то и важно. В доменном слое сверхважно отделить его от среды, контекста, в котором он выполняется, т.е. от контроллера, консольного окружения и т.д., чтобы все модели можно было использовать в любом контексте.

Есть 2 книги про доменный слой, которые всем советую:

  • "Domain-Driven Design: Tackling Complexity in the Heart of Software" от Eric Evans,
  • "Implementing Domain-Driven Design, Implementing Domain-Driven Design".
  • про BoundedContext — http://martinfowler.com/bliki/BoundedContext.html (то, о чем было выше — если у вас две области вроде как пересекаются, но они разные, то стоит некоторые сущности продублировать, такие как модель user);
  • про DDD в общем — — ссылка еще на одну книгу.

В архитектуре, опять же, стоит придерживаться принципа share nothing, т.е. если вы хотите что-то сделать общим, делайте это всегда сознательно. Логику предпочтительно закидывать на сторону приложения, но и в этом стоит знать меру. Никогда не стоит, допустим, делать хранимые процедуры в СУБД, потому что масштабировать это очень тяжело. Если это перенести на сторону приложения, то становится проще — сделаем несколько серверов и все будет выполняться там.

Не стоит недооценивать браузерную оптимизацию. Как я уже говорил, из тех 300-600 мс, которые запросы выполняются на сервере, к ним прибавляется 300-600 мс, которые тратятся на клиенте. Клиенту все равно, сервер ли у нас быстрый, или это сайт так быстро отработал, поэтому советую использовать Google PageSpeed и т.д.

Как обычно, абстракция и дробление совсем не бесплатны. Если мы раздробим сервис на много микросервисов, то мы больше не сможем работать с новичками и придется много-много платить нашей команде, которая будет во всем этом рыться, все слои перебирать, кроме этого сервис может начать медленнее работать. Если в компилируемых языках это не страшно, то в PHP, по крайней мере, до версии 7, это не очень...

Никогда не действуйте вслепую, всегда мониторьте, анализируйте. Вслепую практически все решения по умолчанию неправильные. Думайте! Не верьте, что существует "серебряная пуля", всегда проверяйте.

Еще немного ссылок полезных:

) Здравствуйте! Я Александр Макаров, и вы можете меня знать по фреймворку «Yii» — я один из его разработчиков. У меня также есть full-time работа — и это уже не стартап — Stay.com, который занимается путешествиями.

Сегодня я буду рассказывать про горизонтальное масштабирование, но в очень-очень общих словах.

Что такое масштабирование, вообще? Это возможность увеличить производительность проекта за минимальное время путем добавления ресурсов.

Обычно масштабирование подразумевает не переписывание кода, а либо добавление серверов, либо наращивание ресурсов существующего. По этому типу выделяют вертикальное и горизонтальное масштабирование.

Вертикальное — это когда добавляют больше оперативки, дисков и т.д. на уже существующий сервер, а горизонтальное — это когда ставят больше серверов в дата-центры, и сервера там уже как-то взаимодействуют.

Самый классный вопрос, который задают, — а зачем оно надо, если у меня все и на одном сервере прекрасно работает? На самом-то деле, надо проверить, что будет. Т.е., сейчас оно работает, но что будет потом? Есть две замечательные утилиты — ab и siege, которые как бы нагоняют тучу пользователей конкурента, которые начинают долбить сервер, пытаются запросить странички, послать какие-то запросы. Вы должны указать, что им делать, а утилиты формируют такие вот отчеты:

Главные два параметра: n — количество запросов, которые надо сделать, с — количество одновременных запросов. Таким образом они проверяют конкурентность.

На выходе получаем RPS, т.е. количество запросов в секунду, которое способен обработать сервер, из чего станет понятно, сколько пользователей он может выдержать. Все, конечно, зависит от проекта, бывает по-разному, но обычно это требует внимания.

Есть еще один параметр — Response time — время ответа, за которое в среднем сервер отдал страничку. Оно бывает разное, но известно, что около 300 мс — это норма, а что выше — уже не очень хорошо, потому что эти 300 мс отрабатывает сервер, к этому прибавляются еще 300-600 мс, которые отрабатывает клиент, т.е. пока все загрузится — стили, картинки и остальное — тоже проходит время.

Бывает, что на самом деле пока и не надо заботиться о масштабировании — идем на сервер, обновляем PHP, получаем 40% прироста производительности и все круто. Далее настраиваем Opcache, тюним его. Opcache, кстати, тюнится так же, как и APC, скриптом, который можно найти в репозитории у Расмуса Лердорфа и который показывает хиты и мисы, где хиты — это сколько раз PHP пошел в кэш, а мисы — сколько раз он пошел в файловую систему доставать файлики. Если прогнать весь сайт, либо запустить туда какой-то краулер по ссылкам, либо вручную потыкать, то у нас будет статистика по этим хитам и мисам. Если хитов 100%, а мисов — 0%, значит, все нормально, а если есть мисы, то надо выделить больше памяти, чтобы весь наш код влез в Opcache. Это частая ошибка, которую допускают — вроде Opcache есть, но что-то не работает…

Еще часто начинают масштабировать, но не смотрят, вообще, из-за чего все работает медленно. Чаще всего лезем в базу, смотрим — индексов нет, ставим индексы — все сразу залетало, еще на 2 года хватит, красота!

Ну, еще надо включить кэш, заменить apache на nginx и php-fpm, чтобы сэкономить память. Будет все классно.

Все перечисленное достаточно просто и дает вам время. Время на то, что когда-то этого станет мало, и к этому уже сейчас надо готовиться.

Как, вообще, понять, в чем проблема? Либо у вас уже настал highload, а это не обязательно какое-то бешеное число запросов и т.д., это, когда у вас проект не справляется с нагрузкой, и тривиальными способами это уже не решается. Надо расти либо вширь, либо вверх. Надо что-то делать и, скорее всего, на это мало времени, что-то надо придумывать.

Первое правило — никогда ничего нельзя делать вслепую, т.е. нам нужен отличный мониторинг. Сначала мы выигрываем время на какой-то очевидной оптимизации типа включения кэша или кэширования Главной и т.п. Потом настраиваем мониторинг, он нам показывает, чего не хватает. И все это повторяется многократно – останавливать мониторинг и доработку никогда нельзя.

Что может показать мониторинг? Мы можем упереться в диск, т.е. в файловую систему, в память, в процессор, в сеть… И может быть такое, что, вроде бы, все более-менее, но какие-то ошибки валятся. Все это разрешается по-разному. Можно проблему, допустим, с диском решить добавлением нового диска в тот же сервер, а можно поставить второй сервер, который будет заниматься только файлами.

На что нужно обращать внимание прямо сейчас при мониторинге? Это:

  1. доступность, т.е. жив сервер, вообще, или нет;
  2. нехватка ресурсов диска, процессора и т.д.;
  3. ошибки.
Как это все мониторить?

Вот список замечательных инструментов, которые позволяют мониторить ресурсы и показывать результаты в очень удобном виде:

Этот доклад - расшифровка одного из лучших выступлений на обучающей конференции разработчиков высоконагруженных систем за 2015 год.

Старьё! - скажите вы.
- Вечные ценности! - ответим мы. Добавить метки

Представим, что мы сделали сайт. Процесс был увлекательным и очень приятно наблюдать, как увеличивается число посетителей.

Но в какой-то момент, траффик начинает расти очень медленно, кто-то опубликовал ссылку на ваше приложение в Reddit или Hacker News , что-то случилось с исходниками проекта на GitHub и вообще, все стало как будто против вас.

Ко всему прочему, ваш сервер упал и не выдерживает постоянно растущей нагрузки. Вместо приобретения новых клиентов и/или постоянных посетителей, вы остались у разбитого корыта и, к тому же, с пустой страничкой.

Все ваши усилия по возобновлению работы безрезультатны – даже после перезагрузки, сервер не может справиться с потоком посетителей. Вы теряете трафик!

Никто не может предвидеть проблемы с трафиком. Очень немногие занимаются долгосрочным планированием, когда работают над потенциально высокодоходным проектом, чтобы уложиться в фиксированные сроки.

Как же тогда избежать всех этих проблем? Для этого нужно решить два вопроса: оптимизация и масштабирование .

Оптимизация

Первым делом, стоит провести обновление до последней версии PHP (текущая версия 5.5, использует OpCache ), проиндексировать базу данных и закэшировать статический контент (редко изменяющиеся страницы вроде About , FAQ и так далее).

Оптимизация затрагивает не только кэширование статических ресурсов. Также, есть возможность установить дополнительный не-Apache-сервер (например, Nginx ), специально предназначенный для обработки статического контента.

Идея заключается в следующем: вы помещаете Nginx перед вашим Apache-сервером (Ngiz будет frontend -сервером, а Apache — backend ), и поручаете ему, перехват запросов на статические ресурсы (т.е. *.jpg , *.png , *.mp4 , *.html …) и их обслуживание БЕЗ ОТПРАВЛЕНИЯ запроса на Apache.

Такая схема называется reverse proxy (её часто упоминают вместе с техникой балансировки нагрузки, о которой рассказано ниже).

Масштабирование

Существует два типа масштабирования – горизонтальное и вертикальное .

Мы говорим, что сайт масштабируем, когда он может выдерживать увеличение нагрузки без необходимости внесения изменений в программное обеспечение.

Вертикальное масштабирование

Представьте, что у вас имеется веб-сервер, обслуживающий веб-приложение. Этот сервер имеет следующие характеристики 4GB RAM , i5 CPU и 1TB HDD .

Он хорошо выполняет возложенные на него задачи, но чтобы лучше справляться с нарастающим трафиком, вы решаете заменить 4GB RAM на 16GB, устанавливаете новый i7 CPU и добавляете гибридный носитель PCIe SSD/HDD .

Сервер теперь стал более мощным и может выдерживать увеличенные нагрузки. Именно это и называется вертикальным масштабированием или «масштабированием вглубь » – вы улучшаете характеристики машины, чтобы сделать её более мощной.

Это хорошо проиллюстрировано на изображении ниже:

Горизонтальное масштабирование

С другой стороны, мы имеем возможность произвести горизонтальное масштабирование. В примере, приведенном выше, стоимость обновления железа едва ли будет меньше стоимости первоначальных затрат на приобретение серверного компьютера.

Это очень финансово затратно и часто не дает того эффекта, который мы ожидаем – большинство проблем масштабирования относятся к параллельному выполнению задач.

Если количества ядер процессора недостаточно для выполнения имеющихся потоков, то не имеет значения, насколько мощный установлен CPU – сервер все равно будет работать медленно, и заставит посетителей ждать.

Горизонтальное масштабирование подразумевает построение кластеров из машин (часто достаточно маломощных), связанных вместе для обслуживания веб-сайта.

В данном случае, используется балансировщик нагрузки (load balancer ) – машина или программа, которая занимается тем, что определяет, какому кластеру следует отправить очередной поступивший запрос.

А машины в кластере автоматически разделяют задачу между собой. В этом случае, пропускная способность вашего сайта возрастает на порядок по сравнению с вертикальным масштабированием. Это также известно как «масштабирование вширь ».

Есть два типа балансировщиков нагрузки – аппаратные и программные . Программный балансировщик устанавливается на обычную машину и принимает весь входящий трафик, перенаправляя его в соответствующий обработчик. В качестве программного балансировщика нагрузки, может выступить, например, Nginx .

Он принимает запросы на статические файлы и самостоятельно их обслуживает, не обременяя этим Apache. Другим популярным программным обеспечением для программной балансировки является Squid , который я использую в своей компании. Он предоставляет полный контроль над всеми возможными вопросами посредством очень дружественного интерфейса.

Аппаратные балансировщики представляет собой отдельную специальную машину, которая выполняет исключительно задачу балансировки и на которой, как правило, не установленного другого программного обеспечения. Наиболее популярные модели разработаны для обработки огромного количества трафика.

При горизонтальном масштабировании происходит следующее:


Заметьте, что два описанных способа масштабирования не являются взаимоисключающими – вы можете улучшать аппаратные характеристики машин (также называемых нодами — node ), используемых в масштабированной вширь кластерной системе.

В данной статье мы сфокусируемся на горизонтальном масштабировании, так как в большинстве случаев оно предпочтительнее (дешевле и эффективнее), хотя его и труднее реализовать с технической точки зрения.

Сложности с разделением данных

Имеется несколько скользких моментов, возникающих при масштабировании PHP-приложений. Узким местом здесь является база данных (мы еще поговорим об этом во второй части данного цикла).

Также, проблемы возникают с управлением данными сессий, так как залогинившись на одной машине, вы окажетесь неавторизованным, если балансировщик при следующем вашем запросе перебросит вас на другой компьютер. Есть несколько способов решения данной проблемы – можно передавать локальные данные между машинами, либо использовать постоянный балансировщик нагрузки.

Постоянный балансировщик нагрузки

Постоянный балансировщик нагрузки запоминает, где обрабатывался предыдущий запрос того или иного клиента и, при следующем запросе, отправляет запрос туда же.

Например, если я посещал наш сайт и залогинился там, то балансировщик нагрузки перенаправляет меня, скажем, на Server1 , запоминает меня там, и при следующем клике, я вновь буду перенаправлен на Server1 . Все это происходит для меня совершенно прозрачно.

Но что, если Server1 упал? Естественно, все данные сессии будут утеряны, а мне придется логиниться заново уже на новом сервере. Это очень неприятно для пользователя. Более того, это лишняя нагрузка на балансировщик нагрузки: ему нужно будет не только перенаправить тысячи людей на другие сервера, но и запомнить, куда он их перенаправил.

Это становится еще одним узким местом. А что, если единственный балансировщик нагрузки сам выйдет из строя и вся информации о расположении клиентов на серверах будет утеряна? Кто будет управлять балансировкой? Замысловатая ситуация, не правда ли?

Разделение локальных данных

Разделение данных о сессиях внутри кластера определенно кажется неплохим решением, но требует изменений в архитектуре приложения, хотя это того стоит, потому что узкое место становится широким. Падение одного сервера перестает фатально влиять на всю систему.

Известно, что данные сессии хранятся в суперглобальном PHP-массиве $_SESSION . Также, ни для кого не секрет, что этот массив $_SESSION хранится на жестком диске.

Соответственно, так как диск принадлежит той или иной машине, то другие к нему доступа не имеют. Тогда как же организовать к нему общий доступ для нескольких компьютеров?

Замечу, что обработчики сессий в PHP могут быть переопределены – вы можете определить свой собственный класс/функцию для управления сессиями.

Использование базы данных

Используя собственный обработчик сессий, мы можем быть уверены, что вся информация о сессиях хранится в базе данных. База данных должна находиться на отдельном сервере (или в собственном кластере). В таком случае, равномерно нагруженные сервера, будут заниматься только обработкой бизнес-логики.

Хотя данный подход работает достаточно хорошо, в случае большого трафика, база данных становится не просто уязвимым местом (потеряв её, вы потеряете все), к ней будет много обращений из-за необходимости записывать и считывать данные сессий.

Это становится очередным узким местом в нашей системе. В этом случае, можно применить масштабирование вширь, что проблематично при использовании традиционных баз данных типа MySQL , Postgre и тому подобных (эта проблема будет раскрыта во второй части цикла).

Использование общей файловой системы

Можно настроить сетевую файловую систему, к которой будут обращаться все серверы, и работать с данными сессий. Так делать не стоит. Это совершенно неэффективный подход, при котором велика вероятность потери данных, к тому же, все это работает очень медленно.

Это еще одна потенциальная опасность, даже более опасная, чем в случае с базой данных, описанном выше. Активация общей файловой системы очень проста: смените значение session.save_path в файле php.ini , но категорически рекомендуется использовать другой способ.

Если вы все-таки хотите реализовать вариант с общей файловой системой, то есть гораздо более лучшее решение — GlusterFS .

Memcached

Вы можете использовать memcached для хранения данных сессий в оперативной памяти. Это очень небезопасный способ, так как данные сессий будут перезаписаны, как только закончится свободное дисковое пространство.

Какое-либо постоянство отсутствует – данные о входе будут храниться до тех пор, пока memcached -сервер запущен и имеется свободное пространство для хранения этих данных.

Вы можете быть удивлены – разве оперативная память не отдельна для каждой машины? Как применить данный способ к кластеру? Memcached имеет возможность виртуально объединять всю доступную RAM нескольких машин в единое хранилище:

Чем больше машин у вас в наличии, тем больше будет размер созданного общего хранилища. Вам не нужно вручную распределять память внутри хранилища, однако вы можете управлять этим процессом, указывая, какое количество памяти можно выделить от каждой машины для создания общего пространства.

Таким образом, необходимое количество памяти остается в распоряжении компьютеров для собственных нужд. Остальная же часть используется для хранения данных сессий всего кластера.

В кэш, помимо сессий могут попадать и любые другие данные по вашему желанию, главное чтобы хватило свободного места. Memcached это прекрасное решение, которое получило широкое распространение.

Использовать этот способ в PHP-приложениях очень легко: нужно изменить значение в файле php.ini :

session.save_handler = memcache session.save_path = "tcp://path.to.memcached.server:port"

Redis Cluster

Redis это не SQL хранилище данных, расположенное в оперативной памяти, подобно Memcached , однако оно имеет постоянство и поддерживает более сложные типы данных, чем просто строки PHP-массива в форме пар «key => value ».

Это решение не имеет поддержки кластеров, поэтому реализация его в горизонтальной системе масштабирования не так проста, как может показаться на первый взгляд, но вполне выполняема. На самом деле, альфа-версия кластерной версии уже вышла и можно её использовать.

Если сравнивать Redis с решениями вроде Memcached , то он представляет собой нечто среднее между обычной базой данных и Memcached .