Базовые настройки RAW-конвертации на примере Adobe Camera RAW. Формат RAW: что это такое

Дата публикации: 30.11.2007

RAW с английского переводится как «сырой, незавершенный». Если в обычной жизни данное качество нельзя рассматривать как плюс, то в цифровой фотографии «сырой» формат - наиболее совершенный. Лишь самые серьезные цифровые камеры позволяют сохранять снимки в RAW, чтобы отложить часть важных настроек до этапа обработки и выжать максимум из фототехники.

Что такое RAW

Если универсальные форматы изображения JPEG и TIFF можно считать цифровым эквивалентом слайда (или конечного отпечатка), то RAW - аналог пленочного негатива. «Полуфабрикат», предполагающий различные варианты дальнейшей обработки, в ходе которой будет получен тот или иной результат.

Чтобы понять смысл «сырого» формата, стоит пойти от противного. При использовании JPEG картинка проходит пять этапов: захват аналогового сигнала матрицей, перевод в цифровую форму (аналогово-цифровой преобразователь), цветовая интерполяция, обработка в соответствии с настройками камеры, сжатие с потерей качества. Половина настроек встречаются в любых фотоаппаратах, в том числе пленочных (экспозиция, чувствительность ISO, метод замера, работа автофокуса). Остальные настройки имеют отношение к формату JPEG: * Цветопередача. Различные варианты («живая», «насыщенная», «естественные цвета»). Режимы монохромной съемки. Коррекция цветовых составляющих RGB. * Баланс белого . Если снимок получается синим или красным, выбрана неверная установка White Ballance. * Яркость и насыщенность. * Микроконтраст. Фигурирует под английским словом sharpening или русским «резкость», хотя к настоящей резкости не имеет отношения. * Степень сжатия. Различные варианты вроде «суперкачества» (super-fine) на деле означают лишь то, что потери сведены к минимуму.

Цифровой «негатив» записывается на карту сразу после этапа оцифровки аналогового сигнала. Его использование позволяет отложить все эти настройки до этапа обработки на ПК.

Цветовая интерполяция

Типичная матрица цифровой камеры состоит из расположенных на одной плоскости ячеек, которые реагируют только на яркость, формируя монохромное изображение. Чтобы получить информацию о цвете, инженер компании Kodak Брюс Байер 20 лет назад предложил установить перед каждой ячейкой фильтр одного из трех цветов - зеленого, красного и голубого, которые в сумме дают нужный оттенок. Данная технология используется по сей день. На каждую ячейку с красным и голубым фильтрами приходится две с зеленым, поскольку этот цвет содержит основную информацию о яркости.

После преобразования в цифровую форму картинка состоит из пикселей красного, зеленого и синего цветов. Для непосредственной работы такое промежуточное изображение непригодно. Чтобы каждый пиксель на выходе имел естественный оттенок (то есть включал все три цветовые составляющие), процессор камеры или RAW-конвертер суммируют цвет соседних пикселей, для чего используется сложный алгоритм цветовой интерполяции.

В зависимости от производителя и конкретной модели ЦФК, RAW-файл может содержать данные как до интерполяции, так и после (до этапа конечной обработки). В большинстве современных цифровых камер используется первый подход, так как программы конвертирования RAW почти всегда предлагают более совершенные алгоритмы. К тому же они постоянно совершенствуются, а процессор фотоаппарата можно поменять, купив новый. Улучшение внутрикамерных алгоритмов JPEG развивается параллельно с совершенствованием матриц. Именно оно нередко определяет преимущества новых моделей перед предшественниками - например, зеркалки Nikon D40 над D70.

Одинаковая матрица, но D40 - более «свежая» модель, и поэтому она обеспечивает лучшее качество JPEG. Но еще лучшего качества можно добиться, снимая на D70, если вообще отказаться от формата JPEG!

«Сырое» качество

В RAW-файле потенциально всегда больше информации, чем в конечном. RAW-конвертеры различным образом используют эти данные. Одни лучше подходят для обработки недоэкспонированных снимков, другие «выжимают» максимум из снятых с оптимальными настройками.

Как правило, АЦП (аналогово-цифровой преобразователь) обеспечивает глубину цвета 12 бит. Есть и более продвинутые исключения: Canon 40D (14 bit), Fuji S5 Pro (14 bit x 2), Pentax K10D (22 bit). При съемке в формате JPEG мы получаем обычные 8-битные файлы, сразу годные для печати. «Лишняя» информация используется процессором, чтобы компенсировать недостатки цифрой матрицы (узкий диапазон яркостей, шум). Но даже в самых мощных и продвинутых моделях «лишняя» информация не используется на 100%. RAW хранит всю информацию, которую дает блок АЦП, включая исходную разрядность (глубину цвета).

После того как файлы скопированы на компьютер, вы сами решаете, что делать с 12-битными данными. 12-битный RAW дает возможность безопасной экспокоррекции в пределах двух ступеней экспозиции в каждую сторону. Используя в RAW-конвертере инструмент экспокоррекции (просто перемещая ползунок), вы смещаете рабочую область конечного файла (8-битного). Если ваша камера слегка ошиблась в выборе параметров экспозиции, это позволит «вытягивать» тени и света без каких-либо тональных искажений или иных побочных эффектов, которые имеют место в случае серьезной тоновой коррекции.

Если же экспозиция изначально определена точно, за счет большей разрядности вы можете получать более глубокие, детализованные изображения, конвертируя «сырые» файлы в формат TIFF с 16-битным цветом. Разрядность RAW позволяет использовать этот формат для получения фотографий с расширенным динамическим диапазоном - High Dynamic Range (HDR).

Многообразие форматов

Если бы формат RAW совпадал у всех производителей, это было бы очень удобно с точки зрения совместимости программного обеспечения. В истории были попытки создать универсальный стандарт цифрового негатива, аналогичный JPEG и TIFF. Наиболее удачная из них - формат Digital Negative (DNG) от Adobe, который нашел применение в некоторых современных ЦФК (Leica M8, Pentax K10D, Samsung GX-10). Однако это - исключение из общего правила.

Мало того что каждый производитель продвигает собственный стандарт «сырых» файлов (CR2, NEF, PEF, вариации с расширением RAW), так еще и внутри линейки одного производителя форматы не совпадают: как правило, для каждого нового поколения ЦФК требуется обновление ПО.

Форматы отличаются не только с точки зрения структуры данных. Иногда производители экономят место на картах памяти, используя сжатие «сырых» данных (например, как в случае Nikon Electronic Format). Теоретически такое сжатие может привести к незначительной потере качества. На практике даже минимальные потери отсутствуют. Недостаток лишь в том, что сам процесс сжатия отнимает ресурсы и может отразиться на скорости записи снимков. «Сырой» формат Pentax (PEF) воплощает противоположный подход.

Когда не снимать в RAW

RAW-формат обеспечивает лучшее качество и возможность сделать даже из не самых удачных снимков нечто, радующее глаз. Но существует несколько ситуаций, когда снимать в RAW нецелесообразно: недостаточный объем карты памяти, серийная съемка (на некоторых «медленных» фотокамерах), бытовая съемка, прямая печать, отсутствие личного времени на обработку изображений.

Конвертор RAW файлов от Adobe появился очень давно. Почти так же давно, как и цифровые фотокамеры. Сейчас Adobe уже выпустила конвертор Camera RAW версии 9, который идет в комплекте с Adobe Photoshop СС. В настоящий момент это один из лучших RAW конверторов наряду с DxO Optics и Phase One. Я постараюсь рассказать об основных принципах работы с этой программой.

Если вы используете какой-либо другой RAW-конвертер, вы можете попробовать действия, аналогичные тем, что описаны в этой статье. Общий принцип работы всех RAW-конвертеров одинаков, а различаются они в деталях. Из популярных конвертеров я, помимо Adobe Camera Raw, могу рекомендовать DxO Optics Pro и Phase One Capture One PRO. Также конвертеры от производителей фотооборудования – Canon Digital Photo Professional и Nikon Capture NX прекрасно справляются с конвертацией снимков, полученных с помощью камер Canon и Nikon соответственно, но имеют не очень удобный интерфейс. Получивший широкое распространение Adobe Lightroom также использует Adobe Camera RAW.

Выбирая RAW-конвертер убедитесь, что конвертированные с его помощью изображения по качеству не хуже, чем JPEG, полученный напрямую с камеры. Внутрикамерная конвертация в последние годы дает очень хорошие результаты, и зачастую съёмка в JPEG бывает предпочтительнее неумелой обработки RAW-файла в конвертере.

Откроем RAW-файл в Adobe Photoshop, и перед нами развернётся окно Adobe Camera RAW. Необработанный кадр, как это всегда бывает с RAW-файлами, выглядит довольно блекло, но мы сейчас это исправим.

Основное диалоговое окно Adobe Camera RAW

A. Название фотокамеры или формат файла
B. Переключение в полноэкранный режим
C. Вкладки коррекции изображения
D. Гистограмма
E. Меню настроек Camera RAW
F. Ползунки корректировки
G. Параметры предварительного просмотра
H. Управление файлами
I. Значения масштаба

Примечание. Некоторые элементы управления, такие как ссылка на окно «Управление файлами» , доступные после открытия диалогового окна «Camera RAW» из программы Adobe Bridge или Photoshop, недоступны, если диалоговое окно Camera RAW открывается из программы After Effects.

Дважды щелкните мышью в области предварительного просмотра изображения при нажатой клавише Shift, чтобы активировать функции «Автотемпература» и «Автооттенок».

Чтобы открыть меню «Настройки Camera RAW» , нажмите кнопку в правом верхнем углу любой вкладки коррекции изображения. К некоторым командам этого меню также можно получить доступ из меню «Редактирование» > «Настройки Develop» программы Adobe Bridge.

Элементы управления просмотром и масштабированием Camera RAW.

Инструмент «Масштаб» После щелчка на изображении предварительного просмотра его масштаб устанавливается на следующее по величине предустановленное значение. Щелкните, удерживая клавишу «Alt» (Windows) или «Option» (Mac OS), чтобы установить предыдущее по величине значение масштабирования. Выделите при помощи перетаскивания инструмента «Масштаб» область в изображении предварительного просмотра, чтобы увеличить ее масштаб. Чтобы возвратиться к масштабу 100%, дважды щелкните инструмент «Масштаб».

Инструмент «Рука» Позволяет перемещать изображение в окне предварительного просмотра, если для него задан уровень масштаба больше 100%. Удерживайте клавишу «Пробел», чтобы временно активизировать инструмент «Рука», не отменяя использование другого инструмента. Дважды щелкните инструмент «Рука», чтобы подогнать изображение предварительного просмотра по размерам окна.

Выбрать масштаб Выберите значение увеличения в меню или нажмите кнопку «Выбрать масштаб» .

Просмотр Позволяет отобразить изображение предварительного просмотра, подготовленное с учетом корректировок, внесенных на текущей вкладке, в сочетании с настройками, которые заданы на других вкладках. Снимите флажок с этого параметра для отображения изображения с учетом исходных настроек текущей вкладки, в сочетании с настройками, которые заданы на других вкладках.

Переключиться между текущими настройками и настройками в представлении «До». Текущие настройки сохранены в представлении «До», к изображению применены настройки в представлении «До».

Выберите режим для предварительного просмотра:

Применить только настройки в представлении «После»
Настройки в представлениях «До/после» применены к правой и левой половине изображения
Настройки в представлениях «До/после» применены ко всему изображению: параллельный просмотр
Настройки в представлениях «До/после» применены к верхней и нижней половине изображения
Настройки «До/после» применены ко всему изображению и отображаются вертикального для быстрого сравнения

RGB Показывает значения красного, зеленого и синего компонентов цвета для пиксела, на который наведен курсор, в изображении предварительного просмотра.

Тени и света Отображает потери теней и светов с помощью кнопок в верхней части панели «Гистограмма». Участки потери теней обозначаются синим цветом, светов – красным цветом. Потери светов отображаются, если происходят потери в любом из трех каналов RGB (полностью насыщенный цвет без деталей). Потери теней отображаются, если происходят потери во всех трех каналах RGB (черный цвет без деталей).

Вкладки настройки изображения Camera Raw.

Основные Позволяет корректировать баланс белого, насыщенность цвета и тональность.

Тоновая кривая Обеспечивает тонкую настройку тона с использованием параметрической кривой и точечной кривой.

Детализация Позволяет отрегулировать резкость изображения или уменьшить шум.

HSL / Градации серого Обеспечивает тонкую настройку цветов с использованием корректировок «Цветовой тон», «Насыщенность» и «Светимость».

Разбиение тонов Позволяет преобразовывать монохромные изображения в цветные или применять специальные эффекты к цветным изображениям.

Коррекция дисторсии Применяется для компенсации хроматической аберрации, геометрических искажений и виньетирования, вызванных объективом камеры.

Эффекты Имитация зернистости фотопленки или виньетирование после кадрирования.

Калибровка камеры Позволяет применить профили камеры к изображениям необработанных снимков для устранения ошибок цветопередачи и корректировки цветов, отличных от нейтральных, в целях компенсации поведения фотосенсора цифровой камеры.

Стили Обеспечивает сохранение и применение стилей корректировки изображения.

Снимки экрана Позволяет создавать версии фотографии для фиксации ее состояния в отдельные моменты процесса редактирования.

Настройка Adobe Camera RAW

Прежде всего, откройте диалог настроек Adobe Canera RAW. Его можно найти в верхней панели инструментов (третья кнопка справа) или вызвать нажатием Ctrl/Cmd+K.

В разделе General , в пункте Save image settings in выберите, где должны сохраняться параметры обработки каждого редактируемого изображения – в отдельных.xmp файлах, что предпочтительнее всего, или же в специальной базе данных. В любом случае сам RAW-файл не подвергается никаким изменениям, поэтому вы всегда сможете вернуться в процессе редактирования назад или даже начать редактирование заново. Также сброс настроек происходит при удалении.xmp файла или базы данных.

В разделе Default Image Settings уберите все галочки, чтобы запретить программе самовольно корректировать изображения.

В разделе Camera RAW Cache укажите максимальный приемлемый для вас объём временных файлов (не меньше 1 Gb) и папку где они должны храниться (не на системном диске).

Раздел DNG File Handling можно не трогать, а в разделе JPEG and TIFF Handling отключите поддержку форматов JPEG и TIFF (Disable JPEG support и Disable TIFF support), поскольку эти форматы лучше обрабатывать напрямую через Photoshop.

Сохраните настройки, нажав «OK».

В самом низу окна Adobe Camera RAW в виде синей строки текста (ссылки) с подчёркиванием имеется описание рабочего пространства, которое будет присвоено изображению после того, как вы закончите работу в ACR и откроете его в Фотошопе. Кликните на «ссылку». В открывшемся окне проверьте следующие пункты:

Space цветовое пространство. Если вы не знаете, что это такое, то вам следует выбрать sRGB. Хочется заметить, однако, что чем реже вы будете менять цветовое пространство, тем меньше пострадает качество ваших фотографий.

Для Adobe Camera Raw совершенно безразлично, какое цветовое пространство стоит в настройках вашей камеры (эти настройки для JPEG, а не для RAW), а потому, даже если при редактировании вы планируете использовать Adobe RGB, вы можете со спокойной совестью снимать всё в sRGB – вы не потеряете ни бита информации для снимков в RAW, но будете уверены, что ваши снимки в JPEG везде отобразятся корректно.

Depth — глубина цвета. Выбор глубины цвета может иметь значения только для последующей обработки в Фотошопе. Разница между 8 и 16 битами очень простая: когда вы будете вытягивать детали в светах или тенях, а также при работе с какими-то плавными градиентами вы заметите, что при 8 битах детали вытягиваются хуже, а градиенты могут начать «разваливаться» на зоны, потому что дискретизация (ступенька) при 16 битах гораздо мельче, а информации больше, чем при 8 битах. Однако, помните, что при сохранении изображения в формате JPEG глубина цвета всё равно будет изменена на 8 бит. А если вы проводите основную обработку кадров в Camera RAW, то в любом случае будете работать с глубиной цвета, установленной в RAW-настройках вашей камеры: 12 или 14 бит. Кстати, советую всегда выставлять 14 бит — информация лишней не бывает. 🙂

Размер изображения (Size) и разрешение (Resolution) можно оставить без изменений, а в пункте Sharpen For следует выбрать None – повышать резкость лучше всегда вручную.

Удостоверьтесь в отсутствии галочки в пункте Open in Photoshop as Smart Objects и нажмите «OK». После того, как открытый в конвертере файл будет открыт в Photoshop — ваши настройки сохранятся.

Теперь найдите справа вкладку Camera Calibration и в разделе Camera Profile выберите профиль, который будет отвечать за базовые настройки цветопередачи и общего контраста. Удобно использовать Camera Neutral, поскольку проще работать, увеличивая по мере необходимости контраст и насыщенность, а не снижая их. Кроме того, любой профиль можно настроить по своему вкусу.

Если вы выбрали профиль отличный от Adobe Standard, стоящего по умолчанию, вы можете изменить настройки по умолчанию, с тем, чтобы каждый новый RAW-файл открывался с нужным вам профилем. Для этого нажмите на едва заметный значок меню справа от названия вкладки и выберите Save New Camera Raw Defaults. Вы можете записать в настройки по умолчанию любые изменения, которые обычно вы механически вносите во все изображения, чтобы избавить себя от этих лишних действий.

Вкладка Basic

Здесь собраны основные параметры, влияющие на общий вид изображения:

White Balance – баланс белого. Если вас не устраивает баланс белого сохранённый камерой в момент съёмки, вы можете изменить его, выбрав любой из предлагаемых в выпадающем меню вариантов, или настроить баланс белого вручную с помощью следующих двух инструментов:

Temperature цветовая температура в градусах Кельвина. Меньшие значения делают изображение холоднее, большие – теплее.

Tint – сдвиг. Управляет отклонением цветового баланса в сторону зелёного или пурпурного оттенка.

Значения Tint, так и Temperature очень сильно зависят от условий освещения и от характера цветопередачи вашей камеры. В идеале баланс белого стоит устанавливать в камере по серому шаблону перед съемкой. Если для этого нет возможности, стоит устанавливать баланс белого с помощью пипетки White Balance Tool , вызываемой клавишей I . Указав на область, которая должна иметь нейтральный оттенок (белая бумага или специальная серая карта), вы выровняете цветовой баланс по этому образцу. В противном случае стоит руководствоваться тем, как картинка выглядит на мониторе, если он, конечно, откалиброван.

Exposure – экспозиция, а точнее экспокоррекция. Изменяет общую яркость изображения, позволяя, к примеру, осветлить слегка недодержанный снимок. Этот инструмент затрагивает, прежде всего, средние тона и в меньшей степени света и тени, для которых имеются специальные инструменты.

Старайтесь избегать «выбивания» (клиппинга) в светах, постоянно контролируя гистограмму. Нажав клавишу O , вы можете включить предупреждение о пересветах.

Contrast – контраст. Управляет общим контрастом изображения с помощью S-образной кривой, изменяя разницу в яркости между самыми тёмными и самыми светлыми участками.

Следующие два инструмента позволяют избирательно управлять яркостью светов и теней:

Highlights – света. Помогает проявить детали в излишне ярких светах.

Shadows – тени. Осветляет тени наподобие заполняющей вспышки.

Следующая пара инструментов действует ещё более узко, затрагивая лишь крайние точки гистограммы, что бывает необходимо для борьбы с клиппингом, или, наоборот, с недостатком контраста:

Whites – точка белого цвета.

Blacks – точка чёрного цвета.

Clarity – чёткость или локальный контраст. Clarity – это наиполезнейший инструмент, поскольку во многих сценах приходится сталкиваться с недостатком именно локального контраста, в то время как общий контраст в порядке, или даже избыточен. Но будьте осторожны: в погоне за детализацией легко перегнуть палку и получить неестественные ореолы вокруг объектов.

Vibrance и Saturation управляют насыщенностью цвета. Разница между ними – в избирательности. Если Saturation повышает насыщенность всех цветов без разбора, то Vibrance работает более деликатно, увеличивая интенсивность лишь наиболее сочных (контрастных) цветов.

Иногда, после того, как настроены все инструменты вкладки Basic , стоит вернуться к ползункам баланса белого, чтобы подкорректировать их с учётом всех изменений параметров яркости, контраста и цветовой насыщенности, которые могли оказать влияние на цветовой баланс.

Вкладка Tone Curve


Здесь вы можете тонко регулировать яркость и контраст изображения с помощью кривых. Я редко пользуюсь кривыми в Camera RAW, т.к. обычно мне хватает возможностей вкладки Basic.

Вкладка Detail


Эта вкладка отвечает за повышение резкости (Sharpening ) и подавление шумов (Noise Reduction ). Первые три параметра отвечают за ахроматический (яркостной) шум, остальные – за хроматический (цветной). При подавлении яркостного шума следует проявлять особую осторожность, чтобы не получить замыленную картинку. Работая с вкладкой Detail, всегда рассматривайте изображение на 100% увеличении, иначе вы не будете видеть, что происходит с мелкими деталями.

Вкладка HSL / Grayscale

Незаменимый инструмент цветокоррекции. Вкладка HSL/Grayscale предназначена для работы с отдельными цветами и включает в себя три подвкладки:

Hue – оттенок или тон. Здесь вы можете выборочно сдвинуть тона отдельных цветов. Если вас устраивает цветопередача ACR, вы можете оставить подвкладку Hue в покое.

Saturation – насыщенность. Можно выборочно увеличить или уменьшить интенстивность какого-либо цвета.

Luminance – светимость или яркость.

Вкладка Split Toning предназначена, в частности для тонирования чёрно-белых фотографий. А также ее можно использовать для дополнительного тонирования кадров.

Вкладка Lens Corrections

Здесь можно корректировать аберрации объектива, а также перспективные искажения. Имеется две подвкладки – для автоматической и для ручной коррекции:

Profile – автоматическая коррекция аберраций объектива на основании специального профиля. Профили для большинства популярных объективов входят в стандартную поставку Adobe Camera Raw. Чтобы включить автоматическое исправление дисторсии объектива и виньетирования поставьте галочку напротив пункта Enable Lens Profile Corrections. Устранение хроматических аберраций работает в Adobe Camera RAW 9 отлично, и я советую его использовать, тем более это способствует улучшению резкости по краям кадра.

Manual – ручная коррекция. Здесь можно поправить заваленный горизонт и искажения, вносимые перспективой. Если вы будете работать в режиме ручной коррекции, советую включить сетку, нажав клавишу V , чтобы лучше видеть как сами искажения, так и ваши правки.

Вкладка Effects


Эффектов всего два: зерно (Grain ) и виньетирование (Post Crop Vignetting ).

Остаются ещё две дополнительные вкладки:

Вкладка Presets

Вы можете сохранять все изменения, которые вы внесли в изображение в виде пресетов, которые впоследствии могут быть применены к любым другим изображениям.

Вкладка Snapshots

Snapshot значит «снимок». Это то же самое, что и preset, но только в пределах одного RAW-файла. Иными словами, вы можете создать несколько вариантов обработки одной и той же фотографии (например, цветной и чёрно-белый варианты), чтобы затем работать с каждым вариантом индивидуально.

Кстати, большая часть инструментов, настроек и приемов работы применима также и к появившемуся в последней версии Photoshop фильтру Camera RAW, который можно применять к любому изображению в процессе обработки в Photoshop, в том числе и к картинке, получившейся после коныертации RAW файла.

Дополнения

Горячие клавиши при работе с одиночным изображением

Применить настройки автотона CTRL+U
Сбросить настройки тоновой коррекции CTRL+R
Отмена/возврат последнего действия CTRL+Z
Отмена нескольких последовательных действий CTRL+ALT+Z
Возврат нескольких последовательных действий CTRL+SHIFT+Z
Сброс всех настроек ALT+ клик Сбросить
Открыть изображение в Photoshop CTRL+O
Открыть без обновления метаданных CTRL+ALT+O
Открыть как смарт-объект SHIFT+CTRL+O
Сохранить с выбором параметров CTRL+S
Сохранить без диалога CTRL+ALT+S
Увеличить масштаб CTRL + plus
Уменьшить масштаб CTRL+ minus
Масштаб 100% CTRL+ALT+0 (ноль)
Масштаб по рабочему окну CTRL+0 (ноль)
Временное переключение на увеличение масштаба CTRL+ клик
Временное переключение на уменьшение масштаба ALT+ клик
Временное переключение на инструмент Рука Пробел
Временный выбор пипетки Баланса белого SHIFT
Переключение между панелями CTRL+ALT+ № панели
Инструмент Масштаб Z
Инструмент Рука H
Инструмент Баланс белого I
Инструмент Цветовой эталон S
Инструмент целевой корректировки (ЦК) T
ЦК параметрической кривой CTRL+ALT+SHIFT+T
ЦК цветового тона CTRL+ALT+SHIFT+H
ЦК насыщенности CTRL+ALT+SHIFT+S
ЦК светимости CTRL+ALT+SHIFT+L
ЦК смешения в градациях серого CTRL+ALT+SHIFT+G
Инструмент Рамка C
Инструмент Выпрямление A
Инструмент Удаление точек B
Инструмент Красные глаза E
Инструмент Корректирующая кисть K
Инструмент Градуированный фильтр G
Инструмент Радиальный фильтр J
Окно настроек CTRL+K
Поворот на 90° влево L
Поворот на 90° вправо R
Предпросмотр P
Полноэкранный режим F
Просмотр отсечки в светах O
Просмотр отсечки в тенях U
Просмотр отсечки при регулировке тона ALT + регулировка
Предпросмотр при настройке резкости ALT + регулировка
Предпросмотр при настройке Разбиения тонов ALT + регулировка
Предпросмотр при настройке Уменьшения шума ALT + регулировка
Предпросмотр при настройке Удаления хроматических аберраций ALT + регулировка
Уменьшение/увеличение размера кисти [ и ] (левая и правая квадратные скобки)
Показать наложение (инструменты локальной коррекции) V
Автомаскирование (инструменты локальной коррекции) M
Создать кисть или градиент с новыми настройками N
Временное переключение на ластик ALT
Рисование прямых линий кистью Удерживать SHIFT
Протянуть градиент под углом c шагом 15° Удерживать SHIFT
Скопировать градиент с теми же настройками ALT+CTRL + перетаскивание мышью
Выровнять радиальный градиент по краям изображения CTRL+ двойной клик внутри градиента
Настройка размера кисти Перетаскивание с нажатой ПКМ
Настройка жесткости кисти Перетаскивание с нажатой ПКМ и SHIFT
Показать маску (инструменты локальной коррекции) Y
Добавить точку на кривую из изображения CTRL + клик на участке изображения
Отменить выделение точек на кривой D
Выделить несколько точек на кривой SHIFT + клики по точкам
Перемещение точки на один тоновый уровень Стрелки на клавиатуре
Перемещение точки на 10 тоновых уровней SHIFT + стрелки на клавиатуре
Переключение между точками Plus и Minus
Удаление точки с кривой CTRL + клик по точке
Регулировка Температуры на 50К (при активном регуляторе) Стрелки вверх и вниз
Регулировка температуры на 500К SHIFT + стрелки вверх и вниз
Регулировка Оттенка ББ на 1 градацию Стрелки вверх и вниз
Регулировка Оттенка ББ на 10 градаций SHIFT + стрелки вверх и вниз
Настройка остальных регуляторов с минимальным шагом Стрелки вверх и вниз
Настройка остальных регуляторов с увеличенным шагом SHIFT + стрелки вверх и вниз

Горячие клавиши Adobe Camera Raw (при работе с несколькими изображениями в ленте)

Переход к следующему/предыдущему изображению Стрелки на клавиатуре вверх и вниз
Выделить все изображения CTRL+A
Отменить выделение CTRL+D
Выделение в произвольном порядке CTRL + клик
Выделение подряд (непрерывное) SHIFT + клик на последнем выделяемом
Убрать из выделенных CTRL + клик на выделенном
Присвоить рейтинг 1-5 CTRL + цифра 1-5
Повысить рейтинг на 1 CTRL + , (запятая)
Понизить рейтинг на 1 CTRL + . (точка)
Присвоить цветовую метку (красную, желтую, зеленую, голубую) CTRL + цифра 6-9
Присвоить пурпурную цветовую метку CTRL+SHIFT+0 (ноль)
Выбрать с рейтингом ALT+CTRL+A или ALT + Выбрать все
Одновременная коррекция всех изображений CTRL+A и начать коррекцию
Одновременная коррекция выделенных изображений Выделить нужные и начать коррекцию
Синхронизация настроек выделенных изображений без открытия диалогового окна ALT + клик Синхронизировать

Если вдруг возникнет необходимость, скачать Adobe Camera RAW всегда можно с сайта Adobe . Также, можно посмотреть .

И в завершении предлагаю вам посмотреть видеопособие «Улучшение изображений в формате Raw»: используйте весь набор данных изображения.

Выберите параметр, чтобы указать, где хранятся настройки. Использование файлов XMP полезно при необходимости перемещения или сохранения файла изображения и желании сохранить настройки необработанного снимка. Команда "Экспорт настроек" может использоваться для копирования настроек из базы данных Camera Raw в сопроводительные файлы XMP или внедрения настроек в файлы Digital Negative (DNG).

После обработки файла изображения необработанного снимка с помощью ПО Camera Raw настройки изображения сохраняются либо в файле базы данных Camera Raw, либо в сопроводительном файле XMP. Настройки, относящиеся к файлам DNG, обычно сохраняются непосредственно в файлах DNG, аналогично настройкам файлов TIFF и JPEG.

Примечание . При импорте последовательности файлов необработанных снимков в программу After Effects настройки, относящиеся к первому файлу, применяются ко всем остальным файлам в последовательности, которые не имеют собственных сопроводительных файлов XMP. Программа After Effects не проверяет базу данных Camera Raw.

Можно задать параметр для определения места хранения настроек. При повторном открытии файла изображения необработанного снимка все настройки по умолчанию принимают значения, которые использовались при последнем открытии этого файла. Атрибуты изображения (профиль целевого цветового пространства, битовая глубина, размер пикселов и разрешение) не хранятся вместе с настройками.
1 В приложении Adobe Bridge выберите пункт меню "Редактирование" > "Установки Camera Raw" (Windows) или "Bridge" > "Установки Camera Raw" (Mac OS). Или в диалоговом окне "Camera Raw" нажмите на кнопку "Открыть диалоговое окно установок" .
2 В диалоговом окне "Установки Camera Raw" выберите один из следующих параметров меню "Сохранить параметры изображения в".

База данных Camera Raw Сохраняет параметры в файле базы данных Camera Raw, находящейся в папке Documents and Settings/[имя пользователя]/Application Data/Adobe/CameraRaw (Windows) или Users/[имя пользователя]/Library/Preferences (Mac OS). Эта база данных индексируется по содержимому файла, что позволяет хранить настройки изображения необработанного снимка даже в случае перемещения или переименования файла этого изображения.

Сопроводительные файлы.xmp Позволяет сохранить настройки в отдельном файле, в той же папке, где хранится файл необработанного снимка, с тем же базовым именем и расширением.xmp. Этот вариант сохранения настроек может применяться для долгосрочного архивирования необработанных файлов со связанными параметрами, а также для обмена файлами необработанных снимков со связанными параметрами в многопользовательских рабочих процессах. В тех же сопроводительных файлах XMP могут храниться данные IPTC (International Press Telecommunications Council) или другие метаданные, относящиеся к файлу изображения необработанного снимка. Перед тем, как открывать файлы, находящиеся на носителе CD или DVD, допускающем только чтение, обязательно скопируйте их на жесткий диск. Внешний модуль Camera Raw не сможет записать файл XMP на носитель, допускающий только чтение, и вместо этого запишет настройки в файл базы данных Camera Raw. Предусмотрена возможность просмотра файлов XMP в приложении Adobe Bridge; для этого необходимо выбрать меню "Просмотр" > "Показать скрытые файлы".

Важная информация . Если для управления файлами используется система управления версиями, и настройки сохраняются в сопроводительных файлах XMP, то следует учитывать, что для внесения изменений в изображения необработанных снимков необходимо осуществлять входной и выходной контроль сопроводительных файлов; аналогичным образом, следует обеспечить управление сопроводительными файлами XMP (например, переименование, перемещение, удаление) наряду с соответствующими им файлами необработанных снимков. Такую синхронизацию файлов обеспечивают сами приложения Adobe Bridge, Photoshop, After Effects и Camera Raw, если работа с файлами осуществляется локально.

Если настройки необработанных снимков хранятся в базе данных Camera Raw, но решено переместить файлы в другое место (записать на CD или DVD, перенести на другой компьютер и т.д.), то можно воспользоваться командой "Экспортировать настройки в XMP" для экспорта настроек в сопроводительные файлы XMP.

3 Если есть необходимость сохранения всех корректировок, внесенных в файлы DNG, непосредственно в самих файлах, выберите "Игнорировать сопроводительные файлы.xmp" в разделе "Обработка файла DNG" диалогового окна "Установки Camera Raw".

Про RAW-конвертацию сказано много и вместе с тем мало. Основной недостаток материалов, с которыми мне доводилось встречаться, заключается в том, что в них мало говорится собственно о RAW-конвертации. В основном статьи сводятся к описанию возможностей программ-конверторов и их сравнению между собой. В то время, как большинство возможностей большинства RAW-конверторов не имеют отношения непосредственно к конвертации. При этом, когда речь заходит наконец о параметрах конвертации, зачастую их описание сводится к общим комментарием в духе «темнее/светлее», которые не дают понимания логики пользования этих инструментов. По моим наблюдениям, большинство начинающих фотографов, даже после прочтения книг и статей, продолжаются мучиться вопросом «что происходит, если я сдвину такой-то ползунок и вообще в какой последовательности их надо двигать». Попробуем немного восполнить этот пробел.

Основные параметры

Прежде всего давайте разберемся, что будет происходить при установке базовых параметров RAW-конвертации. Попробуем при этом обойтись без физики, математики и других основополагающих процессов, которые за этим стоят. Рассматривать будем на примере Adobe Camera RAW, хотя в общем виде эта информация применима ко всем конверторам (хотя название параметров от конвертора к конвертору может меняться).

Хотелось бы сразу уточнить, что алгоритмы RAW-конвертации являются закрытыми. Поэтому относительно некоторых возможностей RAW-конверторов нет однозначной информации, относятся ли они напрямую к конвертации или являются дополнительными функциями, которые можно использовать и в обыкновенном графическом редакторе. Поэтому в рамках этой статьи деление параметров на «конвертирующие» и «дополнительные» несколько условно.

Exposure

Этот параметр задаёт яркость белой точки. При этом яркость черной точки практически не меняется, а всё что находится между ними, «растягивается» или «сжимается» в новом диапазоне яркостей. Принципиально важно — при увеличении значений параметра его алгоритм не препятствует отсечке светов (аналогично правому ползунку инструмента Levels в Adobe Photoshop).

При значительном увеличении ведёт к проявлению шумов в тенях.

Blacks

Этот параметр является противоположным Exposure и управляет яркостью черной точки, максимально возможным образом зафиксировав белую. Не заботясь о том, происходит отсечка теней или нет. В отличие от Exposure может изменяться только в одну сторону.

Recovery

Параметр Recovery отвечает за перераспределение яркостной информации в самой светлой части изображения — снижение яркости светлых точек в целом и, по возможности, восстановление информации в пересвеченных областях. Яркость точек в остальных частях тонального диапазона остаётся при этом практически без изменений.

При значительном увеличении ведёт к снижению общего контраста. Что может быть скомпенсировано его увеличением через другие инструменты.

Fill Light

Fill Light буквально переводится как «заливка светом» (имеется в виду заливка светом теней, по аналогии с терминологией, применяемой при управлении светом в студийной съёмке) и является параметром, противоположным параметру Recovery. Занимается перераспределением яркостей в самых тёмных областях изображения. При этом яркость точек в остальных частях тонального диапазона остаётся практически без изменений. В отличие от Recovery, не способен восстановить информацию в проваленных (отсечённых) тенях.

Большие значения Fill Light могут привести к появлению шумов в тенях.

Примечание. На отсечку информации в светах/тенях также влияют установленные значения других параметров параметров — в первую очередь Vibrance, Saturation, Temperature, Tint.

White Balance

Параметр Temperature определяет общий цветовой баланс, меняя оттенок изображения вдоль оси «b» (Lab). А параметр Tint — вдоль оси «a» (Lab). Поскольку большинство фотографов привыкло иметь дело с RGB-изображениями, другими словами это можно описать так: изменение параметров Temperature и Tint влияют на соотношения между яркостями каналов RGB, что сказывается на общем цветовом балансе итоговой фотографии.

Brightness

Этот параметр отвечает за общую яркость изображения. При увеличении/уменьшении увеличивает/уменьшает яркость всех точек итогового тонального диапазона. Яркость увеличивается/уменьшается не пропорционально — больше всего в средних тонах и меньше всего в светлых и темных тонах. Даже значительное изменение яркости практически не ведёт к отсечке светов или теней.

При значительном увеличении может привести к появлению шумов в теневых областях изображения.

Contrast

Параметр Contrast перераспределяет яркость одновременно в полутенях и тричетверть светах, не меняя яркость средних тонов. В случае положительных значений полутени становятся темнее, тричетверть света светлее. При отрицательных полутени осветляются, тричетверть света затемняются.

Чрезмерное увеличение контраста может привести к отсечкам информации в светах и тенях.

Curves

Тоновая кривая Curves доступна в большинстве RAW-конверторов. Это мощный инструмент, который позволяет определить, как будет выглядеть будущая фотография. Пользоваться им в RAW-конверторе или нет, зависит от того, хотите ли вы получить после конвертации конечный результат, или заготовку для дальнейшей работы в графическом редакторе.

Некоторые описанные выше яркостно-контрастные операции (но не все) можно сделать с помощью тоновой кривой, причем более гибко управляя перераспределением яркостей. Например, параметр Contrast аналогичен вот такой форме кривой (слева). А в случае работы непосредственно с кривой мы можем её задать более точно учитывая индивидуальные особенности каждой конкретной фотографии (пример справа).

Примечание для тех, кто использует Adobe Lightroom. Эта программа не позволяет задавать точки работы с кривой вручную, такая возможность доступна в Adobe Camera RAW.

Clarity / Vibrance / Saturation

В этой группе параметров Clarity по сути является некой более сложной аналогией спецэффекта HiRaloAm (Hi Radius Low Amount по отношению к параметрам Unsharp Mask). Vibrance и Saturaton по воздействию они аналогичны соответствующим инструментам в Adobe Photoshop. О различии этих параметров мы подробно рассуждали в этой заметке.

Все остальные инструменты конвертора Adobe Camera RAW являются ещё в большей степени «довесками», чем перечисленные. Хотя, безусловно, призваны упростить жизнь фотографов. Просто вы должны отдавать себе отчёт в том, что это дополнительные, местами довольно сильно ограниченные возможности, которые можно реализовать также в Adobe Photoshop (и, как правило, качественнее).

Последовательность выставления параметров

Теперь попробуем выстроить некоторый алгоритм установки параметров в RAW-конверторе. Почему некоторый. Дело в том, что вообще говоря, это очень сильно зависит от того, стремитесь ли вы получить в конверторе конечный результат, или же максимально хорошую заготовку для последующей обработки в Фотошопе. Вместе с тем, некоторую общую логику, пожалуй, предложить можно.

Важно понимать, что восприятие цвета зависит от его яркости. Кроме этого, композитная RGB-кривая и другие яркостно-контрастные параметры влияют на цветовые характеристики изображения. Поэтому логично было бы сначала задать точки отсечки, яркость, контраст и далее цветовой баланс и другие цветовые настройки (если требуется). Это не означает, что нельзя возвращаться к тем или иным шагам и вносить коррекции по ходу процесса, но тем не менее я бы предложил придерживаться следующей последовательности действий:

0. Отталкиваемся от значений «по нулям» — то есть выставляем все параметры в ноль, тоновую кривую в значение Linear. Это позволит нам увидеть изображение, примерно соответствующее тому, которое заложено в RAW-файле. Картинка при этом будет блёклой и полусерой — это нормально. Баланс белого на этом этапе можно выставить либо As Shot (часто он оказывается нормальным для начала работы), либо примерно на глаз (если сразу видно, что цветовой слишком сильно смещен).

  1. Задаем белую и черную точку с помощью Exposure и Blacks .
  2. Если требуется, восстанавливаем незначительные пересветы с помощью Recovery и осветляем тени с помощью Fill Light .
  3. Если необходимо получить готовую и или более-менее готовую фотографию после RAW-конвертора , устанавливаем контраст и яркость. Я рекомендую по возможности делать это через инструмент Curves, так как он более гибкий, чем параметры Brightness и Contrast , хотя использовать их можно и в совокупности.
  4. Выставляем общий цветовой баланс белого с помощью параметров Temperarure и Tint .
  5. Если требуется, снижаем или повышаем насыщенность фотографии через Vibrance и Saturation .
  6. Если требуется, можно воспользоваться другими дополнительными инструментами — настроить тонкие цветовые нюансы через цветовой эквалайзер HSL / Grayscale, побороться с хроматическими аберрациями и виньетированием в закладке Lens Correction, сделать кадрирование, выровнять горизонт, поэкспериментировать с профилями камеры в закладке Camera Calibration и т.д.

Вот такие соображения. Надеюсь, они окажутся полезны. Если где неточность допустил, буду благодарен за поправки. Всем, кто хочет лучше разобраться с вопросами RAW-конвертации, я рекомендую посетить семинар Александра Онищенко RAW-конвертация или курс Антона Мартынова Работа в RAW-конверторах , где поднятые и другие вопросы раскрываются глубже.

Пропустить занудство

Прежде всего, откройте диалог настроек ACR. Его можно найти в верхней панели инструментов (третья кнопка справа) или вызвать нажатием Ctrl/Cmd+K.

В разделе General , в пункте Save image settings in выберите, где должны сохраняться параметры обработки каждого редактируемого изображения – в отдельных.xmp файлах (Sidecar “.xmp” files) или же в специальной базе данных (Camera Raw database). Я предпочитаю первый вариант, т.е. после сохранения результатов работы программа создаёт рядом с каждым RAW файлом дополнительный файл настроек с расширением.xmp, в который и записывает все внесённые изменения. В случае с базой данных вся информация хранится централизованно, что для меня неудобно. В обоих случаях сам RAW файл не подвергается никаким изменениям, и потому вы всегда можете вернуться в процессе редактирования назад или даже обнулить все настройки и начать редактирование заново. Также сброс настроек происходит при удалении.xmp файла или базы данных ACR.

В разделе Default Image Settings уберите все галочки, чтобы запретить программе самовольно корректировать изображения.

В разделе Camera Raw Cache укажите максимальный приемлемый для вас объём временных файлов (не меньше 1 Gb) и папку где они должны храниться (желательно не на системном диске).

Раздел DNG File Handling можно не трогать, а в разделе JPEG and TIFF Handling отключите поддержку форматов JPEG и TIFF (Disable JPEG support и Disable TIFF support), поскольку эти форматы лучше обрабатывать напрямую через Photoshop.

Сохраните настройки, нажав «OK».

В самом низу окна Adobe Camera Raw в виде синей ссылки с подчёркиванием имеется описание рабочего пространства, которое будет присвоено изображению после того, как вы закончите работу в ACR и откроете его в Фотошопе. Кликните на «ссылку». В открывшемся окне проверьте следующие пункты:

Space (цветовое пространство). Если вы не знаете, что это такое, то вам следует выбрать sRGB. Однако даже если вы знакомы с понятием цветового пространства, я не советую вам переключаться на Adobe RGB, и уж тем более на ProPhoto RGB, без веской на то причины. Окончательный результат вашей работы, предназначенный для печати или для публикации в Интернете, всё равно в конечном итоге должен быть переведён в общеупотребимое sRGB, и чем реже вы будете менять цветовое пространство, тем меньше пострадает качество ваших фотографий.

Оговорюсь, что для Adobe Camera Raw совершенно безразлично, какое цветовое пространство стоит в настройках вашей камеры (эти настройки для JPEG, а не для RAW), а потому, даже если при редактировании вы планируете использовать Adobe RGB, вы можете со спокойной совестью снимать всё в sRGB – вы не потеряете ни бита информации для снимков в RAW, но будете уверены, что ваши снимки в JPEG везде отобразятся корректно.

Depth (глубина цвета). Теоретически, чем больше бит, тем выше качество, но на практике разница между 8 и 16 битами становится заметна только при очень агрессивном редактировании, поэтому в большинстве случаев я использую 8 Bits/Channel и перехожу на 16 бит только тогда, когда это действительно необходимо. Если вы не стремитесь экономить место на жёстком диске, вы можете сразу выбрать 16 Bits/Channel, но не забудьте, что при сохранении изображения в формате JPEG глубину цвета всё равно будет изменена на 8 бит.

Выбор глубины цвета может иметь значения только для последующей обработки в Фотошопе. Camera Raw, где я советую производить основные манипуляции с яркостью и контрастом, в любом случае будет работать с глубиной цвета нативной для вашей камеры, т.е. 12 или 14 бит.

Размер изображения (Size) и разрешение (Resolution) можно оставить без изменений, а в пункте Sharpen For следует выбрать None – повышать резкость лучше всегда вручную.

Удостоверьтесь в отсутствии галочки в пункте Open in Photoshop as Smart Objects и нажмите «OK».

Теперь найдите справа вкладку Camera Calibration и в разделе Camera Profile выберите профиль, который будет отвечать за базовые настройки цветопередачи и общего контраста. Я обычно использую Camera Neutral, поскольку мне проще работать, увеличивая по мере необходимости контраст и насыщенность, а не убавляя их. Любой профиль можно настроить по своему вкусу.

Если вы выбрали профиль отличный от Adobe Standard, стоящего по умолчанию, вы можете изменить настройки по умолчанию, с тем, чтобы каждый новый RAW файл открывался с нужным вам профилем. Для этого нажмите на едва заметный значок меню справа от названия вкладки и выберите Save New Camera Raw Defaults. В принципе, вы можете загнать в настройки по умолчанию любые изменения, которые вы рутинно вносите во все изображения, чтобы избавить себя от лишних действий.